Сцена из спектакля «Ночь перед Рождеством».
|
Самый северный театр в мире после 30-летнего перерыва приехал в Новосибирск с репертуарными гастролями. Со 2 по 7 июля труппа Норильского заполярного театра драмы им. Вл. Маяковского, перебравшись из +7 в +32, покажет на сцене «Красного факела» семь «охлаждающих» спектаклей. Несмотря на отделяющие нас расстояния, у Норильского заполярного театра и «Красного факела» есть общее. Театры регулярно встречаются на фестивале «Ново-Сибирский транзит». В разное время и там, и там работал режиссёр Александр Зыков. А с 1991-го до весны 2006 года в Норильске играл «наш» Лаврентий Сорокин, где был одним из самых популярных и востребованных артистов. В следующем сезоне единственный театр в Норильске, возникший, к слову, на 10 лет раньше, чем сам город, в Норильлаге, отметит 75-летие. И этим летом он единственный в Красноярском крае при поддержке местных правительства, Законодательного собрания и министерства культуры отправлен на большие сибирские гастроли: неделю он проведёт в Новосибирске и столько же в Омске.
— Мы привезли с собой обширный репертуар, — отмечает директор театра Светлана Гергарт . — Будут представлены три работы главного режиссёра театра Анны Бабановой , три постановки Тимура Файрузова и один спектакль Тимура Насирова. Его «Братья Ч.» в 2014 году был признан лучшим спектаклем на краевом фестивале «Театральная весна». А начнём мы гастроли с «Бенефиса Геннадия Несчастливцева».
— Это фантазия по мотивам «Леса» Островского с Гиляровским, Шекспиром, — объясняет свою интерпретацию главреж театра Анна Бабанова. — В главной роли Сергей Ребрий . Сергей Николаевич играет там и Гамлета, и Отелло, и Чацкого, как эти роли играл и сам Геннадий Несчастливцев, актёр, для которого Островским была написана пьеса «Лес». Для меня это история о судьбе театра. Гурмыжская — народная артистка, которая понимает, что как актриса она давно несостоятельна, но как собака на сене не даёт никому играть. Аксюша — молодая актриса, Карп — суфлёр, Улита — человек в театре, который занимается неизвестно чем, но держит всех под каблуком. А через классические красные кресла, декорацию, сделанную нашим главным художником Фемистоклом Атмадзасом, на сцене прорастает лес.
Показав свою визитную карточку, гастролирующий театр продемонстрирует палитру своих возможностей — как в лёгком жанре, так и в попытках затронуть кровоточащие темы. Любителям яркого и динамичного «летнего» театра, с переодеваниями, гэгами и многочисленными репризами придётся по вкусу комедия «Примадонны» Кена Людвига. Для семейного просмотра подойдёт пушкинская «Сказка о царе Салтане» на новый лад, в которой строчки «У Лукоморья дуб зелёный…» прозвучат в стиле рэп, декорации из обычного картона будут расписаны в традиции русского авангарда, а 12 артистов исполнят роли 33 богатырей. В спектакль «Ночь перед Рождеством» вошли и прекрасные музыкальные номера, и интересные актёрские работы, а главное — самобытная Диканька, в которой мало что изменилось со времён Николая Гоголя.
Есть в багаже норильцев и серьёзные попытки поговорить со зрителями. К 70-летию Победы в Великой Отечественной войне приурочен спектакль «Снегири» по пьесе «Смертники» Нины Садур, основанной на фрагменте романа Виктора Астафьева «Прокляты и убиты». «В постановке, как и на фронте, намешано многое: тут и юмор, и боль, и болезни, и, конечно, смерть. Буквально осязаемая, она зримо и незримо присутствует практически в каждой сцене. Образ Смерти выведен через женскую роль в исполнении Варвары Бабаянц. Когда полуженщина-полупривидение в платье цвета крови дотрагивается до мальчиков, которым суждено погибнуть, дрожь идёт по телу», — писала об этом спектакле Тимура Файрузова «Заполярная правда». К слову, над созданием «Снегирей» работали хореограф Татьяна Безменова и художник по свету Евгений Ганзбург, хорошо знакомые новосибирским театралам. А «Братья Ч.» Елены Греминой о семействе Чеховых, в котором нет талантов без изъяна, поставил Тимур Насиров — некогда он работал режиссёром в новосибирском «Старом доме». Ещё одна работа главного режиссёра театра Анны Бабановой, которая попала в гастрольный репертуар, «Две дамочки в сторону севера» по пьесе французского автора Пьера Нота, знакомит нас с работой театральной лаборатории «Полярка».
— Лаборатория «Полярка» проходит у нас каждый год. Ею руководит Олег Семёнович Лоевский. К нам приезжают молодые режиссёры, мы ставим современные пьесы, и часть этой работы попадает в репертуар, — рассказывает Анна Бабанова. — Театральная лаборатория выпадает очень вовремя — в полярную ночь, когда ни у кого уже нет сил, витамины не усваиваются, солнца нет. А ты репетируешь с утра до ночи и полярную ночь не замечаешь. Это важно как для актёров, так и для зрителей, которые в результате видят что-то новое и современное.
Норильский заполярный театр драмы — инициатор проведения Международного фестиваля искусств северных городов мира, куда приглашаются творческие коллективы из городов, расположенных на 69 параллели и рядом с ней. Так, на фестиваль приезжали труппы из Карелии и Якутии, а также из Дании, Финляндии, Норвегии, Исландии, Швеции и Канады.
Что же тянет сюда творческих людей, в полярную ночь и чёрную пургу, и заставляет оставаться? Например, блистательный артист Сергей Ребрий родом с Украины, учился в Казани, а своё призвание нашёл в Норильском заполярном театре:— Я знал, что в Норильске очень сильная труппа. Там были такие мастодонты и динозавры! А мне было уже 29 лет, я очень поздно пошёл учиться. И вот 26 лет я работаю в этом театре.
— Когда меня позвали в Норильск впервые, я подумала: так далеко и так холодно… Нет, не поеду. А второй раз на моё решение повлияли семейные обстоятельства. И вместе с мужем я переехала в Норильск, — вспоминает заслуженная артистка России Нина Валенская , окончившая Нижегородское театральное училище им. Е. Евстигнеева, а затем работавшая в Пензенском и Оренбургском театрах. — Говорят, что если ты остался в Норильске на первые три года, север тебя принял. Значит, ты в этом экстриме отвечаешь необходимым здесь человеческим качествам. Те, кто приживаются и остаются, замечательные люди. Когда стоят морозы под 60, можно передвигаться лишь короткими перебежками, друг к другу. В этом смысле у нас всё по-домашнему. Нередко друзья звонят в час ночи и говорят: «Так хочется чайку попить, посидеть, поболтать!». Да без вопросов. Для таких людей наш город тёплый.
Ирина ТИМОФЕЕВА
Автор: Ирина Тимофеева