«Дверям закрытым — грош цена»

Актерское товарищество «Понедельник» устроило экспериментальный показ лирической комедии «Скамейка» в реальных уличных декорациях

НАЧАЛО осени в Новосибирске обошлось без бабьего лета, но резкое похолодание в начале сентября не изменило планы актерского товарищества «Понедельник», которое представило спектакль «Скамейка» по пьесе Александра Гельмана на летней веранде кофейни «Кардамон». Эту лирическую комедию, поставленную режиссером Анной Зиновьевой, дуэт ведущих актеров «Красного факела» Ирины Кривонос и Константина Телегина много раз исполнял в минувшем сезоне на самых разных площадках, но впервые — на открытом воздухе, без театрального света и антуража. Задником, реальной декорацией служили буйные заросли кустов, как в парке. А площадка для игры с той самой скамейкой под фонарем, обозначенной в названии, находилась на расстоянии вытянутой руки от зрителей. Актеры играли безвозмездно и с беззаветной отдачей. А зрителей на веранду, обычно вмещающую человек 30, набилось втрое больше. Преобладала модная, экстравагантная молодежь, вопреки ожиданиям, внимавшая истории о людях «в возрасте» с не угасающим, а с нарастающим интересом.
      Мне запомнился ошеломительный успех премьеры спектакля «Скамейка» в «Красном факеле», состоявшийся около 30 лет назад. В начале 80-х, когда театры зацикливались на разоблачении мещанства и все еще искали светлый образ строителя коммунизма, сюжет о встрече «двух одиночеств» представлялся свежим и смелым. Его — мужчину-загадку в полном расцвете — играл Альберт Дорожко, Ее — скромного контролера чулочно-носочной фабрики, разведенку с ребенком — Светлана Сергеева. Оба несколько стеснялись играть «про любовь», вернее, про сложные, то завязывающиеся, то разрушающиеся отношения, и все-таки они разыгрывались, подогреваемые одобрением публики. У сегодняшних исполнителей ролей, разумеется, не было зажимов. Но важнее всего то, что они проживали эту, казалось бы, устаревшую и предсказуемую историю, лишенную подспудных смыслов, как в первый раз, с первой свежестью реакций и эмоций. Притом не изменили в пьесе ничего, не осовременивали реплик, а действие волновало.
      ...Он явился в парк не вполне трезвый, подергался на танцплощадке, прикрыв «залитые» зенки темными очками. Привязывался ко всем проходящим барышням и, рухнув на скамейку, схватился за оставленную кем-то газету. А она выпорхнула из кустов очень даже свежая и нарядная. Сразу видно — собралась на свидание: зеленые босоножки на высоченных шпильках, к светлой кофточке приколот кокетливый цветок, а на локте болтаются совершенно будничная сумка с обтрепанными ручками и холщовая авоська. С расстояния тет-а-тет все детали — говорящие, более того, просматриваются, как сквозь увеличительное стекло. Она, у которой свидание сорвалось, и стала инициатором разговора с мужчиной, прикрывшимся газетой. Привязалась: у вас спичек не найдется? А сигареточки?.. Уселась ему на колени, приблизила лицо и смотрела испытующе из-под полуопущенных век, как змея-гипнотизер. Оказывается, год назад этот мужчина уже побывал в ее объятьях, но забыл про то. Она бьет его хрупкими ладошками и своими сумками, злится и всхлипывает: «Что, выходит, я такая незапоминающаяся?!»
      Удивительный и мастерский актерский дуэт в ходе спектакля явил чудеса перевоплощения. Он врет, что вечно в командировках, рассказывает, что работает начальником отдела снабжения, — напридумывал себе новых имен, добавил социальной весомости. Она вроде принимает ложь за чистую монету, расцеловывает его на скамейке, строит перспективы о том, как они дом построят, машину купят. Но тоже пускается в игру, делает вид, что зябнет, просит укрыться его пиджаком, уходит в кусты. Приободренный ласками «командировочный» открывает дамскую сумочку, вытягивает почти пустой флакончик духов, вращает его у своего лица, в задумчивости втягивая запах, как бы знакомясь через него с этой женщиной. А она возвращается фурией, так как изучила паспорт, обнаруженный в кармане пиджака, увидела штамп о браке. И подобным казусам с разоблачениями нет конца.
      Однако героиня Кривонос бесконечно подкупает своей почти бесплотной худобой, по-детски распахнутыми, полными надежды светлыми глазами и по-взрослому рачительными движениями, с которыми переобувается из нарядных, парадно-выходных босоножек в стоптанные туфельки на плоском ходу, для повседневности, которые таскает с собой, как горькое прошлое, в авоське. Герой, сыгранный Константином Телегиным, за маской мачо тоже таит боль, в которой признается лишь в последний момент, в финале. В их игре, как в любых настоящих, непридуманных отношениях, нет ни толики штампов, сплошное и беспрерывное живое сердечное беспокойство. И в финале, когда уже точки над «i» поставлены, она протягивает ему ключ от своей квартиры и просит: приходи. Это не жест отчаявшейся, измаявшейся в одиночестве женщины, а жест человека, который должен помогать другому человеку, потому что всем нам, людям, иногда бывает…
      Не до шуток.
      Я не шла, а почти бежала к метро, потому что продрогла до костей: час сорок неподвижности при температуре, близящейся к нулю градусов. Впрочем, я ни о чем не жалела, любимых актеров увидела в другом амплуа и восхитилась их самоотверженностью. Вдруг в Первомайском сквере меня догнала девушка, спросившая: «Вам говорили, что вы похожи на Барбару Брыльску? Я вообще подумала, что вы — это она».
      — Простите, но я все же гораздо моложе Брыльской, — резко ответила я.
      — И вы меня простите, но вы так внимательно смотрели, как актриса, и осанку держали... А я, знаете, такая же негордая, как та женщина. Едва успею познакомиться, уже готова ключ от квартиры вручить и все такое...
      Ну вот, а я гадала, почему независимые труппы массово обращаются к давним советским пьесам, откуда эта ностальгия в эпоху наступления постдраматического театра? Кстати, в Первом театре тоже с большим успехом идет спектакль по пьесе С. Злотникова «Пришел мужчина к женщине», которая куда как проще, чем сочинение Гельмана, мастера социальной драматургии. Время мало меняет природу человека, но, к счастью, значительно меняет качество актерской игры, что и продемонстрировали И. Кривонос и К. Телегин. Кстати, спектакли на свежем воздухе в этом сезоне они уже не сыграют: товарищество «Понедельник» переехало в Малый зал ДКЖ, где выступит 28 и 31 сентября.
     

 
По теме
Обвиняемый уже был ранее судим и вышел на свободу 7 марта по УДО Фото: freepik.com Жителя Коченевского района Новосибирской области заключили под стражу за ложные сообщения о минировании отдела полиции.