НОВАТ завершил свой 71-й сезон. Он ознаменовался, как никогда прежде в истории театра, целым рядом новых имен, названий, трендов, жанров. Спектакль режиссера Вячеслава Стародубцева и художника Жанны Усачевой со стильными декорациями в эстетике Сальвадора Дали и невероятными костюмами открыл зрителю новый жанр – fashion-opera. 13 июля «Аида» покорила Новосибирск...
Вячеслав Стародубцев – режиссер, кандидат искусствоведения, педагог ГИТИСа, новосибирскому зрителю хорошо известен: его квест-опера «Турандот» с успехом прошла в феврале, а в июне режиссер подарил нам fashion-оперу «Аида», которая стала ярчайшим событием этого лета в театральной жизни столицы Сибири.
Заказ для Джузеппе Верди
История создания «Аиды» отличается странностью и запутанностью. В 1869 году, к открытию Суэцкого канала, должен был быть построен каирский театр. Правительство Египта заранее обратилось к Джузеппе Верди с просьбой написать оперу на египетскую тему. Идея оперы принадлежала французскому египтологу Огюсту Мариету. Он посвятил в свой замысел торжественного представления самого хедива и кратко изложил сюжет на бумаге. Либреттист Камиль дю Локль разработал план отдельных сцен. В таком виде идея предстала перед Верди и... была отклонена. Композитор настаивал на том, чтобы к работе был привлечен талантливый литератор Антонио Гисланцони. Либретто было написано в кратчайшие сроки, теперь дело стало за Верди. Но прежде чем взяться за работу, Джузеппе запросил гонорар в сумме 150 000 франков. Контракт был подписан, когда Верди еще не написал ни единой ноты! И все, что заказчик получил, была единственная копия партитуры и право первому поставить оперу в Каире. И только в Каире. Более того, композитор сохранил за собой полную свободу в сроках постановки. Суэцкий канал был открыт, в новом театре прошла опера «Риголетто», а «Аида» еще не была готова...
Мировая премьера оперы состоялась в Каире накануне Рождества 1871 года. Представление вылилось в огромный международный триумф. В театре собралось высшее общество со всего света. Не было только Джузеппе Верди. Но он присутствовал – 46 дней спустя – на итальянской премьере в Милане. Успех этой постановки был столь же велик. С тех пор «Аида» является любимейшим оперным спектаклем и входит в репертуар практически каждой оперной труппы во всем мире.
В России «Аида» впервые была поставлена итальянской труппой 19 ноября 1875 года в Петербурге. На русском языке она прозвучала 1 апреля 1877 года в Мариинском театре. На советской сцене премьера «Аиды» состоялась 6 октября 1922 года – Большой театр в Москве отдал должное великому творению Верди.
«Аида» была поставлена и в Новосибирском государственном академическом театре оперы и балета в 2004 году Дмитрием Черняковым. Спектакль номинировался в 2005 году на национальную премию «Золотая Маска».
«В «Аиде» для нас было важно найти свою эстетическую историю...»
Накануне премьеры режиссер Вячеслав Стародубцев рассказал о своей работе над спектаклем, о природе оперы и своем видении бессмертного произведения Джузеппе Верди...
– Вячеслав, какова концепция вашей «Аиды»?
– Главная концепция – это музыка. Работая вместе с Дмитрием Михайловичем Юровским, замечательным дирижером, музыкантом, мы поставили перед собой задачу – не испортить поистине уникальный шедевр Верди. Сложнейшие в истории мировой оперной драматургии ансамбли, огромные монолитные сцены – всё это присуще «Аиде». Так, в большом финале у нас на сцене находится более 150 человек. Даже чисто технически организовать это довольно нелегко. «Аида» – монументальное произведение и всегда будет идти в монументальном виде. С ней сложно сделать что-то другое.
Что касается действия, мне как постановщику хотелось показать его в несколько ином эстетическом контексте. Мы выбрали эстетику Сальвадора Дали. Для меня был важен образ не самой пустыни как таковой – хотя песок в декорациях тоже присутствует. Мы хотели уйти от бутафории египетских иероглифов и найти свою эстетическую историю. Так появились прикрепленные к потолку слоны, которые опираются на сцену своими непропорционально длинными ногами, и оранжево-красные закаты с картин Сальвадора Дали...
Режиссер Вячеслав Стадодубцев: «Мне хотелось показать классическую историю в неожиданном эстетическом ракурсе. Моя «Аида» очень близка к философии картин Сальвадора Дали. Эта история любви происходит на фоне душных ландшафтов пустынь и бесконечно жарких небес. Герои не архаизированы – это живые люди, каждый из них находится во власти глубоких противоречий, каждый пытается найти свой внутренний оракул и добиться ответа на свои чувства. У них есть стремление надышаться кислородом, вдохнуть полной грудью, наполнить каждую клеточку своего существа любовью. Каждый из этой любовной пирамиды борется за право обладания собственным счастьем...».– Спектакль готов на все сто? Или еще есть время что-то дополнить, подкорректировать?
– До премьеры две ночи и день, идет доработка по декорациям, а еще надо обжить то, что уже создано. Великое счастье работать над таким гениальным произведением в таком театре, как НОВАТ. Вообще я считаю, «Аида» обязательно должна быть в репертуаре любого театра!
– Почему именно fashion-opera ?
– «Аида» – одна из самых исполняемых в мире опер, одна из самых модных. Поэтому мы позволили себе выбрать такой жанр как «фэшн-опера». Это шоу, путешествие сквозь стили и эпохи. И, конечно, нам хотелось сделать акцент на потрясающих костюмах: объединить пластик, лаке, неопрен, еva-пену, другие современные материалы… Они даже в моде используются очень редко, а в сценическом варианте практически никогда. Это не так просто – совместить все эти технологии, чтобы сделать нечто интересное зля зрительского глаза...
Режиссер Вячеслав Стародубцев: «В «Аиде» драматическая правда с блеском выявляется музыкальной лексикой Верди, здесь нет лишних украшательств. Даже в монументальных массовых сценах при всей театральной пышности сюжета невероятно правдиво звучат мелодические характеристики каждого персонажа...»
– Вы рассказали о концепция художественной, профессиональной. А какова ваша сверхидея?
– Сверхидея? Да, пожалуй, она есть. «Аида» – это столкновение тоталитаризма и внутренней жизни человека. Но я считаю, что тоталитаризм живет внутри каждого из нас. Его у нас больше, чем мы можем себе представить! Он в государстве, в политике, в любой сфере деятельности... И мы его должны победить, победить, прежде всего, внутри самих себя. Одним из действующих лиц у меня выступает мальчик – сын Аиды и Радамеса. Это символ чего-то нового, свежего, истинного. Безжалостный тоталитаризм проникает в его судьбу и меняет его жизнь. Понимаете, я всегда для себя ищу мотивацию тех музыкально-драматургических столкновений, которые заложены в произведении. Почему принцесса, дочь царя, оказалась среди служанок? Я для себя решил, что она убежала от отца ради любви, родила ребенка в стране красоты, в Египте. Это моя предыстория, биография роли. Такой я вижу Аиду.
Режиссер Вячеслав Стародубцев: «Я не сторонник коверканья сюжета, но я искал новые мотивации к действиям всех героев. Этот поиск для меня не самоцель, а производное от глубокого погружения в материал. Я не пытаюсь быть модным, современным, скандальным – наоборот, иду по пути музыкальной драматургии: от глубины музыки и сюжета...»
– Вячеслав, скажите пару слов об исполнителях...
– Вероника Джиоева вам хорошо знакома. С ней мы встречались в «Травиате», а сейчас – в опере «Аида». Замечательная певица! Все эмоции, которые присущи ей в жизни, она умудряется перенести на сцену. Аида – это один сплошной нерв, который держит зрителя на протяжении всего спектакля... Ее противоположность – Агунда Кулаева, тоже неоднократно пела на сцене новосибирского оперного театра. Вообще, у нас получился такой своеобразный акт дружбы народов . Амнерис и Аида: одна певица из Северной Осетии, другая – из Южной. Хотя в их странах конфликт, но в жизни они дружат. Да и по сюжету, что интересно, Нубийская принцесса, представительница верхнего Египта – Аида, а представительница нижнего Египта – дочь фараона Амнерис. Так что у нас все аутентично (смеется).. .
Михаил Агафонов согласился исполнить партию Радамеса. Так сложилось, что и Олег Видеман, и Роман Завадский, к сожалению, совсем расклеились к концу сезона. Это нормальное явление. И тут очень важно иметь на низком старте коллег, которые всегда готовы выручить, чтобы спектакль состоялся...
Сегодня вы слышали Алексея Зеленкова. Он делает потрясающие успехи в профессии! Одним словом, у нас подобралась очень слаженная команда: и солисты, и хор, и статисты. Все играют с одинаково высокой отдачей, и это приятно.
Кроме того, я очень рад, что мне позволили привезти на «Аиду» мою постановочную группу в полном составе. Художник по костюмам Жанна Усачева, это наш пятый совместный проект: до «Аиды» мы выпустили ряд драматических спектаклей. Художник по свету Сергей Скорнецкий, с которым мы делали в НОВАТе «Турандот». Пластическое решение – это Артур Ощепков, мой давний друг: именно с ним я сделал свой первый драматический спектакль «Антонио и Амадей». Наконец, музыкальный руководитель и дирижер Дмитрий Юровский – очень близкий мне человек. Дмитрий слышит меня, позволяет очень многое, мы говорим с ним на одном языке. Это редкая удача, что режиссер и дирижер не конфликтуют, а заняты одним интересным делом. Я счастлив, что нашел свою команду в этих людях...
– Мы еще увидим Веронику Джиоеву в роли Аиды?
– Безусловно! У нас есть несколько составов на данный спектакль, но Вероника будет петь не только в премьерных июньских спектаклях. Как раз сейчас мы разбираемся с ее графиком на следующий сезон. И, я думаю, в следующем полугодии она порадует новосибирцев своим пением. Было бы странно, если бы эту партию она спела только на первых премьерных спектаклях.
– Вы видели предыдущую новосибирскую Аиду?
– Я видел постановку Дмитрия Чернякова, когда ее привозили в Москву на «Золотую Маску». Я тогда был еще студентом, учился в ГИТИСе. Мне было интересно, прежде всего, увидеть спектакль новосибирского оперного театра. Помню этот грандиозный дождь, который шел в конце. Помню, что был потрясен. Но это было очень давно (смеется) .
Лилия Вишневская. Фото автора