Больше дотаций - выше контроль

Результаты проверки Контрольно-счетной палатой высокодотационных муниципальных образований Здвинского, Каргатского, Колыванского и Кочковского районов за 2016 год обсудили на комитете Заксобрания по государственной политике, законодательству и местному самоуправлению.

Как сообщил заместитель председателя Контрольно-счётной палаты Новосибирской области Павел Подковырин , объектом проверки стали годовые отчёты об исполнении бюджетов высокодотационных муниципальных образований Здвинского, Каргатского, Колыванского и Кочковского районов Новосибирской области за 2016 год.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ, проверка проводится в муниципальных образованиях, в бюджетах которых доля дотаций и налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений от НДФЛ в 2014—2016 годах превышала 50 % доходов. В Здвинском районе таких было 4 поселения из 14-ти, в Каргатском – 9 поселений из 11-ти, в Колыванском – 2 поселения из 12-ти, в Кочковском – 2 поселения из 10-ти - сообщил представитель КСП.
Все четыре района отнесятся к сельскохозяйственным территориям. Уровень развития промышленности, сельского хозяйства, платных услуг выше в Колыванском районе, доходы населения и оборот торговли – в Каргатском. Во всех районах в 2016 году увеличилось производство продукции сельского хозяйства. Промышленное производство сократилось в Здвинском районе. В Каргатском и Кочковском районах снизился оборот розничной торговли.
«Налоговые и неналоговые доходы консолидированных бюджетов на душу населения в указанных районах ниже, чем в среднем среди районов области», - указал Павел Подковырин. - Доля финансовой помощи в местных бюджетах существенно выше собственных источников доходов, планируемые муниципальными образованиями меры по развитию экономики не способны существенно повлиять на уровень дотационности местных бюджетов».
По сравнению с результатами ранее проведенной в этих районах проверки аудиторы отметили значительное повышение качества бюджетного процесса. «Однако типичные нарушения и недостатки в бюджетном процессе, на которые КСП ежегодно указывает в своих заключениях и методических материалах, по-прежнему допускаются в значительном числе случаев», - акцентировал заместитель председателя областной Контрольно-счетной палаты. В частности, это несоответствие отдельных решений бюджетному законодательству; слабая нормативная база, неполная отчетность, нецелевое расходование средств государственных и муниципальных программ; недостаточная квалификация руководителей финансовых органов поселений, низкий кадровый потенциал.
Нормативы систематически, из года в год, превышаются в большом числе муниципальных образований, - подчеркнули в КСП. Одной из причин большого числа нарушений является способ их установления.
«Норматив установлен в рублях на одного жителя, и при небольшом количестве населения средств может быть недостаточно для содержания администрации. В 2017 году с учетом предложений палаты принято новое постановление, устанавливающие нормативы. Однако в ряде поселений с небольшой численностью жителей нарушения сохранились бы и при новых нормативах», - пояснил аудитор.


«Применение Методических рекомендаций Министерства финансов Новосибирской области по формированию районных фондов финансовой поддержки поселений не приводят к устранению нарушений, - подчеркнул заместитель председателя Контрольно-счётной палаты Павел Подковырин. - В 2017 году с учетом предложений палаты Министерство финансов НСО подготовило новые Методические рекомендации по предоставлению из бюджетов районов дотаций поселениям, которые планируется рассмотреть на заседании Совета муниципальных образований области».
Обсуждая отчет, депутаты обратили внимание на типичные нарушения, которые допускаются муниципальными образованиями. «Из отчета в отчет мы видим замечания по превышению нормативов расходов на содержание должностных лиц и органов местного самоуправления, что особенно актуально для малочисленных поселений. Пора уже Минфину области серьезно заняться этой проблемой», - высказался заместитель председателя комитета Евгений Смышляев . Кроме того, законодатель отметил, что ежегодно повторяется нарушение, связанное с тем, что поселения не передают администрирование доходов от взимаемых штрафов на уровень районов, хотя это их полномочия.
Депутат Юрий Шпаков акцентировал внимание на несоответствии нормативов численности населения и выделяемых дотаций. «Дело в том, что при расчете выделяемых поселениям средств за основу берутся статистические показатели переписи населения, а эти данные, во-первых, обновляются не часто, а, во вторых, очень часто не совпадают с фактическим количеством проживающих на данной территории. В итоге муниципальное образование получает меньше дотаций, и эта разница бывает очень значительной», - констатировал парламентарий.
«Этот вопрос для нас очень актуален, - продолжил тему глава Колыванского района Виктор Аверин . – Согласно последней переписи населения численность нашего района - 24 тыс. человек, а фактические данные, которые мы в настоящее время подаём в Минэкономразвития - почти 29 тысяч человек. Поэтому, конечно, достаточно большое количество средств мы теряем».
Подводя итоги обсуждения, председатель комитета Александр Терепа отметил излишнюю сложность и неповоротливость всей системы организации бюджетного процесса. «Постоянно измененяемая нормативно-правовая база еще больше усугубляет эту проблему в сельских территориях. Это связано не только с недостатком материальных средств на обновление и совершенствование правовых и бухгалтерских программ, но и с неопытностью и низкой квалификацией специалистов, осуществляющих бюджетный и юридический процессы в небольших поселениях», - подчеркнул законодатель.
Отчет КСП депутаты приняли к сведению, отметив необходимость своевременной практической информационно-правовой помощи муниципальным образованиям. Законодатели рекомендовали Министерству финансов Новосибирской области доработать методические рекомендации по предоставлению дотаций и решить вопрос по повышению квалификации руководителей и бухгалтеров поселений.

 

 
По теме
  На состоявшемся 23 января 2018 года заседании комитета Законодательного Собрания Новосибирской области по государственной политике,