Чисто российская история

«Дураки на периферии» вышли на сцену «Красного факела»

Одной из самых заметных театральных премьер этого сезона стал спектакль «Дураки на периферии», поставленный в столице Сибири по одноименной пьесе Андрея Платонова в театре «Красный факел». На большой сцене уже прошли премьерные показы в постановке Сергея Левицкого. Это имя знакомо многим новосибирцам по афише фестиваля «Ново-Сибирский транзит»: спектакль «Фронтовичка» Русского драматического театра им. Бестужева из Улан-Удэ  стал Лучшим спектаклем большой формы на фестивале в 2016 году.

Абсурд в квадрате

Хотя сценическое освоение драматургии Андрея Платонова длится не одно десятилетие, спектакли по его пьесам единичны. Появление в афише Новосибирского государственного академического театра «Красный факел» пьесы «Дураки на периферии» в постановке Сергея Левицкого – своеобразный поиск современного взгляда на Платонова и его эпоху. Как признается режиссер, «цель, собственно в том, чтобы заражать Платоновым: прививать публике интерес к творчеству неординарного писателя, раскрывать возможности его текстов».

Действительно, пьеса «Дураки на периферии» представляет совсем иного Платонова, которого мы учили – в нем не сразу распознаешь автора гениальной советской прозы. В этой пьесе трагическое мироощущение спрятано, внимание направлено на комедийное сплетение сюжета. Гораздо меньше ощущаются как сложность, «объемность» персонажей – они, скорее, типажи, фигуры с зафиксированными свойствами, так и любовь автора к ним. Да и сатирические краски, свойственные, скорее, Зощенко и Аверченко, нежели самому Платонову.


Во времена, когда «человек должен выполнять общественные функции, а также лично жить и наслаждаться», над упорядоченным укладом жизни семейства Башмаковых нависла внезапная угроза: появление очередного ребенка. Долго бы спорили супруги, «родить» или «не родить», да благо, существует комиссия «охраны матерей и ихних младенцев» – охматмлада, в задачи которой вменяется следить за «заготовкой граждан впрок». И когда муж, счетовод Иван Павлович, намерен добиться у комиссии разрешения на аборт, та в составе троих мужчин категорически ему отказывает. Более того, в ходе препирательств как выясняется, каждый из ее членов может быть отцом ребенка. Возмущенный муж судится, жены членов комиссии подают на развод, охматмладу ввиду образовавшихся беспорядков приходится укрываться. Сюжет запутывается так, что только явившийся из губгорода некий «Старший рационализатор может восстановить порядок вещей, воссоединить мужей и жен и указать, кто должен опекать недавно родившегося младенца. Правда, во время финальной суматохи выясняется, что младенец мертв.

Спектакль фонтанирует режиссерскими находками. Некоторый шарм возникает и благодаря самоценно звучащему слову. В тексте пьесы очевиден «новояз» Платонова, стремление говорить на языке уже новой эры. Слово в спектакле звучит по-особому рельефно: к речевому гурманству располагает сам платоновский текст: «Полезны дети от таких блестящих густых матерей», «Всех опорожню из зала! У меня ум опух!», «Швырнуть ребенка в массы нельзя, он в воздухе растворится, как падучая звезда». Сатирическая, острая, местами даже злая пьеса Андрея Платонова, как и новая работа Сергея Левицкого, дышат абсурдом, поскольку абсурдна сама жизнь, абсурдны новые нормы постреволюционного времени – как абсурдно само устройство бесчисленных бюрократических организаций, забывших о самом главном – о человеке.


«Театр – это такая игра: ты приходишь, садишься и понимаешь, что все происходящее на сцене – вымысел. Но в спектакле проецируются наши поведенческие или ситуативные модели в жизни, поэтому ты имеешь возможность посмотреть на собственную проблему как бы со стороны. Трезво оценить ситуацию. И, возможно, какой-то спектакль... нет, не научит, а просто наведет тебя на какую- то мысль, нужную тебе именно здесь и сейчас...».

Режиссер Сергей Левицкий


«Давайте сделаем «Дураков!»

Режиссер Сергей Левицкий попытался объяснить абсурд сегодняшней жизни обращением к абсурду первых лет советской власти.

– Самый главный вопрос к режиссеру – это выбор материала. Пьесы Платонова малоизвестны для широкой публики – как читающей, так и театральной. А уж пьеса «Дураки на периферии» и вовсе не выходила при жизни автора. Почему вы решили взяться за ее постановку?

– У каждого режиссера есть собственный режиссерский портфель – ряд пьес, которые ты бы хотел когда-нибудь поставить на сцене. И когда Александр Прокопьевич Кулябин спросил, что бы я хотел поставить в Красном факеле, я ему предложил несколько названий. «Дураки на периферии» его зацепили и он предложил: «Давайте сделаем «Дураков!».

– Чем вам импонирует Андрей Платонов как писатель?

– Во-первых, я открыл для себя Платонова не как прозаика, а как драматурга, хотя у него не так уж много пьес. В целом, для меня было откровением этот материал. Это вообще уникальный случай в том смысле, что это какой-то отдельный род абсурдистской драматургии, который возник в Советском Союзе. Пьеса написана в 1928 году. И то, что ее на долгое время положили «на полку», я считаю невероятным преступлением по отношению к автору.

– Платонова по-разному можно интерпретировать. И ставить можно по-разному. Сделать яркую сатиру на советский быт начала XX века, а можно уйти в абсурдизм. Какой аспект вам интереснее?

– Через текст Платонова мне интереснее говорить про сегодняшний день – про нас. Во что мы превращаемся, когда вокруг буяет абсурдная жизнь, а мы ей киваем, ей подыгрываем, встраиваемся в эту абсурдную жизнь. И не задумываемся над тем, что, в сущности, в выигрыше никто не останется...

«Очень сложно молодому человеку сегодня распознать свои возможности, определить собственный потенциал. Возьмем, к примеру, вымирающую деревню, что сегодня является довольно распространенным явлением. Что видит ребенок? Пьющий народ, который не знает, чем себя занять, разваленные колхозы-совхозы, нет ни бизнеса, ни хозяйства. То же самое происходит на улицах города. Мы уже не живем в 90-х годах, но до сих пор существуют абсурдные законы, из-за которых некоторые ребята практически живут на улице, и им это кажется правильным. Они просто не знают, что есть другие миры – мир спорта, искусства, мир изобретателей. Здесь очень важна рука, которая тебя вытянет из болота...».

Режиссер Сергей Левицкий

– Внешние обстоятельства слишком сильны, чтобы сопротивляться абсурду?

– Главное – человек. Мы сами придумываем себе сети, ловушки, в которых живем и пытаемся существовать.

– А как шла работа над постановкой?

– У вас невероятно сильная труппа, профессиональная. Прекрасные артисты, хорошая актерская школа. А репетиционный процесс получился весьма своеобразным. Начинали с того, что копали, крутили пьесу и так и эдак. Материал достаточно сложный. Сам автор не столько драматург, сколько писатель-прозаик, публицист – собиратель жизни, очень любил людей, и невероятно переживал – для него было катастрофой то, что он видел – во что превращаются люди. И эту пьесу написал потому, что очень ему хотелось, чтобы так не было. Он действительно верил в то светлое будущее, которое может  состояться, и все язвы которого он сатирический вскрывает в этой пьесе.


– А в вашей интерпретации это светлое будущее возможно?

– В каждом спектакле этот вопрос для себя будет решать сам зритель.

– Декорации не совсем привычные для сцены «Красного факела»...

– Вы правы. У нас пространство поделено на две части. Одна – авансцена. Другая – за стеклом. Одна часть – территория свободы, другая – подавления личности: где происходят суды, бюрократические заседания, сборы разных комиссий, визиты Рационализатора... В общем, всё то, что связано с судилищем. Точнее – это пространство несвободы и иллюзии свободы. Аналог современной ночной клубной жизни и кароке, где посетители надрывают горло, пьют, уходят в разгул. Эта мишура, обманная рамка праздника: выпил и жизнь удалась – наш сегодняшний интерьер.

– У Платонова очень тяжелый язык повествования. Но вот парадокс: пьеса читается трудно, а зрителями текст воспринимается довольно легко. Как вам это удалось»?

– Конечно, должен был пройти энный период времени, для того чтобы артисты могли присвоить этот текст. Чтобы он звучал органично. Чтобы не было какой-то натянутости в произнесении реплик. Но повторю: у вас прекрасная труппа, и актеры с этой задачей справились.

– Столько лет прошло, а люди и сейчас непонятно что вытворяют. Вы не думаете, что это ответ на отчаяние Платонова?

– Помните, как сказал Салтыков-Щедрин: «Разбудите меня лет через сто, и спросите, что сейчас делается в России. И я отвечу – пьют и воруют»... Точнее не скажешь.

– Вы считаете, это чисто российская беда? Или все же общемировая? Люди ведь по своей сути одинаковы.

– Думаю, это всё же чисто российская история...

...Что ж, судить о достоинствах и недостатках постановки – дело театральных критиков. Мы же можем констатировать: в афише государственного академического театра «Красный факел» появился неоднозначный,  но очень яркий спектакль. А уж как воспримет его зритель – покажет время.

Сергей Левицкий. Режиссер театра, выпускник Восточно-Сибирской Академии культуры и искусств (2008), Московской режиссерской магистратуры школы-студии МХАТ и ЦИМа при театрально-культурном центре им. В. Мейерхольда (2014). С 2015 года художественный руководитель Государственного русского драмтеатра имени Н.А. Бестужева (Улан-Удэ). Консультант Молодежного Совета Союза театральных деятелей РФ, автор проекта «Ночь в театре» (2016 и 2017).

Участвовал во многих творческих проектах, среди них: I международный радиофестиваль «Театр у микрофона» (режиссер радиоспектакля «Ники и Ники» по мотивам романа Кобо Абэ «Женщина в песках» (2009); Творческая лаборатория «Театр третьего тысячелетия – театр будущего» (2011); Форум-лаборатория «Новая театральная реальность» резиденции СТД РФ (2011); Российская лаборатория современного театра «АртЭРия» под руководством О. Лоевского (2012); Всероссийский семинар молодых драматургов «Авторская сцена» (2015 г); Творческая лаборатория «Территория РОСТа» (2106); IV Межрегиональный театральный фестиваль-конкурс «Ново-Сибирский транзит-2016»; Международный театральный фестиваль им. А.Володина «Пять вечеров» (С-Пб, 2017)...

Его спектакли идут в Москве, Новосибирске, Уссурийске, Улан-Удэ. Награжден Дипломами Союза театральных деятелей России и Союза театральных деятелей Бурятии; Дипломом лауреата IV Межрегионального театрального фестиваля-конкурса «Ново-Сибирский транзит-2016» в номинации «Лучший спектакль большой формы и Дипломом Ассоциации театральных критиков «За смелое и оригинальное жанровое решение спектакля «Фронтовичка» по пьесе А.Батуриной» на этом же фестивале; Дипломом участника внеконкурсной программы «Маска Плюс» Российской национальной театральной премии «Золотая маска»- 2016; Почетной грамотой Министерства культуры Республики Бурятия (2016). Лауреат Государственной премии в области литераторы и искусства (2015/2016). В 2016 году удостоен звания «Лидер культуры».

Лилия Вишневская. Фото автора

Последние новости Новосибирской области по теме:
Чисто российская история

- Новосибирск
В программе фестиваля «Ново-Сибирский транзит» на большой сцене новосибирского театра «Красный факел» пройдёт постановка пьесы «Жди меня.., и я вернусь» — истории воспоминаний лагерного культорга,
07:53 24.05.2018 Sib.Fm
- Новосибирск
Пятый межрегиональный театральный фестиваль "Ново-Сибирский транзит" проходит в столице Сибири.
16:43 23.05.2018 NSKTV.Ru
- Новосибирск
Фестиваль-конкурс «Ново-Сибирский транзит» в пятый раз начался в Новосибирске.
11:51 23.05.2018 Сибкрай.ru
- Новосибирск
Во вторник, 22 мая на сцене новосибирского театра «Красный факел» был дан старт одному из самых значимых театральных форумов России, межрегиональному фестивалю «Сибирский транзит».
11:28 23.05.2018 Sibnovosti.ru
Чисто российская история - Новосибирск
«Дураки на периферии» вышли на сцену «Красного факела» Одной из самых заметных театральных премьер этого сезона стал спектакль «Дураки на периферии»,
10:36 23.05.2018 Газета Бумеранг
- Новосибирск
Вчера вечером на сцене новосибирского театра «Красный факел» был дан старт одному из самых значимых театральных форумов России, межрегиональному фестивалю «Сибирский транзит».
10:24 23.05.2018 Sibnovosti.ru
- Новосибирск
Константин Кантеров и его гости Александр Кулябин, директора театра «Красный Факел», Михаил Тычинин,  участник фестиваля,
08:38 23.05.2018 NSKTV.Ru
- Новосибирск
На открытии фестиваля-конкурса для театров Сибири, Урала и Дальнего Востока «Ново-Сибирский транзит» члены жюри поделились с журналистами своими ожиданиями и рассказали о том, чем участники уже успели их удивить.
08:06 23.05.2018 Sib.Fm
- Новосибирск
В off-программе фестиваля «Ново-Сибирский транзит» каждый день будут проходить мастер-классы и семинары для тех, кто зарабатывает, живёт и интересуется искусством;
16:51 22.05.2018 Sib.Fm
- Новосибирск
Сегодня в Новосибирске стартует фестиваль - "Ново-сибирский транзит". Театральный форум проходит раз в два года.
13:33 22.05.2018 NSKTV.Ru
 
По теме
Публицистика на сцене - Газета Ведомости «Ново-Сибирский транзит» говорит со зрителем на острые гражданские темы. На излёте театрального сезона в городе проходит долгожданный фестиваль,
31.05.2018
Новосибирский драматический  театр выступил в исправительной колонии № 2 - УФСИН Новосибирской области Артисты Новосибирского государственного драматического театра под руководством Сергея Афанасьева посетили исправительную колонию №2 с благотворительной акцией.
25.05.2018
 
Слишком страшную пьесу представит Хабаровский ТЮЗ для новосибирских зрителей - Sib.Fm Участник театрального фестиваля «Ново-Сибирский транзит», Хабаровский театр юного зрителя, представит на сцене «Красного факела» аскетичную постановку пьесы Петера Вайса «Дознание».
25.05.2018
На сцене «Красного факела» покажут историческую фантасмагорию о тюремном концерте - Sib.Fm В программе фестиваля «Ново-Сибирский транзит» на большой сцене новосибирского театра «Красный факел» пройдёт постановка пьесы «Жди меня.., и я вернусь» — истории воспоминаний лагерного культорга,
24.05.2018
 
Перфоманс начался в 18:30 на крыльце театра «Красный факел» в центре Новосибирска - НГС.Новости Перфоманс начался в 18:30 на крыльце театра «Красный факел» в центре Новосибирска Вечером 22 мая десятки новосибирцев пришли на открытие масштабного фестиваля в театре «Красный факел» — к его началу актёры устроили не
22.05.2018
 
Открыть оригинальное изображение - Министерство культуры С 22 по 30 мая 2018 года в Новосибирске пройдёт Пятый фестиваль «Ново-Сибирский транзит», представляющий лучшие спектакли театров Урала, Сибири и Дальнего Востока двух последних сезонов.
21.05.2018
Открыть оригинальное изображение - Правительство Новосибирской области Глава Новосибирской области приветствовал гостей и участников межрегионального народного праздника «Сибирский сабантуй» с главной сцены ПКиО «Центральный» города Новосибирска.
17.06.2018 Правительство Новосибирской области
Афиша. Культура. Бердск - Бердск-Онлайн.Ru Автор:  Олеся Аминева, фото pixabay.com Анонс культурных мероприятий до конца июня 2018 года Отдел культуры города Бердска публикует анонс интересных мероприятий в июне.
18.06.2018 Бердск-Онлайн.Ru
Дети посмотрели на Новосибирск глазами конструктивиста и нарисовали дома Бориса Гордеева.
16.06.2018 Газета Ведомости
Главный приглашённый дирижёр Дмитрий КОРЧАК о НОВАТе, погоде в Новосибирске и дружбе с оперными звёздами.
14.06.2018 Газета Ведомости
Кто-то в качестве музыкального сопровождения к Дню России выбрал концерт Полины Гагариной, а корреспонденты «Ведомостей» отправились слушать настоящую русскую песню на Фестиваль искусств «Сибирская Октава».
14.06.2018 Газета Ведомости
Img-20180617-wa0021_thumb_main - Sibnovosti.ru Абсолютный триумф G-Drive Racing в Ле-Мане! 17 июня 2018 войдет в историю автоспорта: российский гимн звучит в Ле-Мане, где экипаж G-Drive Racing впервые одержал блестящую победу.
18.06.2018 Sibnovosti.ru
Наталья Квашнина и тренер Эмзари Трунин после награждения в Римини - НГС.Новости Наталья Квашнина и тренер Эмзари Трунин после награждения в Римини Накануне, 17 июня, новосибирская спортсменка Наталья Квашнина завоевала золото Кубка мира по кикбоксингу в итальянском городе Римини.
18.06.2018 НГС.Новости
Вместе с тысячами новосибирцев наши корреспонденты Виталий ЗЛОДЕЕВ и Валерий ПАНОВ пришли на Михайловскую набережную,
15.06.2018 Газета Ведомости
Фото с сайта NSO.RU На три дня 256 прокуроров сменили кители на спортивную форму.
14.06.2018 Советская Сибирь
На ближайший месяц Михайловская набережная станет самым «футбольным местом Нвовсибирска».
14.06.2018 Газета Ведомости