Опыт сотрясания Поднебесной, или Чем заняться музыканту в Шанхае?

Р2.JPG
Р4.jpg
Р3.JPG
Р5 Вынос.jpg
Опыт сотрясания Поднебесной, или Чем заняться музыканту в Шанхае?
Фото: bumerang.nsk.ru

Новосибирский композитор и музыкант Роман Столяр – человек публичный, а потому неимоверно занятой. Его рабочий график расписан буквально по минутам! Встречи со зрителями, концерты, мастер-классы... А еще презентации, ведь в свободное от музыки время Роман пишет книги...

Смотрим. 3 октября – выступление совместно с испанским гитаристом Анхелем Онтальвой в кабаре-кафе «Бродячая собака», 5 октября – концерт трио Столяр, Беличенко, Драница в АртПАБе, 12 октября  – концерт дуэта ETNO FREE DUO в арт-кафе «Агарта», 21 октября – Шанхай, презентация интерактивного саунд-проекта на открытии Шанхайского Биеннале, 24 октября – Санкт-Петербург, практикум по коллективной импровизации в Музее звука, 25 октября – Москва, выступление с Томасом Бакнером, Юхо Лайтиненом, Алексеем Борисовым и Эдитой Фил в Культурном центре ДОМ...  А уж какие мероприятия пройдут в ноябре, композитор и сам  пока еще не знает...

О том, как иногда полезно стучаться в «открытые двери» Интернета, о своем проекте в Шанхае и концертном триумфе – композитор и музыкант-импровизатор Роман Столяр.

Swatch, Шахай и музыка

– Большую часть своей жизни я живу в нашем замечательном городе, но в последние годы стал замечать, что очень многих вещей в Новосибирске мне не хватает. Потом выяснилось, что я не один такой: подобных людей довольно много, только не все, к сожалению, обладают желанием и настойчивостью изменить ситуацию. Мне повезло, у меня есть такая особенность: если чего-то не хватает, я стараюсь это компенсировать. И вот когда я понял, что творческого пространства в родном городе мне не достаточно, стал пользоваться «открытой дверью», которую обнаружил в информационных дебрях Интернета. Благодаря ей я начал создавать собственные проекты в разных городах и странах. Это и мастер-классы по теме, которой я занимаюсь последние 20 лет: импровизационная музыка, спонтанные виды творчества. И концерты, и лекции, направленные на пропаганду импровизационного искусства... Причем возможностей этих огромное количество: на сайтах предлагаются разного вида гранты, конференции, конкурсы... Так я вошел в ту самую «открытую дверь». Съездил в Штаты, Сицилию... Ну а поскольку к 2015 году я приобрел дурную привычку стучаться во все двери и окна с заявками на гранты, решил отправиться в самый густонаселенный город мира – Шанхай. Надо отметить, грантодающая организация находится в Швейцарии. Это известная компания Swatch, которая производит наручные часы. В самом центре Шанхая у нее собственный отель – «Искусство и мир». Программа существует с 2008 года, и каждый год одновременно 18 творческих людей со всего мира живут там и воплощают разного рода проекты. Международная палитра участников гранта совершенно феноменальная!


В марте 2015 года я получил письмо с подтверждением моей поездки, на подготовку которой был дан год. Выбрал минимальный срок – 3 месяца. Проект довольно специфический даже для моей сферы деятельности: «Создание импровизирующего оркестра». Оркестра, который мог бы выступать на сцене безо всякой подготовки, без репетиций, чтения партитур, предварительных дискуссий. Он просто выходит и играет. При этом я четко сознавал, что это достаточно сложно в принципе.

Процесс подготовки проекта занял год. Сначала я пошел традиционным путем – стал писать в официальные инстанции. Таких в Шанхае оказалось две: местная консерватория и частная джазовая школа JZ School. Но... Ни на одно, ни на другое письмо ответа не получил. Я подумал, что китайцы, возможно, не дружат с Интернетом, купил конверт, написал письмо от руки, послал. Ситуация та же. На ожидание ушло 2-3 месяца. Не на шутку обеспокоившись, начал активизировать собственные связи. Помогла, как часто бывает, западная заграница. В Сети нашел калифорнийского пианиста и музыковеда Тобина Чодоса и написал ему письмо: «Дорогой Тобин, мы с вами не знакомы, но у меня есть проект, и я прошу вашего совета...». Спустя два часа пришел ответ от совершенно незнакомого человека! Уже потом выяснилось, что у нас много общих друзей – мир музыки, оказывается, довольно тесен. Он мне дал целый список имен и контактов, и дело сдвинулось с мертвой точки. Стали очевидными две вещи. Первая – проект мой интересен, и шанс собрать людей есть. Вторая – проблема с помещением разрешилась довольно быстро: местная джазовая школа JZ School, посчитав заявленный проект хорошим дополнением к своей образовательной программе, предоставила концертный зал в недавно открывшемся корпусе.

...2 апреля. Я в Шанхае. Музыки здесь – на любой вкус: хард-рок и этника, ритм-энд-блюз и регги, вечеринки в стиле 20-х годов с французским шансоном, хип-хоп и электроника. И, безусловно, джаз – высочайшего уровня. Вот только новой импровизационной музыки в Шанхае не оказалось. Точнее, почти не оказалось: несколько музыкантов в разное время пытались играть такую музыку, но как-то не прижилось. В Китае финансовая успешность превыше всего, поэтому одной из особенностей местного менталитета является тяга к копированию. В искусстве – живописи, музыке – они чудовищно вторичны!

Оркестр без лидерства

– Очень повезло, что я познакомился с Алеком Хаавиком. Он играет в доброй половине шанхайских джазовых коллективов, преподает игру на саксофоне руководит собственным биг-бэндом. Алек первым из местных музыкантов откликнулся на мое письмо и сразу же стал соорганизатором проекта, взяв на себя функции по переговорам с администрацией JZ School и привлечению музыкантов. А вот это оказалось проблемой. Дело в том, что все музыканты в Шанхае безумно заняты в массе проектов, играют по два-три концерта в день, ездят по городам. Потому что в остальном Китае ситуация еще хуже, чем в Шанхае: музыкантов раз, два – и обчелся. Шанхай – город, где проживает 24 миллиона человек, а того количества музыкантов, какого требуют многочисленные клубы, бары и шоу на открытом воздухе, катастрофически не хватает. Притом, что среди них очень много иностранцев: испанцы и немцы, чехи и австралийцы, израильтяне и русские. И, конечно, американцы.


Так, благодаря Алеку в моей команде появились итальянский пианист Габриэле Мейрано, местный барабанщик Фэн Хао, нойз-гитарист Май Май и македонский аккордеонист Йордан Костов. Он тоже в свое время получил грант Swatch, а прожив в Шанхае положенные 3 месяца, решил остаться и создал собственный коллектив Paper killer. Еще – замечательная аккордеонистка-китаянка Шэнчжи Чжуо – она играет в составе группы Rendezvous, исполняющей французский шансон, и вокалистка Элен Мёнье из этой же группы... За 2,5 месяца работы через наш оркестр прошло примерно 25 человек, причем никто из них ранее не имел отношения к импровизационной музыке.

«В мире существует некоторое количество импровизирующих оркестров. Один из них я наблюдал в Мичигане, но принципы его организации совершенно иные. Оркестр состоит из студентов Мичиганского университета, которые дважды в неделю репетируют, а значит, по определению очень быстро сливаются воедино, становятся единым коллективом. Поэтому в данной ситуации создать нечто, что действовало бы очень слаженно, не так уж и сложно. Передо мной же стояла задача – собрать музыкантов с нуля, обучить их и через какое-то время выпустить на сцену...».   Композитор Роман Столяр

Мы начинали с самых элементарных вещей – занимались коллективными упражнениями с концентрацией на разных звуковых параметрах, работали над выстраиванием мелодической линии, учились слушать друг друга и действовать сообразно специфике материала, предлагаемого партнерами по ансамблю. Я старался комбинировать людей с разным уровнем, чтобы новички учились у более опытных партнеров, а те, в свою очередь, освоили принцип равенства в ансамбле. Ведь это единый коллектив, в котором никто нет ведущих и ведомых. Мы учились открывать для себя что-то новое в игре. Эта фраза, кстати, стала лозунгом, под которым проходили наши встречи. Примерно месяца через полтора мы зазвучали как более-менее слаженный коллектив. И к намеченной дате концерта оркестр был вполне готов.

Импровизационный авангард

– Концерт состоялся 23 июня на сцене клуба On Stage, в который, как оказалось, никто не ходит. Но эта ситуация лишь добавляла интриги в намечавшееся действо. Состав у нас подобрался истинно интернациональный, причем музыканты, как и было задумано, собрались из совершенно разных миров: альтист и скрипач Штефан Брандель и флейтистка Беатрис Соше представляли мир камерной классики, аккордеонистка Шэнчжи Чжуо и певица Элен Мёнье – французский шансон, Алек Хаавик и Габриэле Мейрано – новый джаз, Йордан Костов – балканский фольклор, Май Май – нойз… Атмосфера была, как на рок-концерте! Кто бы мог подумать, что Элен Мёнье может звучать, как завзятая авангардистка, виртуозная Шэнчжи – заставить аккордеон стонать и хрипеть, а тонкий мелодист-классик Штефан Брандель – преображать до неузнаваемости звук смычковых инструментов нетрадиционными игровыми приемами! Все импровизации – от камерных трио и квартетов первого сета до трехчастной «импровизированной симфонии», где одновременно играли все двенадцать оркестрантов, получились яркими, контрастными, с массой тонких моментов, порожденных единством между музыкантами.

«...В тот вечер на сцене клуба On Stage произошло гораздо большее событие, нежели просто удачный концерт: впервые под сводами Поднебесной звучала коллективная свободная импровизация в исполнении первого в Китае импровизирующего оркестра. Впервые, но, как надеются все участники JZ Improvising Orchestra – так мы назвали наш коллектив, не в последний раз».         Композитор Роман Столяр


...Мое пребывание в Шанхае подошло к концу. На последнее собрание оркестра пришли новые люди, изъявившие желание к нему присоединиться – событие, не оставляющее никаких сомнений в жизнеспособности проекта! И мы занимались, вводя в оркестр новых музыкантов... А спустя некоторое время я прочитал в Сети отзывы участников моего проекта: «Мы будем продолжать наши занятия, мы сохраним наш оркестр, потому что в Шанхае никто ничего подобного не делал». Я до сих пор нахожусь в контакте с моими учениками, мы переписываемся. Я думаю, что учить их уже не надо – просто нужно продолжать работать в этом жанре. Так что можно констатитьвать: первый в Китае импровизирующий оркестр родился, аудитория для такой музыки есть, теперь нужно, чтобы о нем узнало как можно больше людей. Надеюсь, концертная деятельность JZ Improvising Orchestra будет продолжаться. А со мной или без меня – уже неважно...

Досье «Бумеранга». Роман Столяр. Российский композитор и пианист-импровизатор. Окончил теоретико-композиторский факультет Новосибирской государственной консерватории им. Глинки, а в 1999 г. – ассистентуру-стажировку по композиции. С 1991 по до 2014 г. преподавал в Новосибирском музыкальном колледже на эстрадном и теоретическом отделении. С 2000 г. – музыкальный руководитель Новосибирского молодежного театра «Глобус». Член Союза композиторов РФ, Член Международной ассоциации джазовых школ, член Консультативного совета Международного общества импровизационной музыки. Основатель Лаборатории импровизационной музыки при Сибирском центре современного искусства. Автор учебников «Современная импровизация: практический курс для фортепиано» и «Джаз. Введение в стилистику».

Участник различных коллективов новоджазовой и импровизационной музыки, среди них Alter Ego (дуэт с саксофонистом А. Турыгиным), Shanti (дуэт с вокалисткой Е. Силантьевой), трио импровизационной музыки Trigrafica (с М. Сергеевым и В. Муриным), новоджазовый квартет New Generation, дуэт с саксофонистом Л. Сендерским (С.-Пб – Израиль), трио Dots & Lines (с гитаристом А. Поповским и саксофонистом И. Белоруковым). Принимал участие в фестивалях новоджазовой, импровизационной и современной академической музыки в США, Канаде, Японии, Великобритании, Австрии, Дании, Швейцарии, Франции, Нидерландах, Польше, Словении, Болгарии...


Фото с Международного фестиваля современного искусства имени Эдисона Денисова. Концерт «Фортепианный диалог» дуэта импровизационной музыки Романа Столяра и Рафаэля Судана (Швейцария). Томск, 2014.

Лилия Вишневская. Фото автора

 
По теме
1 и 2 апреля 2024 года в Новосибирском областном колледже культуры и искусств состоится межрегиональный конкурс исполнителей на балалайке и домре «Золотые струны Сибири».
Прогноз возможных чрезвычайных ситуаций на территории НСО на 29 марта - Город Искитим При составлении прогноза использована информация ФГБУ «Западно-Сибирское УГМС», Верхне-Обского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, Алтае-Саянский филиал ГС СО РАН,
Город Искитим
С Сергеем Михалковым – весело! - ЦБС Баганского района Во второй день Недели детской книги в библиотеке состоялась встреча с воспитанниками детского сада «Колокольчик».
ЦБС Баганского района
С новым званием! - Краеведческий музей Поздравляем Риту Анатольевну Полянскую с присвоением звания «Почетный работник культуры» Новосибирской области!
Краеведческий музей
Поезд, идущий в овраге - Газета Ведомости «Собаки» и «Гадкий утёнок» — какие сюрпризы приготовили детям новосибирские театры?
Газета Ведомости