Алла Бычкова: «Детей можно и нужно учить петь!»

К2.JPG
К1.jpg
К.Вынос.JPG
Алла Бычкова: «Детей можно и нужно учить петь!»
Фото: bumerang.nsk.ru

В середине октября на юге Пелопоннеса, в греческом городе Каламата, проходил II Международный фестиваль-конкурс хорового искусства Interkultur . Его организаторами являлись мэрия города и международная ассоциация «Интеркультура». Здесь, в Каламате, ребята из новосибирской школы искусств «Кантилена» состязались с лучшими коллективами со всего мира. И вернулись с победой...

«Мелодия души и сердца  – «Кантилена»

«Кантилена» – слово итальянское, в переводе на русский язык обозначает широкую, свободно льющуюся мелодию, которая позволяет показать всю красоту, силу и магию человеческого голоса. А еще «Кантилена» – это детская школа искусств города Новосибирска, в которой занимаются более 300 ребят в возрасте от 5 до 18 лет со всего региона. Совершенно обычные дети, не проходящие специального отбора! Причем за годы существования «Кантилены» этот принцип ни разу не был нарушен. «Для наших хористов занятия музыкой становятся потребностью, неотъемлемой частью их жизни, – уверяет директор школы Алла Бычкова. – Чем они взрослей, тем больше они это понимают. Наши дети – самые обыкновенные. Они отличаются от остальных лишь трудолюбием и влюбленностью в искусство».

Школа возникла не вдруг, из ничего, а по распоряжению мэрии. Ее квинтэссенция – детский концертный камерный хор «Кантилена» – ко времени создания ДШИ существовал уже 20 лет. Изначально он был сформирован на базе средней школы №183 Кировского района именно Аллой Витальевной – тогда заместителем директора по художественно-эстетическому воспитанию. Под ее руководством в школе заработали общеэстетическое, инструментальное, изоприкладное, хоровое, вокальное, теоретическое и театральное отделения. А спустя некоторое время этому учебному заведению был присвоен статус школы с углубленным изучением предметов музыкально-эстетического цикла. Концепция отличалась взаимодействием общеобразовательных дисциплин с предметами художественно-эстетического цикла – ХЭЦ. Более 50% учащихся занимались в классах с углубленным изучением спецдисциплин: они изучали хоровое и сольное пение, сольфеджио, музыкальную литературу, учились играть на музыкальных инструментах – фортепиано, гитаре, баяне, аккордеоне... И еще – слушать музыку.

«Мы перепели москвичей!»

Греческий город Каламата – оживленный, но вместе с тем спокойный и идиллический населенный пункт. Извилистые улочки, исторический старый город и церковь Святых Апостолов XII века до сих пор формируют облик этого города. Сочетание моря, гор и оливковых деревьев делает Грецию чудесным местом, в котором исполнители со всего мира чувствовали себя как дома. Фестиваль объединил непринужденную атмосферу общения разных народов с дивными пейзажами юга Европы.


Пение в стране богов, пение в Каламате... Сама конкурсная часть подразделялась на категории в зависимости от степени сложности, состава коллективов и музыкального жанра. По итогам хорового конкурса Лауреат международных конкурсов и обладатель Гран-При «Кантилена» завоевал Золотой Диплом в номинации «Детский хор» и был удостоен особой награды – греческой вазы за победу в Международном конкурсе «Музыка мира».

«Мы недавно вернулись из Греции. Серьезный международный конкурс, в котором участвовали 16 стран мира, 52 хоровых коллектива. География обширная – в Грецию приехали коллективы из Бразилии, Германии, Австрии, Швеции, Дании, Греции, Малайзии... Приятно, что в такой битве мы выиграли. Россию представляли Москва и Новосибирск. Мы перепели москвичей», – с гордостью рассказывает Алла Витальевна.

Мы поговорили о музыке и о духовности, о русском народе и великой русской культуре...

– Если коснуться воспитательной части, как вы оцениваете ситуацию с хоровым пением в Новосибирске? Приходят к вам дети? Что им нравится петь?

– Мне кажется, сегодня мы наблюдаем ренессанс хорового исполнительства. На нашем примере это особенно заметно: ребята приходят в хор, поют, выступают, приводят на концерты своих друзей, родителей. А те – родственников, знакомых и так далее. И эта популяризация в детской и взрослой среде серьезной, настоящей музыки – очень важна для нашего общества. Я уж не говорю о том, что сама музыка, имеющая глубокое содержание, высокую духовность, несет высокий воспитательный потенциал. Репертуар – он ведь воспитывает, поэтому духовное направление для нашего хора неслучайно. И мы с радостью представляем за рубежом нашу русскую духовную музыку – к ней в мире сегодня очень большой интерес.

– Участие в фестивале «Credo Chorus», совместное выступление с Новосибиркой хоровой капеллой рассматривается как новая ступень к певческому мастерству?

– Безусловно. Вообще, после приезда из Греции у ребят настоящий подъем. Они воодушевлены, полны энергии, желания показать себя снова и снова. Им хочется поделиться впечатлениями, рассказать, что видели, что слышали. Они очень мотивированы, и это радует. И сегодня эту свою позитивную энергию они выплескивают на сцене концертного зала имени Арнольда Каца! Замечательно, что есть такие музыкально-песенные форумы, когда ребята могут выходить на сцену вместе с прославленными мастерами. Они нужны не только хоровым коллективам, но и жителям нашего мегаполиса. Россия – это соборная, певческая страна, и очень важно, чтобы наш народ почаще вспоминал, что мы поем хором и поем лучше многих...


– Школа детская. Ребята вырастают, уходят из хора. Приходят новые солисты… Конкурс наверняка большой?

– В этом году исполнилось 25 лет нашей школе, я ее основатель и директор. Мое педагогическое кредо таково: петь могут все. Пение – это такой же навык, как счет, бег, лазание... Детей можно и нужно учить петь! Конечно, существует такое понятие – музыкальная одаренность, с этим никто не спорит. Но ею не все обладают. С другой стороны, и одаренность нужно развивать. Певческие навыки – для чего они нужны? Чтобы человек мог самовыражаться – через звук, через мелодию. Чтобы мог почувствовать единение: я пою, ты поешь, мы вместе, мы едины. У нашего народа очень глубокие певческие традиции – с XII-XIV столетия, а XVIII-XIX века – это вообще расцвет певческой духовной культуры. Просто их нужно вспомнить...

– А как ребята относятся к каждодневным репетициям? Не устают?

– Устают, конечно. Но вот парадокс: они репетиции любят больше, чем само выступление! Потому что здесь ты можешь быть искренним, смело выплескивать эмоции, и тебя не осудят. Случаются такие репетиции, когда некоторые плачут – от избытка чувств, от того, что тебя понимают. Это же счастье – когда тебя понимают! А музыкальный язык – он интернациональный, он не требует перевода. И не требует никаких дополнительных слов. Ты спел – выразил страдание, боль, радость, какие-то свои потаенные чувства, и сосед тебя понял, поддержал. И уже вместе с тобой зазвучал его голос – а больше ничего и не нужно!

– Каков же ваш репертуар?

– Мы исполняем совершенно разную музыку. Кроме русской духовной – современную западноевропейскую и русскую современную, да и песни поем с удовольствием. Ведь чем больше ребятишки исполняют, тем быстрее они учатся, тем сложнее становятся сочинения, а значит, они совершенствуются в своем мастерстве. У нас в репертуаре есть композиции на немецком, французском, английском языке.

– И ваши воспитанники не ропщут? Это ведь серьезная дополнительная нагрузка к школе!

– Что вы! Наоборот – это для них такая радость! Даже просят: давайте разучим новое серьезное произведение! Кроме того, существуют специальные технологии запоминания иностранных текстов. Неважно, какой язык ребенок учит в школе – английский или французский, он в состоянии запомнить тексты на других европейских языках. А начинаем мы с того, что просто слушаем – кто и как произведение исполняет, потом начинаем создавать собственную концепцию звучания. Это коллективное творчество. Я постаралась сделать так, чтобы певец в хоре был самодостаточной личностью, думающим человеком. Поэтому у нас не хор в традиционном понимании слова – у нас ансамбль солистов...


А еще я задумывала коллектив как семью, в которой очень трогательные отношения между старшими и младшими. У каждого малыша – свой наставник, тот же ребенок, но чуть постарше. В зарубежных поездках одна я ни за что не справилась бы. Смотрю – один другого спрашивает: «А ты кофточку не забыла взять, вечером холодно...», «Тебе помочь рубашку погладить?»... Ребятишки у нас очень загружены, дома их не застанешь – учеба, выступления, гастроли. Родители их неделями не видят. И когда наших хористов спрашивают: «А чем для тебя является «Кантилена»? Те не задумываясь отвечают: «Это мой дом, моя семья».

В хоре более 30 человек. Если кто-то заболевает или по каким-то причинам не может выступать, его заменяют?

– На фестивале «Credo Chorus» так и произошло – заболела одна из участниц. Но заменить ее некем. Так часто бывает. Пение в концертном хоре требует очень серьезных навыков – ребята поют 4-6-, даже 8-голосную музыку, и практически всё а-капелльно. У хора свое тембральное лицо, мы отличаемся по звуку от других хоровых коллективов. Поэтому даже если я возьму солиста из консерватории, как случилось однажды, это не будет равнозначной заменой.

– За все годы существования «Кантилена» вырастила не один десяток профессиональных музыкантов...

– Вы знаете, за 25 лет моей педагогической работы 13 тысяч девчонок и мальчишек прошли через наш хор, причем только через меня. Более 50 из них стали профессиональными музыкантами. Они обучаются в Новосибирской, Московской, Санкт-Петербургской консерваториях, в Германии, Израиле, Канаде... Мы с коллективом много гастролируем. Ездим по всему миру, последние 10-15 лет возвращаемся только с «золотом», получаем Гран-При. Что дают такие поездки детям? Они видят открытость мира, а не его враждебность. Общаются с разными людьми, пытаются говорить на английском – это тоже мотивация учить язык. Видят совершенно новое развитие хорового искусства – новые технологии, тенденции... Это своеобразная учеба – учиться познавать мир.


Алла Витальевна Бычкова . Директор МБУ ДО ДШИ «Кантилена», педагогический стаж – 25 лет. Лауреат премии «За вклад в развитие Отечества», кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством II степени», Отличник народного образования РФ, член ЮНЕСКО, руководитель высшей квалификационной категории. Окончила Кемеровский Государственный институт Культуры по специальности: культурно-просветительская работа также Санкт-Петербургский университет управления и экономики. В ДШИ «Кантилена» преподает дисциплины: «Хоровое пение», «Слушание музыки», «В мире музыки», «Музыкальная литература».

Лилия Вишневская. Фото автора

 
По теме
Фестиваль «Русский язык для образования и карьеры: 40 лет дружбы и сотрудничества Монголии и Новосибирского государственного технического университета (НГТУ–НЭТИ)» состоялся в Улан-Баторе 24–25 октября.
До – одна жизнь. После – другая.
За судака и налима задержали рыбака в Искитимском районе - Iskitim-Gazeta.Ru Фото ru.freepik.com В районе села Сосновка сотрудники линейного отдела МВД России в речном порту Новосибирска задержали 31-летнего местного жителя, подозреваемого в незаконной добыче водных биологических ресурсов.
Iskitim-Gazeta.Ru
На клеточном уровне - Газета Ведомости Уникальные разработки для борьбы с раком, не имеющие аналогов в мире, создают в молодёжной лаборатории,
Газета Ведомости
18 марта День воссоединения Крыма с Россией - ЦБС Баганского района Во Владимировской сельской библиотеке библиотекарь совместно с заведующим клубом  провели час истории «Крым и Россия «Мы вместе!» День воссоединения Крыма с Россией.
ЦБС Баганского района
Очарование русского романса - Газета Новосибирский район - территория развития В Центральной районной библиотеке прошло интересное мероприятие для молодежи.
Газета Новосибирский район - территория развития