Отъезжающие с вокзала Новосибирск-Главный в сторону Кузбасса или по южной ветке непременно провожают взглядом стоящий по левой стороне движения Мемориал Славы труженикам тыла 1941—1945 гг. и паровоз времён Великой Отечественной войны с яркой цифрой «3 000» на «носу».
Это знаменитый «наградной» трёхтысячный паровоз, который новатору — старшему машинисту паровозного депо Новосибирск Николаю Лунину — передали вместе со знаком «Почётный железнодорожник» в канун 1941 года. Но не стоять бы тут юбиляру, а быть списанным и разобранным на запчасти, если бы не старания и настойчивость Владимира Алексеевича Баулина, работавшего в 70-е годы прошлого столетия начальником локомотивного отдела на новосибирском отделении дороги.
Как вспоминает сам ветеран, когда ему принесли на утверждение документы на списание лунинского паровоза, уже было определено, в каких депо разбирать его на запчасти, он допустил «грубое административное нарушение». Спрятал папку в стол. А сам по телефону связался с начальником депо:
— Где у тебя паровоз стоит?
— Да вон, на задворках...
— Выкрой минут двадцать, я к тебе сейчас подойду.
Паровоз в депо уже начали понемногу «расковыривать» — где обшивку сняли, где ещё чего.
— Это же реликвия. Лунин — честь вашего депо, слава всей дороги! Он же и Герой Социалистического труда был, и депутат Верховного Совета, а новатор какой! Разве можно так с его паровозом? Это же память для многих поколений! — стал убеждать коллег Владимир Алексеевич.
Нашли они общий язык. Разыскали членов лунинской бригады, многие тогда ещё живы были (Николай Александрович Лунин ушёл из жизни в октябре 1968 года). Они помогли привести «лохмашку» — так железнодорожники называли грязную машину — в отличное состояние, паровоз был действующим. Главный инженер депо заготовил от имени локомотивного депо письмо с просьбой сохранить паровоз как исторический памятник, не отдавать на списание. С той поры, как говорит Владимир Алексеевич, он в долгу перед Луниным, ответственен перед ним.
У самого Владимира Алексеевича Баулина не менее яркая и знаменательная биография. После окончания в 1943 году десятилетки с отличием захотел поступить в высшее военно-морское Владивостокское училище. Документы у него не приняли — сын «врага народа». Хотел идти работать на завод, но учительница убедила пойти в Донецкий индустриальный институт, который недавно был эвакуирован в его родной Прокопьевск. После войны поступил сразу на второй курс Московского электромеханического института. После окончания вуза его оставляли в Москве. Отказался — чтобы уехать в Сибирь.
За свои более 40 лет трудовой деятельности Владимир Алексеевич Баулин прошёл путь от инженера техотдела до начальника локомотивного депо, доцента НИИЖТа, был в числе первых ревизоров Новосибирского метрополитена по безопасности движения. Имеет много наград. Всю жизнь ветеран любит спорт, особенно коньки и лыжи. И сегодня, когда ему 90 с хвостиком, старается каждый день начинать с зарядки. Мы желаем ему здоровья и бодрости духа!
Людмила Сергеева
11 12