Одному из самых известных режиссеров детского научно-популярного кино СССР Леониду Сикоруку исполнилось 80 лет. Но это не повод списывать его со счетов, ведь и сегодня он руководит студией детского телевидения «Старая мельница», продолжает работать над проектами по популяризации науки для детей и, конечно, создает свои любимые телескопы.
Когда-то в 70-е серия его телевизионных фильмов «Физика для малышей» собирала рекордное количество зрителей у экранов, а разработанная модель телескопа до сих пор выпускается и продается по всему миру. В 1990-е передача его студии получила ТЭФФИ, а в 2000-е по его проекту в третьем по величине городе России построили большой современный планетарий. Разговор о кино, детском и не очень, мы, разумеется, начали с воспоминаний:
– Леонид Леонидович, как кино вообще появилось в вашей жизни, как появилась мечта заниматься им?
– Лет в 8-12 в городе Ленинск-Кузнецкий, в Кузбассе, где я тогда жил, был летний кинотеатр, но самое интересное было там не в зрительном зале, а в кинобудке, где стояли проекторы. Они трещали, от ламп в них шел дым. Бледная тень разделяла аппаратную и зрительный зал. Всё это завораживало, мы с ребятами бегали туда, любовались. Первое воспоминание еще более раннее – родители взяли меня на «Груню Корнакову» года в 4 – первый советский цветной фильм, помню лишь отдельные его кадры.
– А снимать сами когда начали?
– Всё детство я был влюблен в Чехова, даже собрал всё собрание сочинений. Очень нравился рассказ «Шуточка». Мне показалось, что это простенький рассказ, который легко экранизировать. Но у меня не было кинокамеры. И, вы не поверите, я сделал кинокамеру сам! Прочел где-то в журнале «Юный техник», кажется, как сделать кинокамеру из жести и одной линзочки. И уже будучи студентом строительного института, я ножницами и паяльником ковырялся, делал. Мне понадобилась пленка и кто-то мне подсказал, что на кафедре гидравлики она есть, я зашел, спросил, а завкафедрой мне сказал: «Зачем вы мучаетесь со своей жестяной камерой, у нас есть настоящая. Берите, снимайте для нас».
– Но как всё-таки решились перейти в кино работать?
– Решение пришло после одного случая. Увидел афишу «Летят журавли». Мы с ребятами зашли посмотреть. Впечатление от фильма было настолько грандиозным, что я всё бросил и решил поступать во ВГИК. Поступил на заочное отделение, потому что был уже женат и из Новосибирска не хотел уезжать. Попал в мастерскую к Сергею Пятницкому. Выбрал специализацию «операторство», поскольку техническая сторона казалась мне более сложной, а режиссуру со сценаристикой решил освоить самостоятельно. С режиссурой получилось, а сценаристика для меня до сих пор интересна и мучительна.
– Как появилось научно-популярное кино?
– Как-то раз ехал в Академгородок, где тогда жил, и купил дочке книжку. Прочитал детские стихи о дождике из нее и решил снять по стихотворению небольшой фильм, а заодно в конце объяснить для детей, почему идет дождь. Вот так в автобусе родилась идея проекта «Физика для малышей». Пришел домой, рассказал жене, она говорит: «Фантазер, лучше бы заработал себе на новые штаны». А дальше я шесть лет пробивал этот проект, который никому не был нужен. И продолжал работать оператором, снял две игровых короткометражки как режиссер. С Леонидом Марягиным как оператор снял тогда «Короткое затишье». Как-то я оказался в Москве, в Главном управлении местного телерадиовещания, рассказал о своей затее, идея понравилась, но сказали, что нужно получить одобрение Академии педагогических наук. Я пришел на прием к вице-президенту Виктору Геннадьевичу Зубову, рассказал о проекте. Он смотрит мой сценарий и думает, как от меня избавиться. Тут звонит телефон, и он очень серьезно начинает обсуждать задачу по оптике, которую задал на семинаре учителям физики и никто ее не решил. Пока он разговаривал, я всё начертил, ведь оптикой с девяти лет увлекаюсь, и ему показываю. Он посмотрел на задачу, поднял на меня глаза и говорит: «Что я для вас должен сделать?». Так и решился вопрос. Так началась «Физика для малышей», потом были и «Геометрия для малышей», и «Астрономия».
– Мне всегда было интересно, как появилась в ваших фильмах из «Физики для малышей» эта особая атмосфера?
– Я до сих пор не знаю точно, как ответить на этот вопрос. Тем более, что здесь все традиционные элементы кинодраматургии надо было уместить всего в несколько минут. Скажем, в «Физике для малышей» многое значила музыка. В момент катарсиса я всегда ставил песенку. Часть музыки написал сам, а значительную часть Вадим Дмитриевич Аксенов – архитектор по профессии, который писал музыку еще для моих любительских фильмов.
– Когда вы поняли что с «Физикой для малышей» всё получилось? Что это успех?
– Ну я то всегда был убежден, что это успех, еще когда снимал первый фильм. Хотя второй фильм мне показался провалом, и я очень переживал. Повторение всегда хуже. Дальше, правда, нам за эти фильмы начали давать призы, дипломы. Купили весь цикл в 70 стран. Вот «Летят журавли» купили в 90 стран, а «Физику» в 70 (смеется)! Хотя, конечно, с Урусевским я рядом не стоял, но просто он был и остается для меня ориентиром. Потом я написал книжку по фильмам – было уже 5 изданий у нас и 20 зарубежных.
– Сегодня, как вам кажется, «Физика для малышей» устарела или нет?
– Вы знаете, человечество, как вид, вообще-то мало изменилось. Дети так же любопытны, любознательны, везде лезут. А «Физика для малышей» была познавательно-мотивационной, как я это определил, когда писал свою кандидатскую. Там всё рассчитано на то, чтобы посмотрев фильм, ребенок тут же бежал к родителям и из подручных простейших средств мастерил приборы, ставил эксперименты. И это самое главное.
Справка «Бумеранга»
Леонид Леонидович Сикорук – советский кинорежиссер, поставивший и снявший в 1970-х годах на киностудии «НовосибирскТелефильм» серию телевизионных передач «Физика для малышей», член Союза кинематографистов России, Кандидат педагогических наук, Заслуженный деятель искусств, Человек года (2012) за успехи в области искусства и кино.
Сикорук является культовой личностью в среде любителей телескопостроения. Именно он стал инициатором начала промышленного производства телескопов ТАЛ на Новосибирском приборостроительном заводе. В 1976-1978 годах вышел его фильм «Телескопы», посвященный данной тематике. Второе издание его книги «Телескопы для любителей астрономии» стало последней книгой по любительской астрономии, выпущенной в СССР. Она стала самой популярной и цитируемой книгой среди любителей телескопостроения. В январе 2009 года Международный астрономический союз присвоил астероиду 8561 имя Sikoruk.
Алексей Кожемякин. Фото автора и из личного архива Л.Л. Сикорука