Маршал, бандит и Брежнев районного масштаба

Семь лет назад любимец новосибирских театралов, актёр театра «Старый дом», народный артист России Анатолий Узденский порвал с прошлым и уехал из Новосибирска в Москву. Кто помнит и любит, тем про Анатолия Ефимовича особо объяснять не нужно. Для остальных – это несколько анекдотов плюс приключения новосибирца в Москве. Последняя оговорка: мы с Толей давние друзья, отсюда и некоторые вольности в контенте.

Социальные высоты

— В скольких фильмах ты успел сняться?

— Пробовал считать, но сбиваюсь. За шесть-семь лет — где-то за сорок.

— Хотя бы первый фильм помнишь?

— В девяностом году в Свердловске снялся у Хотиненко в фильме «Рой». Фильм не шибко прозвучал. Помнишь девяностые? Тогда вообще никому ничего не было нужно. Получается, что следующих съёмок пришлось ждать четырнадцать лет.

— Какие свои работы считаешь удачными?

— Снимался у Мамина в «Не думай про белых обезьян». «Ментовские войны», «Последнее путешествие Синдбада», «Бандитский Петербург», «Каменская»… Отметился почти во всех культовых сериалах.

— Каких социальных высот достиг в кадре?

— Был маршалом, начальником Генштаба ВС СССР. Снимали в штабе Московского военного округа, суббота — воскресенье, местного народа мало, но всё равно ходят всякие полковники, видят, что снимают кино, поглядывают, покуривают, улыбаются. Прохожу через курилку, там беседуют несколько полковников. Кивнул, здрасьте-здрасьте. Выхожу, потом вернулся и говорю строгим голосом: «Что-то я не понял, дисциплина в штабе отменена, что ли?» Шура, ты бы видел их физиономии! Они обомлели моментально. Вот что такое выучка и что такое форма! Они же не дураки, понимают, что никаких маршалов здесь нету, китель на нём советский — это артист! Но они тут же выбросили сигареты, вытянулись, отвечают по всей форме: никак нет! И переглядываются с недоумением… Кстати, моего непосредственного начальника – главнокомандующего Гречко – играл «человек-амфибия», Коренев.

Очень симпатичный человек, адекватный, изумительный рассказчик и собеседник.

— А по бандитской части до каких высот добрался?

— Пока что главный бандит—это Апостол из «Ментовских войн». Просто авторитетный, уважаемый человек, никаких наколок, по фене не ботает. И такие же авторитетные люди мне не единожды выказывали свой респект. Сейчас про него будет дополнительная двухсерийка сниматься, правда, сценарий ещё не читал.

Любовь-морковь

— Лирические роли были? Любовь там…

— По моей просьбе сценарист приписал небольшие чувства Апостолу, у него был продолжительный роман с одной адвокатесой. И, судя по моему почтовому ящику, это нашло большой отклик у девушек за тридцать. Молодёжь, основной зритель, как рассуждает? Если тебе больше сорока, ты бабки делай, какая, к чёрту, любовь! После этого возраста сама жизнь – трагедия! Кто на тебя смотреть будет, если ты старый? И вдруг у тебя — любовь…
В комики давай, на крайняк – в трагики…

Я артист без амплуа, как мне кажется, социальный герой. Люблю комические роли, правда, в кино пока такая роль — редкая удача. Хотя в прошлом году снялся в довольно комической роли — а-ля Брежнев районного масштаба, секретарь райкома. Четырёхсерийный телефильм «Назад в СССР». Главный герой там Марат Башаров. Редкий симпатяга как в жизни, так и на экране. Играет чувака, которому дали по башке и он очутился в 71-м году. Фантасмагория: очнулся – где мобильник? Дайте позвонить! А люди не понимают: какой мобильник в 71-м году? Что за ерунда? В киоске покупает газету. Сколько стоит? Две копейки… Режиссёр попался очень приличный, Валера Рожнов. По собственному сценарию снял. Фильм получился удачный. 


Кстати, диски очень хорошо покупает русскоязычное население за границей. В Германии, Америке, в Казахстане, Ташкенте… Все новинки, сериалы скупают. В Израиле меня на улицах узнавали. В Лондоне, правда, нет…

— Расскажи о каких-нибудь смешных случаях на съёмках.

— Уж от тебя-то ожидал вопросов пооригинальнее.

— Тогда где сейчас снимаешься?

— Снимаюсь в сериале, названия не знаю, и никто не знает. Ещё есть такой мощный проект у Чухрая. Полный метр, съёмки в основном в Казахстане. Огромный бюджет, продюсеры чуть ли не на «Оскара» замахиваются. А что? Вполне возможно. Чухрай — великий мастер. Его «Вор» уже номинировался. «Водитель для Веры» — тоже хорошее кино. То, что сейчас снимаем, называется «Москва-400». Речь идет о семипалатинском полигоне, действие происходит в 53-м году — испытания водородной бомбы. Там большая роль. В августе снимали полмесяца, потом в октябре будем, потом всю весну сниматься. Состав очень солидный подобрался: Сергей Гармаш, Чулпан Хаматова, Ингеборга Дапкунайте… Я рад был попасть в одну команду с такими актёрами. Из молодых — Серёжа Потапов, Тёма Ткаченко, очень интересные ребята. Когда выйдет, неизвестно. Лишь бы вышел.

О «топах» и галиматье

— Какое кино тебе не нравится?

— Недавно посмотрел «День радио». Редкая ерунда.

— Да ладно! Отличный фильм! Он в моих персональных «топах».

— Ну и смотри. Эстрада! Такие же «новые русские бабки», только юмор поинтеллектуальней. Вообще в «топах» всегда всякая галиматья. Хорошие фильмы никто не смотрит. Видел «Воробья» нашего Юры Шиллера?

— Нет.

— А ты посмотри. Дворцевого посмотри – «Тюльпан». Или то же «Дикое поле».

— «Поле» видел. Так, вроде, ничего. Но по итогу всё равно занудно.

— Это кино! А так называемые лидеры продаж – как раз полная галиматья. Так всегда было. «Юбочку из плюша» все знают, а нормальное кино смотрят единицы. Поэтому бюджет «отбить» практически невозможно.

— Но случаются же совпадения. «Мастера и Маргариту» читают доктора наук и пэтэушники.

— Да, конечно. Был гениальный комедиограф Гайдай. «Место встречи» Говорухина… Смотрели все!

— Тот же Тарковский, наверное, «отбивал» бюджет?

— При социализме любой фильм «отбивал».

— Что думаешь по поводу профессионализма в современном отечественном кино?

— То же самое. Есть хорошие режиссёры и актёры. А есть плохие, непрофессионалы. Сама технология сериала подразумевает быстрые съёмки. Психологические нюансы не прорабатываются. Тебе говорят: выйди отсюда, скажи то-то и уйди туда. Вот и вся режиссура. Актёрское мастерство тоже становится весьма специфическим. Востребованы типажи. Может, у него по жизни рожа кривая, а всем кажется: какой хороший актёр. А у него, кроме этой рожи, больше ничего нет. Да ещё и озвучивают другие.

— Сколько дублей делают во время съёмок сериалов?

— Чем меньше, тем лучше. Но вообще дубли при съёмках «на цифру» ничего не стоят в отличие от ситуации, когда снимают на плёнку. Поэтому сейчас можно снимать сколько угодно. Съёмка. Мой партнёр должен сказать, что кто-то там перешёл на сторону Бабрака Кармаля. А у него всё время выходит: Бабрак Кальмар. То Кальмар, то Кальмур, то какие-то бобры получаются, то бабарыки. Но главное, что все переходят на сторону Кальмара.

У него лицо красное с похмелья. Кстати, хороший парень, ему самому неловко. Он мне говорит: «Шеф, прости, я правда не могу сказать, заклинило». Я у него по фильму шефом был…

Человек без прошлого

— Теперь о самом приятном – о личной жизни.

— Ты же сам знаешь, личная жизнь давно устоялась. Я одинокий волк. Волк, может, громко сказано, но и не кролик, разумеется. Что-то среднее. Живу один, дочки растут. Мотя в Германии, ей четырнадцать лет, недавно приезжала в гости. Старшая, Марина, закончила магистратуру в Париже, скоро уезжает туда работать. Не исключено, внуки будут французами.

— Анекдот. Мужик женился. Друзья спрашивают: «Ну как?» Тот: «Курить нельзя, пить нельзя…» «Не жалеешь?» «Жалеть тоже нельзя…» Это к тому: не жалеешь, что уехал?

— Честно сказать, если бы я знал, через что придётся пройти… У Радзинского как-то спрашивают: «Почему не остался во Франции?» «Чтобы стать человеком без прошлого?»

А я как раз и стал человеком без прошлого. Ты никто. Ты сам существуешь, но для окружающих ты человек без биографии, без ролей. Если ты такой народный, то почему мы тебя не знаем? Я каждому, что ли, должен рассказывать, что всю свою жизнь проработал за уральским хребтом, был довольно популярным артистом в своём городе. Кому это надо? Одно дело, когда ты начинаешь с нуля в двадцать лет, совсем другое, когда в пятьдесят.

Вообще у тебя нет дома, просыпаешься непонятно где. Легко тебе будет так просыпаться? А домой — это значит собирать чемоданы и лететь через всю страну обратно. С другой стороны, если бы я через это не прошёл, я был бы лишён того круга общения, который сейчас образовался, лишён знакомств, многих интересных событий, лишён кино, без которого уже мне было бы скучно. И главное, всю жизнь жалел бы о несбывшемся. Зато теперь я могу сказать словами героя из «Гнезда кукушки»: я хотя бы попробовал! 

Справка

Анатолий Ефимович   Узденский родился в 1952 году. Окончил Новосибирское театральное училище. Актёр драматического театра и кино. Работал в Новосибирском драматическом театре «Старый дом», Санкт- Петербургском театре на Литейном. С 2005 г. – актёр Московского театра «Современник».

Народный артист России (1999 г.) Снялся в фильмах «Ментов-ские войны», «Улицы разбитых фонарей», «Тупой жирный заяц», «Грехи наши», «Застава», «Камен-ская», «Назад в СССР» и др.

Автор: Александр ЧЕРЕШНЕВ
 
По теме
Обвиняемый уже был ранее судим и вышел на свободу 7 марта по УДО Фото: freepik.com Жителя Коченевского района Новосибирской области заключили под стражу за ложные сообщения о минировании отдела полиции.
МВД задержало четырех аферистов, вымогавших деньги у красноярских бизнесменов Фото: НДН.Инфо Полицейские в Красноярском крае задержали четырех аферистов, которые занимались вымогательством у бизнесменов,
Новосибирские полицейские ищут мужчину, оплатившего покупки чужой картой Полина ШЕВЧЕНКО Новосибирские полицейские ищут мужчину, оплатившего покупки чужой картой.