Двенадцать из шестнадцати

«Новая Сибирь» представляет путеводитель по привозным спектаклям «Ново-Сибирского транзита»

С 17 ПО 24 МАЯ 2016 года в Новосибирске пройдет IV Межрегиональный фестиваль театров Сибири, Урала и Дальнего Востока «Ново-Сибирский транзит». В конкурсной программе крупнейшего регионального форума заявлено шестнадцать спектаклей, двенадцать из которых созданы за пределами города-устроителя фестиваля. Афиша настолько разнообразна и увлекательна, что по совести следует увидеть своими глазами все постановки. «Новая Сибирь» предлагает краткий экскурс по приглашенным названиям. Каждый из этих спектаклей был отобран и утвержден экспертным советом. Каждый претендует на главные призы фестиваля.
      «Кориолан. Начало», У. Шекспир
      Омский академический театр драмы, режиссер — Роман Феодори
      17 мая, начало в 19.00, «Красный факел», большая сцена
      На спектакль, открывающий конкурсную программу IV Межрегионального фестиваля «Ново-Сибирский транзит», следует обратить особое внимание по многим причинам. Не нуждающийся в представлении автор и при этом не засиженное отечественными подмостками произведение. Уходящий корнями в полулегендарное прошлое сюжет, чье развитие четко упирается в настоящее: трагедия, рожденная экономическим кризисом, вызывает политическую катастрофу. Воин едва не превращается во власть предержащего. Плебс осознает недовольство властью и артикулирует силу своего гнева. Действие происходит в современных интерьерах. От массовых сцен захватывает дух. Смертельные схватки и чествование победителей. Красные ковровые дорожки и глянцевый блеск санфаянса. Резиновые уточки и офисный дресс-код. Автор сценической версии и постановки — Роман Феодори, молодой красноярский режиссер, поднявший значение аббревиатуры «ТЮЗ» на большую художественную высоту. Исполнение — одна из лучших провинциальных трупп, звездный актерский состав Омской драмы — Михаил Окунев, Валерия Прокоп, Моисей Василиади, Анна Ходюн, Александр Гончарук.
      «Наследство» по пьесе М. Горького «Васса Железнова»
      Сахалинский международный театральный центр им. А. П. Чехова, режиссер — Антон Коваленко
      18 мая, начало в 19.00, «Красный факел», большая сцена, камерное пространство
      В основе спектакля — текст Горького, помноженный на отзвуки Пушкина, Чехова и Островского. Сквозь чеканную букву главного советского мифотворца проступает вечный сюжет — распад большой семьи, гибель которой предопределена. Сильная и властная Васса Железнова ищет того, кому можно доверить наследство, и губит в домашних все человеческое. В атмосфере сгущающегося мрака, в лабиринтовой тесноте дома-ада они мучаются, предают, решаются на преступление и с упоением ненавидят друг друга. По мысли режиссера, спектакль соцреалистического направления интерпретируется как образчик «новой драмы», с которой он много экспериментирует. «За Горьким идти не хочется, потому что он ведет в ночь, темноту, в тоннель, в котором даже света не видно, — рассказывает Антон Коваленко. — Но в этом есть и его особая сила. И надо быть уверенным в людях, чтобы нырнуть с ними в эту горьковскую темноту и попытаться разглядеть в ней жизнь с ее теплом и любовью. Надо отдать должное, пьеса очень тяжелая, депрессивная. Но благодаря целостности, профессиональной коллегиальности труппы по-человечески легко работалось над материалом, который выматывал, вытягивал все соки».
      «Трамвай «Желание», Т. Уильямс
      Серовский театр драмы им. А. П. Чехова, режиссер — Андреас Мерц-Райков
      19 мая, начало в 12.00 и 18.30, «Красный факел», малая сцена
      Маленький город на Северном Урале и большое театральное достижение — номинация на «Золотую маску» как «Лучший спектакль большой формы». Новый перевод великой пьесы и, если верить критикам, «почти мастерское» воплощение обнуленной драматургической концепции. Много видео, используемого режиссером точно и по делу. Живая музыка. Витальная сила и брутальная энергия, волной накрывающие зрительный зал. Неповторимый колорит места и времени. Конфликт между идеалом и материальной реальностью, между тем, каким мир должен быть, и тем, каким он является.
      Знакомая история, которую смотришь как в первый раз. Впрочем, режиссер предлагает пойти дальше — запараллелить Уильямса с Чеховым и рассмотреть на «Трамвай «Желание» как продолжение «Трех сестер»: как если бы Ирине пришлось переехать в промышленный Серов и жить там с родственниками.
      «Лодочник», А. Яблонская
      Каменск-Уральский театр «Драма номер три», режиссер — Галина Полищук
      19 мая, начало в 15.00, «Глобус», большая сцена, камерное пространство
      Лонг-лист «Золотой маски». Спектакль поставлен в конце февраля 2015 года интернациональной командой. Латвийский режиссер Галина Полищук воплотила пьесу украинского драматурга Анны Яблонской в декорациях петербургского сценографа Ольги Горячевой. Выпивающему мужчине без семейных уз и определенных занятий предлагают работу по перевозке туристов на другой берег. Вроде бы ничего странного, кроме двух вещей: рядом с переправой мост и абсолютно все экскурсии — ночные. Но зарплата приличная и времени свободного много. Мужчина согласился. В первую же свою перевозку он выясняет, что река эта не простая (на «с» начинается, на «с» кончается), и туристы, что садятся к нему в лодку, тоже совсем не простые.
      «Колыбельная для Софьи», по повести Е. Замятина «Наводнение»
      Минусинский драматический театр, режиссер — Алексей Песегов
      19 мая, начало в 19.00, «Красный факел», большая сцена
      Еще один спектакль, привязанный к «Золотой маске», — пять номинаций на главную премию страны. До дрожи реалистичный сюжет (женщина убивает взрослую приемную дочь, ставшую соперницей) и трансцендентность жалостливой русской песни — в форме. «Чтобы перенести прозу Евгения Замятина на сцену, чтобы воссоздать это разыгравшееся в буквах и словах наводнение, режиссер Алексей Песегов изобретает новый театральный жанр на границе мелодрамы и трагедии, балета и психологического театра, — утверждает «Санкт-Петербургский театральный журнал». — Изымая из спектакля авторское слово и находя ему пластический, музыкальный, ритмический эквивалент, режиссер помещает зрителя словно бы на тот же уровень восприятия, на котором находятся герои. Он искажает наше чувство времени, цвета, пространства, он, как и требует Замятин, делает весь остальной мир за границами этой истории «далеким морем», намеренно отвлекая, запутывая наше «рацио». Сценическое время, как правило, идет быстрее обычного. Здесь же оно то замедляется до полной остановки, то вдруг делает квантовый скачок».
      «Фронтовичка», А. Батурина
      Русский драматический театр им. Н. А. Бестужева, режиссер — Сергей Левицкий
      20 мая, начало в 15.00, «Глобус», большая сцена
      Первый профессиональный театр Бурятии представляет режиссерский дебют своего воспитанника (в прошлом) и художественного руководителя (в настоящем). Сергей Левицкий завершил обучение в Московской режиссерской магистратуре школы-студии МХАТ и ЦИМа при театрально-культурном центре им. Вс. Мейерхольда и поставил спектакль, ставший одним из самых ярких театральных событий года, по версии экспертного совета «Золотой маски». Пьесу «Фронтовичка» ученица Николая Коляды Анна Батурина написала, когда ей было 24 года. Героиней стала ровесница автора — 24-летняя Маша, вернувшаяся с войны победительницей, но так и оставшаяся душой в окопах. Страх смерти уступил место страху перед будущим: как жить после войны, когда целых четыре года смерть постоянно была рядом и превратилась в обыденность. «Это честная пьеса, — рассказывает режиссер. — Написана доступно и не изложена в духе привычного нам восприятия темы войны, какой мы ее видим сегодня в многочисленных фильмах и литературных изданиях. Мы понимаем, что нет людей черных и белых, абсолютно хороших или абсолютно плохих, они могут быть совершенно разными. Виктор Астафьев говорил: «Тот, кто врет о войне прошлой, приближает войну будущего». Очень глубокий смысл в его словах есть. Во «Фронтовичке» нет никакой лжи о войне, нет никакого передергивания, никаких ужасных вещей, которые не соответствовали бы действительности».
      «Война», Л. Нурен
      Томский драматический театр, режиссер — Александр Огарев
      21 мая, начало в 15.00, «Красный факел», малая сцена
      Пьеса шведского драматурга Ларса Нурена, прославившегося умением демонстрировать бездны внутри себя, рассматривает войну как метафору. Вместо поля боя, солдат и снарядов — искалеченные и убитые души. Война как переоценка ценностей, разделительная черта между прошлым и будущим, между разрушенным пространством, в котором приходится жить, и желанием, «чтоб было как раньше». Герои спектакля, обозначенные режиссером как «те, кого не успели убить» — мать, две дочери, отец и его брат, — люди, пережившие войну-событие, плавятся в аду, который они снова и снова создают для самих себя. Они существуют в странном и страшном мире, гротескная реальность которого оборачивается горькой фантасмагорией.
      «Господа Головлевы», М. Е. Салтыков-Щедрин
      Новокузнецкий драматический театр, режиссер — Петр Шерешевский
      21 мая, начало в 19.00, «Красный факел», большая сцена
      Режиссерские работы Петра Шерешевского попадают на фестивальный конкурс с завидной регулярностью. Спектакль «Господа Головлевы», отобранный экспертами «Ново-Сибирского транзита» в этом году, новокузнецкая пресса описывает как явление сплошь исключительное — яркий, пронзительный, завораживающий, великолепное световое решение, необычные декорации, превосходная актерская игра и легендарное Mutter от Rammstein. Режиссер спектакля Петр Шерешевский смотрит на историю семейства Головлевых изнутри — не только с ужасом, но и с состраданием. Спектакль большого стиля современным театральным языком рассказывает о гибели семейного клана Головлевых. Неудержимая страсть к накопительству, гипертрофированная алчность, неприкрытое ханжество, помноженные на отсутствие любви и понимания приводят к безоглядному одиночеству, нравственному и физическому взаимоистреблению. Это обобщенный взгляд не столько на одну семью или на Россию, сколько на человечество в целом.
      «Сироты», А. Материнский
      Хабаровский театр юного зрителя, режиссер-постановщик — Константин Кучикин, режиссер — Михаил Тычинин
      22 мая, начало в 12.00 и 21.00, подземный переход ТЦ «Манхэттен»
      Остросоциальный спектакль от команды, готовой и способной поднимать больные для современного общества вопросы. Константин Кучикин возглавляет хабаровские куклы и Хабаровский ТЮЗ, пишет пьесы, ставит спектакли и создает проекты, о которых говорят от Дальнего Востока до Москвы. Михаил Тычинин закончил актерское отделение Хабаровского института культуры, учится на режиссера в ГИТИСе, смело обращается к самым провокационным текстам отечественной новой драмы и не боится нетеатральных пространств. Спектакль «Сироты» впервые был показан в Хабаровске летом 2015 года в рамках проекта «Шамбо. Звучит красиво. Пахнет плохо». «Всего, что «пахнет плохо», в жизни много, но об этом открыто предпочитают не говорить, не думать, не вспоминать и вообще... вести себя так, будто этого вовсе нет на свете. А мы чувствуем необходимость говорить об этом», — уверяет творческая группа спектакля. Речь идет о проблемах приемных семей, разрушении социальных связей и нравственно-этических норм: приемная мать в течение длительного времени пытается через суд добиться прекращения установленного усыновления над несовершеннолетним ребенком, которого она воспитывала с трех до пятнадцати лет.
      «Сумасшедший Муклай» П. Ойунский, с переводом на русский язык
      Хакасский театр драмы и этнической музыки «Читиген», режиссер — Сергей Потапов
      23 мая, начало в 12.00 и 18.30, «Красный факел», малая сцена
      Самый загадочный спектакль IV «Ново-Сибирского транзита». В постановке заняты лучшие из актеров республики и театра. Каждый из них вложил в историю максимум сил и профессионализма, и потому у каждого из артистов в спектакле оказалась своя главная роль. «Это очень любопытная работа, — полагает председатель экспертного совета фестиваля Павел Руднев. — Есть ощущение мультикультурализма, понимание того, как можно преодолевать проблемы малых народностей и исчезающего языка. И вот тут что интересно, якутский режиссер Сергей Потапов берет текст якутского классика 1910-20-х годов Платона Ойунского, репрессированного в сталинское время, и ставит его в Хакассии. Сливает якутскую литературу с театральной традицией другой нации».
      Драма «Сумасшедший Муклай» — это биографическое свидетельство о восприятии событий гражданской войны и «крика» души человека, столкнувшегося с неразрешимыми нравственными противоречиями. В основе постановки судьба беззащитного человека, сумасшедшего Муклая, попавшего в жернова эпохи перемен, которые смололи его жизнь, оставив от него один пепел. Муклай назван сумасшедшим, а он — просто другой, несоответствующий и неприспособленный к реалиям своей поры, в то время как его душа и сознание свободны. Сумасшедший Муклай — провидец, проживший короткую, но яркую и наполненную любовью и смыслом жизнь.
      «Победители» С. Алексиевич
      Томский театр юного зрителя, режиссер — Дмитрий Егоров
      23 мая, начало в 19.00, «Красный факел», большая сцена
      Дмитрий Егоров — режиссер, хорошо знакомый новосибирским зрителям по постановкам на сцене «Красного факела», и постоянный участник «Ново-Сибирского транзита».
      В центре сценического повествования лежат романы белорусской писательницы, нобелевского лауреата Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо» и «Цинковые мальчики», снимающие парадные покровы с темы патриотизма и обнаруживающие страшную обыденность войны — человеческие потери. Голоса Великой Отечественной и Афганской войны озвучивают артисты Томского ТЮЗа. От беды до победы — две буквы. И годы страдания. И бескрайнее море слез. И миллионы человеческих судеб, подмятых под себя колесом истории. Щедрые, чистые и смелые люди, узнавшие, каким звериным оскалом искажается человеческое лицо на войне. Они молчали об этом многие годы, молчат и сейчас. И спустя годы продолжают воевать. Воевать — и побеждать. Побеждать одиночество, равнодушие Родины, нищую старость, непонимание в семье, недоверие близких. Побеждать привычку жить по военным законам, собственное неумение существовать в размеренном быту. Побеждать нелестные стереотипы о порочных «походно-полевых женах», дошедших до Берлина, и о бездушных «палачах», вернувшихся из Афганистана. Голоса двух войн — Великой Отечественной и Афганской. Сотни документальных свидетельств, утверждающих одно — война всегда несет горе и разрушение.
      «Биндюжник и король», А. Журбин, А. Эппель по произведениям И. Бабеля
      Красноярский театр юного зрителя, режиссер — Роман Феодори
      24 мая, начало в 18.30, «Красный факел», большая сцена
      Красноярскому ТЮЗу под руководством режиссера Романа Феодори и художника Даниила Ахмедова, кажется, подвластно все. Спектакль по «Одесским рассказам» Бабеля — яркий оммаж визуальному театру Роберта Уилсона. Здесь и фронтально выстроенные мизансцены, вроде «живых картин», и покадровое деление действия, и минималистская сценография с преобладанием ярко-кислотных цветов и теневых силуэтов, создающая эффект двухмерности сценического пространства. А еще «Биндюжник и король» — это музыка Журбина. Не только роли, но и вокальные партии, созданные в жанре оперетты, но исполняемые с напором и пафосом немецких зонгов. Лихо закрученная интрига, подлинный драматизм, философское содержание и невероятные сценографические красоты — все, что нужно для феерического закрытия фестиваля.
     

Ещё новости о событии:

С 17 по 24 мая в Новосибирске театры Сибири, Урала и Дальнего Востока представляют свои лучшие спектакли.
18:41 18.05.2016 Министерство культуры - Новосибирск
Снова в путь. В нашем городе сегодня стартовал фестиваль "Ново-Сибирский транзит".
17:07 18.05.2016 Телестанция Мир - Новосибирск
my caption - Новая Сибирь
«Новая Сибирь» представляет путеводитель по привозным спектаклям «Ново-Сибирского транзита» С 17 ПО 24 МАЯ 2016 года в Новосибирске пройдет IV Межрегиональный фестиваль театров Сибири,
22:13 17.05.2016 Новая Сибирь - Новосибирск
На нем представлены лучшие спектакли Урала, Сибири и Дальнего Востока за последние два года, отобранные экспертной комиссией, в составе которой известные по всей России театральные критики.
21:55 17.05.2016 49 канал Новосибирск - Искитим
 
По теме
Заключительный день «Недели Магии и Волшебства» в Центральной детской библиотеке был посвящён существам, которые живут в прекрасной долине Муми-дол, их придумала финская писательница Туве Янссон.
Житель города Бердска предстанет перед судом по обвинению в убийстве родственника - Следственный комитет фото СУ СК РФ по Новосибирской области Следственным отделом по городу Бердск следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Новосибирской области завершено расследование уголовного дела в отно
Следственный комитет
Сначала анализ, потом — диагноз - Газета Степная нива С самого утра в кабинеты клинико-диагностической лаборатории центральной районной больницы стекаются пациенты с направлениями от всех врачей.
Газета Степная нива
Делаем всё возможное - ГБУЗ НСО ГНОКБ За два года, в течение которых на базе Новосибирской областной больницы работает детское онкологическое отделение, 11 маленьких пациентов прошли процедуру заместительной почечной терапии - гемодиализ.
ГБУЗ НСО ГНОКБ
Что приносит почтальон - Черепановская ЦБС       28 марта в Городской библиотеке побывали ребята из детского сада «Колокольчик» на завершающем мероприятии "Недели детской книги".
Черепановская ЦБС
Искусство на все времена - Газета Ведомости Выставка Рубенса в художественном музее, спектакль «Три мушкетёра» в «Глобусе», фильм «Летучий голландец» в кинотеатрах города.
Газета Ведомости