«Аида». Театральное потрясение в стиле fashion

НОВАТ завершил свой 71-й сезон. Он ознаменовался, как никогда прежде в истории театра, целым рядом новых имен, названий, трендов, жанров. Спектакль режиссера Вячеслава Стародубцева и художника Жанны Усачевой со стильными декорациями в эстетике Сальвадора Дали и невероятными костюмами открыл зрителю новый жанр – fashion-opera. 13 июля «Аида» покорила Новосибирск...

Вячеслав Стародубцев – режиссер, кандидат искусствоведения, педагог ГИТИСа, новосибирскому зрителю хорошо известен: его квест-опера «Турандот» с успехом прошла в феврале, а в июне режиссер подарил нам fashion-оперу «Аида», которая стала ярчайшим событием этого лета в театральной жизни столицы Сибири.

Заказ для Джузеппе Верди

История создания «Аиды» отличается странностью и запутанностью. В 1869 году, к открытию Суэцкого канала, должен был быть построен каирский театр. Правительство Египта заранее обратилось к Джузеппе Верди с просьбой написать оперу на египетскую тему. Идея оперы принадлежала французскому египтологу Огюсту Мариету. Он посвятил в свой замысел торжественного представления самого хедива и кратко изложил сюжет на бумаге. Либреттист Камиль дю Локль разработал план отдельных сцен. В таком виде идея предстала перед Верди и... была отклонена. Композитор настаивал на том, чтобы к работе был привлечен талантливый литератор Антонио Гисланцони. Либретто было написано в кратчайшие сроки, теперь дело стало за Верди. Но прежде чем взяться за работу, Джузеппе запросил гонорар в сумме 150 000 франков. Контракт был подписан, когда Верди еще не написал ни единой ноты! И все, что заказчик получил, была единственная копия партитуры и право первому поставить оперу в Каире. И только в Каире. Более того, композитор сохранил за собой полную свободу в сроках постановки. Суэцкий канал был открыт, в новом театре прошла опера «Риголетто», а «Аида» еще не была готова...


Мировая премьера оперы состоялась в Каире накануне Рождества 1871 года. Представление вылилось в огромный международный триумф. В театре собралось высшее общество со всего света. Не было только Джузеппе Верди. Но он присутствовал – 46 дней спустя – на итальянской премьере в Милане. Успех этой постановки был столь же велик. С тех пор «Аида» является любимейшим оперным спектаклем и входит в репертуар практически каждой оперной труппы во всем мире.

В России «Аида» впервые была поставлена итальянской труппой 19 ноября 1875 года в Петербурге. На русском языке она прозвучала 1 апреля 1877 года в Мариинском театре. На советской сцене премьера «Аиды» состоялась 6 октября 1922 года – Большой театр в Москве отдал должное великому творению Верди.

«Аида» была поставлена и в Новосибирском государственном академическом театре оперы и балета в 2004 году Дмитрием Черняковым. Спектакль номинировался в 2005 году на национальную премию «Золотая Маска».

«В «Аиде» для нас было важно найти свою эстетическую историю...»

Накануне премьеры режиссер Вячеслав Стародубцев рассказал о своей работе над спектаклем, о природе оперы и своем видении бессмертного произведения Джузеппе Верди...


– Вячеслав, какова концепция вашей «Аиды»?

– Главная концепция – это музыка. Работая вместе с Дмитрием Михайловичем Юровским, замечательным дирижером, музыкантом, мы поставили перед собой задачу – не испортить поистине уникальный шедевр Верди. Сложнейшие в истории мировой оперной драматургии ансамбли, огромные монолитные сцены – всё это присуще «Аиде». Так, в большом финале у нас на сцене находится более 150 человек. Даже чисто технически организовать это довольно нелегко. «Аида» – монументальное произведение и всегда будет идти в монументальном виде. С ней сложно сделать что-то другое.


Что касается действия, мне как постановщику хотелось показать его в несколько ином эстетическом контексте. Мы выбрали эстетику Сальвадора Дали. Для меня был важен образ не самой пустыни как таковой – хотя песок в декорациях тоже присутствует. Мы хотели уйти от бутафории египетских иероглифов и найти свою эстетическую историю. Так появились прикрепленные к потолку слоны, которые опираются на сцену своими непропорционально длинными ногами, и оранжево-красные закаты с картин Сальвадора Дали...

Режиссер Вячеслав Стадодубцев: «Мне хотелось показать классическую историю в неожиданном эстетическом ракурсе. Моя «Аида» очень близка к философии картин Сальвадора Дали. Эта история любви происходит на фоне душных ландшафтов пустынь и бесконечно жарких небес. Герои не архаизированы – это живые люди, каждый из них находится во власти глубоких противоречий, каждый пытается найти свой внутренний оракул и добиться ответа на свои чувства. У них есть стремление надышаться кислородом, вдохнуть полной грудью, наполнить каждую клеточку своего существа любовью. Каждый из этой любовной пирамиды борется за право обладания собственным счастьем...».

– Спектакль готов на все сто? Или еще есть время что-то дополнить, подкорректировать?


– До премьеры две ночи и день, идет доработка по декорациям, а еще надо обжить то, что уже создано. Великое счастье работать над таким гениальным произведением в таком театре, как НОВАТ. Вообще я считаю, «Аида» обязательно должна быть в репертуаре любого театра!

– Почему именно fashion-opera ?

– «Аида» – одна из самых исполняемых в мире опер, одна из самых модных. Поэтому мы позволили себе выбрать такой жанр как «фэшн-опера». Это шоу, путешествие сквозь стили и эпохи. И, конечно, нам хотелось сделать акцент на потрясающих костюмах: объединить пластик, лаке, неопрен, еva-пену, другие современные материалы… Они даже в моде используются очень редко, а в сценическом варианте практически никогда. Это не так просто – совместить все эти технологии, чтобы сделать нечто интересное зля зрительского глаза...

Режиссер Вячеслав Стародубцев: «В «Аиде» драматическая правда с блеском выявляется музыкальной лексикой Верди, здесь нет лишних украшательств. Даже в монументальных массовых сценах при всей театральной пышности сюжета невероятно правдиво звучат мелодические характеристики каждого персонажа...»


– Вы рассказали о концепция художественной, профессиональной. А какова ваша сверхидея?

– Сверхидея? Да, пожалуй, она есть. «Аида» – это столкновение тоталитаризма и внутренней жизни человека. Но я считаю, что тоталитаризм живет внутри каждого из нас. Его у нас больше, чем мы можем себе представить! Он в государстве, в политике, в любой сфере деятельности... И мы его должны победить, победить, прежде всего, внутри самих себя. Одним из действующих лиц у меня выступает мальчик – сын Аиды и Радамеса. Это символ чего-то нового, свежего, истинного. Безжалостный тоталитаризм проникает в его судьбу и меняет его жизнь. Понимаете, я всегда для себя ищу мотивацию тех музыкально-драматургических столкновений, которые заложены в произведении. Почему принцесса, дочь царя, оказалась среди служанок? Я для себя решил, что она убежала от отца ради любви, родила ребенка в стране красоты, в Египте. Это моя предыстория, биография роли. Такой я вижу Аиду.

Режиссер Вячеслав Стародубцев: «Я не сторонник коверканья сюжета, но я искал новые мотивации к действиям всех героев. Этот поиск для меня не самоцель, а производное от глубокого погружения в материал. Я не пытаюсь быть модным, современным, скандальным – наоборот, иду по пути музыкальной драматургии: от глубины музыки и сюжета...»                                                                                                                                                                                                                 


– Вячеслав, скажите пару слов об исполнителях...

– Вероника Джиоева вам хорошо знакома. С ней мы встречались в «Травиате», а сейчас – в опере «Аида». Замечательная певица! Все эмоции, которые присущи ей в жизни, она умудряется перенести на сцену. Аида – это один сплошной нерв, который держит зрителя на протяжении всего спектакля... Ее противоположность – Агунда Кулаева, тоже неоднократно пела на сцене новосибирского оперного театра. Вообще, у нас получился такой своеобразный акт дружбы народов . Амнерис и Аида: одна певица из Северной Осетии, другая – из Южной. Хотя в их странах конфликт, но в жизни они дружат. Да и по сюжету, что интересно, Нубийская принцесса, представительница верхнего Египта – Аида, а представительница нижнего Египта – дочь фараона Амнерис. Так что у нас все аутентично (смеется)..

Михаил Агафонов согласился исполнить партию Радамеса. Так сложилось, что и Олег Видеман, и Роман Завадский, к сожалению, совсем расклеились к концу сезона. Это нормальное явление. И тут очень важно иметь на низком старте коллег, которые всегда готовы выручить, чтобы спектакль состоялся... 

Сегодня вы слышали Алексея Зеленкова. Он делает потрясающие успехи в профессии! Одним словом, у нас подобралась очень слаженная команда: и солисты, и хор, и статисты. Все играют с одинаково высокой отдачей, и это приятно. 

Кроме того, я очень рад, что мне позволили привезти на «Аиду» мою постановочную группу в полном составе. Художник по костюмам Жанна Усачева, это наш пятый совместный проект: до «Аиды» мы выпустили ряд драматических спектаклей. Художник по свету Сергей Скорнецкий, с которым мы делали в НОВАТе «Турандот». Пластическое решение – это Артур Ощепков, мой давний друг: именно с ним я сделал свой первый драматический спектакль «Антонио и Амадей». Наконец, музыкальный руководитель и дирижер Дмитрий Юровский – очень близкий мне человек. Дмитрий слышит меня, позволяет очень многое, мы говорим с ним на одном языке. Это редкая удача, что режиссер и дирижер не конфликтуют, а заняты одним интересным делом. Я счастлив, что нашел свою команду в этих людях...


– Мы еще увидим Веронику Джиоеву в роли Аиды?

– Безусловно! У нас есть несколько составов на данный спектакль, но Вероника будет петь не только в премьерных июньских спектаклях. Как раз сейчас мы разбираемся с ее графиком на следующий сезон. И, я думаю, в следующем полугодии она порадует новосибирцев своим пением. Было бы странно, если бы эту партию она спела только на первых премьерных спектаклях.


– Вы видели предыдущую новосибирскую Аиду?

– Я видел постановку Дмитрия Чернякова, когда ее привозили в Москву на «Золотую Маску». Я тогда был еще студентом, учился в ГИТИСе. Мне было интересно, прежде всего, увидеть спектакль новосибирского оперного театра. Помню этот грандиозный дождь, который шел в конце. Помню, что был потрясен. Но это было очень давно (смеется) .


Лилия Вишневская. Фото автора
 
По теме
Заключительный день «Недели Магии и Волшебства» в Центральной детской библиотеке был посвящён существам, которые живут в прекрасной долине Муми-дол, их придумала финская писательница Туве Янссон.
Житель города Бердска предстанет перед судом по обвинению в убийстве родственника - Следственный комитет фото СУ СК РФ по Новосибирской области Следственным отделом по городу Бердск следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Новосибирской области завершено расследование уголовного дела в отно
Следственный комитет
Сначала анализ, потом — диагноз - Газета Степная нива С самого утра в кабинеты клинико-диагностической лаборатории центральной районной больницы стекаются пациенты с направлениями от всех врачей.
Газета Степная нива
Делаем всё возможное - ГБУЗ НСО ГНОКБ За два года, в течение которых на базе Новосибирской областной больницы работает детское онкологическое отделение, 11 маленьких пациентов прошли процедуру заместительной почечной терапии - гемодиализ.
ГБУЗ НСО ГНОКБ
Что приносит почтальон - Черепановская ЦБС       28 марта в Городской библиотеке побывали ребята из детского сада «Колокольчик» на завершающем мероприятии "Недели детской книги".
Черепановская ЦБС
Искусство на все времена - Газета Ведомости Выставка Рубенса в художественном музее, спектакль «Три мушкетёра» в «Глобусе», фильм «Летучий голландец» в кинотеатрах города.
Газета Ведомости