Невероятный – высший пилотаж от “Соколов России”. Такое раз увидел - запоминается на всю жизнь. Авиашоу – на аэродроме Мочище. Этого дня многие жители области ждут целый год. В Мочище летают и грозные Су-34, и Миг-3 – восстановленный новосибирскими авиареставраторами. Воздушные шары, самолеты, вертолеты, парашютисты. Один день в году небо над аэродромом кипит. А такой он в будни. Тихо. Лишь невесомые Аэропракты деликатно режут небо.
Оксана Тарасенко, корреспондент: “Бетонной полосы нет, и кажется, что самолеты взлетают и садятся в чистом поле. Но это не так - полоса есть. Вот она, ограничена конусами. Ее специально каждый день осматривают, следят за тем, чтобы не было никаких посторонних предметов и даже следят за высотой травы”.
Полосы целых две – чтобы безопасно взлетать и садиться при любом направлении ветра. Для большей безопасности их замостят пластиковой решеткой. Идею уже проверяют на рулежной дорожке. Трава прорастает сквозь ячейки - укрепляя поверхность. На таком покрытии шасси не провалится и не поскользнется в непогоду. Хитрость подсмотрели у военных.
Владимир Горбунов, заместитель директора аэродрома Мочище : “Военные использовали металлические полосы – и на любую поверхность укладывались – чтобы в любую погоду можно было использовать грунт для посадки самолетов”.
Аэропракты едва касаются земли – и снова взлетают. Так ученики отрабатывают навыки пилота. За этим в Мочище едут со всей области. Пока аэродром - лишь тренировочная площадка. Но скоро возобновит работу собственный учебный центр.
В середине прошлого века – здесь же, в Мочище, училась летать Марина Попович. Будущий 102-кратный рекордсмен мира. Легенда. Первая женщина-пилот, которая преодолела звуковой барьер. Ведущий летчик-испытатель ОКБ Антонова.
И сегодня, когда тебя тренирует трехкратный абсолютный чемпион России – это внушает доверие. Инструкторы - мастера спорта - по планеризму, по высшему пилотажу, чемпионы. Но главное - здесь работают люди, по-настоящему влюбленные в небо.
Александра Полторанина знают, пожалуй, все, кто с начала 90хх учился летать и прыгать с парашютом в ДОСААФ. Он – один из основателей знаменитого детского лагеря Пилот в Искитинском районе. Он начинал развивать планерный спорт в Новосибирской области. Он и сегодня живет авиацией. Все, кто в небе – слышат именно его голос.
Александр Полторанин, руководитель полетов аэродрома Мочище: “А часто к вам прилетают из других городов? - Каждый день. Робинсоны каждый день по нескольку штук – как мухи летают. Вот пришел из Омска. Один пришел с Красноярска – улетел на Омск сегодня, очень удобный пункт”.
Не удивительно. Здесь есть все виды авиатоплива. Есть, где остановиться. И номера, и даже столовая. Есть, у кого попросить помощи в ремонте. Здесь - готовы ко всему.
Василий Чекрыгин, начальник поисково-спасательной и парашютно-десантной службы аэродрома Мочище: “Все свое ношу с собой. Это прицеп с аварийно-спасательным имуществом – для аварийно-спасательной команды на случай нестандартной ситуации на аэродроме с воздушными судами”.
Расположен удачно. На пересечении всех путей. Лучший аэродром России для малой авиации - это официальный титул. В этом году Мочище победил во всероссийском конкурсе – в категории площадок с грунтовым покрытием. 150 критериев. Для многих из Москвы и Петербурга - Мочище стал открытием.
Кирилл Исаев, пилот-инструктор Мочище: “Наш аэродром находится в центре России, и мы наиболее удобная посадка для тех, кто путешествует через всю страну. У нас любой может остановиться и продолжить путешествие как по России так и по всему миру”.
Кирилл лично отправлял заявку. Сам - именно в Мочище получил путевку в небо. Он – участник уникальной программы, которую запустили владельцы аэродрома: бесплатная летная подготовка для лучших студентов авиафакультета НГТУ. Пришел учиться – остался работать. Инструктором. Понравилось.
Александр Осокин, директор аэродрома Мочище: “Помните, как в хорошем фильме “Мимино”, если тебе будет приятно – мне будет так приятно. Как хорошо. Я хочу, чтобы везде так было”.
Александр Осокин на этом поле с начала 90-х. Заброшенные ДОСААФ площади – где садили картофель и кукурузу – вычистил, выровнял. Отстоял в двухтысячных, когда посреди взлетно-посадочных полос вдруг решили пустить автомобильное шоссе. И сегодня готов передавать опыт лучшего аэродрома России.
Александр Осокин, директор аэродрома Мочище: “То, что есть у нас – должно быть везде. Чтобы площадка работала и принимала воздушные суда малой авиации. Не так много нужно денег. Может, не так, как у нас, сколько мы всего понастроили. Нужна полоса. Комплект авиабензинов-керосинов, авиатоплива. И домик – чтобы поздний путник, который прилетел, поставил свой самолет и мог переночевать. У нас это все есть только в гораздо больших размерах”.
Дело здесь не в деньгах – подтверждение словам стоит в дальнем ангаре. Их больше не выпускают. Ил-14 не было равных в Арктике. Неприхотливый, экономичный, долго держится в воздухе. По легенде – это личный борт маршала Жукова. Купили в подмосковном Жуковском. Привезли в Новосибирск. Восстанавливают – чтобы летал.
Сергей Долганов, начальник инженерно- авиационной службы аэродрома "Мочище": “Воздушное судно изнашивается в воздухе, на земле оно гниет. Борьба в авиации – это борьба с коррозией. Вот поэтому осмотрели – увидели, удалили, новое поставили. Элементами заменили – и вперед”.
А этот – уже летает. Восстановили – с нуля. И тоже – история. Ми-1. Первый серийный вертолет гражданской авиации, аэрофлота.
Владимир Кумов, техник аэродрома Мочище: “Первый серийный. До этого вертолетов у нас не было. Потом дальше пошли все остальные. Это прародитель всех вертолетов аэрофлота. Дедушка. Такой, как у нас – он один в России. Имеет сертификат летной годности и летает”.
Мы стоим у Ми-2. Тоже - в рабочем состоянии. Напротив - Ми-6. Он – на земле встречает гостей аэродрома. Уже идут переговоры с заводом. Чтобы рядом поставить – ми 26. Здесь не просто взлетают и садятся. Это – не просто аэродром. Музей. Дом. Особое место для тех, кто влюблен в небо.