Дмитрий Быков: «О политике необходимо говорить»

В сентябре 2012 года газета «Университетская жизнь» празднует 30-летний юбилей. В преддверии юбилея мы публикуем лучшие материалы газеты на сайте НГУ.

«Университетская жизнь» № 4 (660)
июнь-август 2011

Дмитрий Быков: «О политике необходимо говорить, чтобы показывать, что действительно происходит в жизни людей»

Известный журналист, писатель и поэт Дмитрий Быков рассказал корреспонденту «УЖа» о роли современной журналистики, блогах, о настоящей России, своем творчестве и близости Москвы и Новосибирска.

– Вы поэт, писатель, журналист. Какая из этих ипостасей для Вас самая важная, близкая?

– Я их не разделяю. Журналист для меня тот же литератор. Я не вижу разницы между литературой и журналистикой. Только журналистика пишется чуть быстрее, но это не значит, что она должна быть хуже.

– Вы часто в своих произведениях обращаетесь к теме политики. Насколько это важно для Вас? Что Вы хотите этим сказать: обратить внимание читателя на какие-то проблемы или это просто желание высказаться?

– Политика – это концентрированное выражение жизни. Отдельно никакой политики нет. То, как народ управляет собой или позволяет собой управлять, характеризует его. Поэтому это своего рода генетический код нации. О политике необходимо говорить, чтобы показывать, что действительно происходит в жизни людей.

– Вы в одном из интервью сказали, что не думаете, что литература способна влиять на политику. В то же время Вы поднимаете такие вопросы и проблемы, за которые не все журналисты и литераторы способны взяться.

– Не все журналисты. Потому что не всем это надо. Другое дело, я не думаю, что литература на политику влиять должна и может. Она может в той или иной степени влиять на читателя, а читатель, в свою очередь, должен влиять на политику. Кто-то человек сказал, что в океане человеческой жизни есть маленькая гнилая заводь вроде Маркизовой лужи, которая называется политикой. Я бы не назвал ее гнилой заводью, но это только одна из областей жизни. А литература, я смею думать, обращается к этому океану жизни и с ним имеет дело.

– А журналистика?

– Журналистика – это литература быстрого реагирования. Но в любом случае журналист, который не может написать рассказ, или писатель, который не может сделать интервью, – это не профессионалы. И тот, и другой имеют дело с буквами. Обратите внимание, что лучшими военными репортерами были известные писатели: Эрнест Хемингуэй, Евгений Гинзбург.

– Могли бы Вы выделить тенденции в современной журналистике?

– Журналистика постепенно начинает заполнять собою литературу. Экспансия журналистов в литературе отмечена многими. Вернее сказать, сейчас экспансия двух вещей в литературе. Экспансия фантастики – она ставит вопросы о будущем, дает ответы и делает это метафоричнее и смелее, чем литература, скажем, ползущего реализма. А вторая экспансия – журналистики в литературе. Посмотрите, сейчас большинство людей, приходящих в серьезную литературу, как, например, Юлия Латынина или Андрей Колесников, – люди, которые вышли из журналистики.

– В последнее время много говорится о том, что Интернет убивает печатную журналистику, журналистику вообще. В частности, блогосфера. Каково Ваше мнение на этот счет?

– Все разговоры о том, что Интернет убьет газету, напоминают мне разговоры из фильма «Москва слезам не верит»: «Скоро будет одно сплошное телевидение». Телевидение не убило ни театр, ни кино. Газета очень функциональная вещь, это коллектив со своим лицом. Не говоря уже о том, что газета – вещь очень удобная, потребности в которой не покрывает Интернет: из газеты можно сделать шапочку, на газете можно накрыть стол, разложив воблу. А на сайте этого всего сделать нельзя. Поэтому я за то, чтобы газета сохранялась.

– Как блогосфера влияет на журналистику?

– Блогосфера долго думала, что она заменит профессиональную журналистику. Выяснилось, что непрофессионалы не могут этого сделать. Экспансия непрофессионалов – это вечная проблема. В книге Уильяма Голдинга «Необычайный посол» была версия, что благодаря всеобщей грамотности, появлению печатного станка начнется экспансия непрофессионалов, появится большое количество дилетантов. Но ничего подобного не произошло. Профессионализм убить не так-то просто.

Блогосфера может давать в лучшем случае хорошую информацию с мест. Но ее проблема в том, что каждый человек, принявший участие в событии, в отличие от репортера, начинает считать себя «пупом Земли» и навязывает свою субъективную точку зрения. Если бы блогосфера состояла из профессиональных журналистов, тогда можно было бы посмотреть на это с другой стороны. А так она состоит из самовлюбленных дилетантов, каждый из которых уверен, что он лучше журналиста сумеет все описать. В то же время они, как большинство людей, выпячивают только свои ощущения. В итоге – это не события, а «я» на фоне события. Я считаю такую систему грубо непрофессиональной. Блогосфера – это прекрасное сырье для профессионального журналиста. Но абсолютно доверять ей нельзя.

– Какое место в обществе сейчас занимает журналистика? Прислушивается ли к ней общество?

– Примерно такое же место, как и газета «Университетская жизнь» занимает в жизни университета. Это зеркало, которое может быть кривым, но даже в этом виде будет очень дельно отражать имеющиеся тенденции в обществе.

– Вы окончили факультет журналистики Московского государственного университета. Бытует такое мнение, что факультеты журналистики не нужны...

– Такое мнение было всегда. Также есть мнение, что не нужны филфаки, и даже есть мнение, что не нужны физфаки. А уж о том, что не нужен актерский факультет, мы слышим каждый день. Нам всегда кто-то говорит, что что-то не нужно. Тем не менее журналистика, в отличие от обычной литературы, подразумевает ряд очень серьезных навыков. И я сейчас преподаю журналистику в МГИМО с большим интересом. Вы можете хорошо знать общеобразовательные дисциплины, но не можете написать репортаж. Он пишется по конкретным правилам. Нельзя доказать теорему Ферма, не имея математического образования. Точно так же далеко не каждый способен быть журналистом. Вы можете отправить 10 человек на мероприятие, и они не заметят того, что там происходит. Вот, например, Юрий Трифонов был гениальным спортивным журналистом, и он оставил замечательные заметки, как написать репортаж с футбольного матча, на какие вещи следует обращать внимание.

– Вы приняли участие в интересном проекте на сайте журнала «Сноб»: известные актеры читают ваши стихи. Чем его формат отличается от предыдущих Ваших проектов?

– Ничем не отличается. Просто раньше я писал стихи, а сейчас их читают. Я продолжаю их писать, но существует замечательная профессиональная актерская устная форма подачи. Это лучше потому, что, как говорили братья Стругацкие, вдвоем пилить бревно гораздо легче. Я могу что-то написать, читающий привносит свои акценты, оператор – свои. Стихотворение получается звучащим и театрализованным. Расширяется сфера влияния.

– Название проекта – «Сноб» – говорит само за себя. Вы стали его частью. Как Вы относитесь к снобизму?

– Мне слово сноб никогда не нравилось. Но я думаю, что в снобизме есть свои положительные стороны. Снобу важно, как он выглядит и что о нем говорят. А это для человека не последнее дело.

В одном из интервью Андрей Вознесенский сказал, что слава, которая у нас была, и тысяча глаз, на нас устремленных, играли, конечно, отрицательную роль, но и важную положительную: нам стыдно было сподличать. Я за такой снобизм. И если никак нельзя иначе в обществе претворить в жизнь ценности независимости, внимания к сложным вещам, пусть они утверждаются через снобские мировоззрения, нежели чем не утверждаются вовсе.

– В одном из интервью Вы сказали, что хотите написать хороший производственный роман, ради этого Вам нужно поехать в Сибирь.

– Я сейчас, собственно говоря, этой работой и занимаюсь. И здесь в Сибири я уже многое подсобрал для романа. Это будет третья часть трилогии, которую я сейчас пишу. Скорее всего будет называться «Камск». Там описан город с большим градообразующим предприятием. Никто не знает, что на этом предприятии происходит. И рабочие тоже не знают. Каждый цех производит свой узел, и они даже иногда получают и умудряются вынести эти узлы, как-то их соединить между собой. По отдельности эти узлы как-то работают, крутятся колесики. Но что целое должно получиться из этих разрозненных вещей – абсолютно непонятно. В конце романа становится ясно, что завод производит среду. Производит людей, занятых своим делом. А собираемые ими конструкции не имеют никакого прагматического значения. Это будет фантастический производственный роман.

– Есть какие-то проекты, которые Вы хотите воплотить в жизнь, но у Вас не хватает на это времени? Или есть другие препятствия?

– Я вообще мало успеваю. Никак не могу закончить биографию Владимира Маяковского для серии «Жизнь замечательных людей». Я хочу сделать картину – сценарий довести до ума. Хочу написать плутовской роман. Хочу написать триллер. Я много чего хочу сделать. И сделаю со временем, если будет существовать Россия, если ее не задушат окончательно тупые люди, желающие любой ценой сохранить власть.

– Вы всегда очень отрицательно относились к современному политическому состоянию, атмосфере…

– Именно к атмосфере.

– Скажите, каким Вы видите будущее России?

– Очень положительным. Россия такая страна, которая умеет оптимизировать свою среду: пока ей власть нужна в таком виде, она ее терпит, когда видит, что она становится балластом и тормозом – ее сбрасывает. Я сейчас за то, чтобы не сбрасывать, а за то, чтобы игнорировать.

У меня есть идея: оставить их одних, пусть они своим делом занимаются, а мы – своим.

– На творческой встрече в Академгородке Вы сказали, что выступаете за тоталитаризм грамотности. Современные реформы в образовании – никто не знает, к чему они приведут. А такой успешный проект, как «Тотальный диктант» – это, в принципе, инициатива снизу. Откуда все-таки должны идти эффекктивные предложения?

– Да, это инициатива низовая. Реформы не приведут ни к чему, как и большинство инициатив сверху. Ни к чему не приведет проект «Сколково», это и ежу ясно.

То, что Тотальный диктант – это инициатива снизу, большое человеческое счастье. Это подтверждение того, что для людей самообразование стало важнее образования. Люди не дают больше себя дурить. Пока образование не стало государственным приоритетом, но оно уже стало приоритетом народным. Родители озабочены тем, чтобы отдать ребенка в хорошую школу. Я получаю массу заказов на то, чтобы заниматься с детьми, и часто я эти заказы принимаю, хотя они исходят от родителей, которые не могут мне как следует заплатить. Я охотно собираю людей и с ними бесплатно прохожу курс литературы – мне это интересно. Совершенно безнадежны любые попытки загубить систему русского образования. Неприятие этого уже появляется снизу.

– Вы затронули тему проекта «Сколково». Вы сейчас находитесь в Новосибирском Академгородке. Какие представления о нем есть в Москве?

– Часть думающих москвичей так или иначе в Академгородке была с разными целями. У кого-то, как у меня, был роман, закончившийся свадьбой.

У кого-то была научная среда. Кто-то сюда ездил выступать с докладами, а кто-то – в клуб «Под интегралом». Кто-то, как Юлий Ким, выступал здесь на фестивале. Москва с Новосибирском всегда была связана теснейшими узами. Не говоря уже о том, что передовая наука делалась здесь, и Москва всегда оглядывалась на это место. Новосибирск – это та научная и во многих отношениях культурная среда, которой в Москве не было, поэтому люди сюда тянулись и тянутся.

– Хотелось бы поговорить на тему иммиграции: в последнее время она активно обсуждается в СМИ, поговаривают даже о шестой волне иммиграции. Как Вы смотрите на эту тенденцию? Вы критикуете атмосферу в России, Вам хотелось бы покинуть Россию?

– Эта новая волна миграции имеет свою особенность. Сейчас понятно, что в каждой избушке свои погремушки, и что глобализация – это общая иллюзия. И иллюзией глобализации отравлены два-три поколения людей с 1990 года. Мы искренне верили тогда, что мир стал прозрачным. Сейчас понимаем, что это не так. Границы стали прозрачными, но структуры, национальные матрицы, способы жизни – еще больше обособились. Стало ясно, что нет капитализма вообще. Есть капитализм американский, нигерийский, а есть российский. Нет просто социализма, есть шведский социализм и есть ливийский. Проникновение в чужую культуру невозможно. А если возможно, то платишь за него большую цену. Цену такого перерождения, которого лучше бы не было. Иммиграция возможна как альтернатива смерти – когда-то Анненский сказал, что иммигрировать надо, когда у тебя есть выбор: либо тебя вынесут ногами вперед, либо ты уедешь. Если у тебя такого выбора нет, то нужно 20 раз подумать. Кто готов отказаться от своей идентичности и встроиться в чужую схему, тот пусть это сделает. А кто не готов – пытается оптимизировать среду. Я не готов. Может быть, мне не хватает ума, а может быть, адаптивных способностей, но я сижу здесь. Потому что я не готов поступаться полезным мне для жизни разгильдяйством, допустим, ради сотрудничества с американском университетом, где разгильдяйство невозможно. Кроме того, у него есть свои проблемы, и их много. И я не думаю, что США из кризиса выйдут прежними. В нашей стране – не худший вариант жизни. Россия всегда как фигура, которая на носу корабля, первая сталкивается со многими проблемами и вызовами и первой выходит из них. Я большой патриот в этом смысле.

Посмотреть номер газеты полностью...

История газеты начинается почти с основания НГУ. Пресса НГУ, появившаяся с первых дней существования университета в виде сатирического листка «Щелчок» и небольшой газеты «Университетская жизнь», сегодня уже превратилась в многотиражное ежемесячное издание и сайт НГУ. Вместе с университетом газета прожила этапы «взросления», вместе с людьми, которые в разные годы создавали «Университетскую жизнь», менялась и развивалась.

Будем рады, если в преддверии юбилея вы найдете время и возможность поздравить газету с юбилеем или написать нам о том, что значит «Университетская жизнь» лично для вас.

Ждем ваших писем по адресу press@nsu.ru или в пресс-службе НГУ (к. 123 лаб. корп.). Тел. (383) 363-40-15

 
По теме
Его можно принести в школу или подать через Госуслуги. Фото: unsplash.com Мэрия Новосибирска назвала дату начала приема заявлений для зачисления детей в 1 класс — документы начнут принимать 1 апреля.
Акселерационная программа стала победителем конкурсного отбора в рамках федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства».
Находка представляет собой рыболовный крючок возрастом около 12,5–13 тысяч лет Ирина Шмидт / Краткие сообщения Института археологии, 2024 Ирина Шмидт, археолог из Омского государственного университета,
Игра по правилам - Газета Ведомости Преподаватель программирования из Новосибирска разработал вместе с детьми виртуальный тренажёр для отработки ПДД Станислав Проненко вместе со своими учениками-разработчиками в студии «Безопасная среда» на ВГТРК.
Газета Ведомости
Тренировочные мероприятия ОГЭ 2024 - Усть-Таркский район В целях подготовки к проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в форме основного государственного экзамена в Усть-Таркском районе 27 марта 2024 года прошло
Усть-Таркский район
Прогноз возможных чрезвычайных ситуаций на территории НСО на 29 марта - Город Искитим При составлении прогноза использована информация ФГБУ «Западно-Сибирское УГМС», Верхне-Обского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, Алтае-Саянский филиал ГС СО РАН,
Город Искитим
С Сергеем Михалковым – весело! - ЦБС Баганского района Во второй день Недели детской книги в библиотеке состоялась встреча с воспитанниками детского сада «Колокольчик».
ЦБС Баганского района
С новым званием! - Краеведческий музей Поздравляем Риту Анатольевну Полянскую с присвоением звания «Почетный работник культуры» Новосибирской области!
Краеведческий музей
Поезд, идущий в овраге - Газета Ведомости «Собаки» и «Гадкий утёнок» — какие сюрпризы приготовили детям новосибирские театры?
Газета Ведомости