Городовичок в запасе

Актёр Владимир КАЗАНЦЕВ о нелюбви к театру, антрепризе и  личной жизни.

В Новосибирске существует легенда: шёл как-то в 1989 году писатель Владимир Шамов по улице и встретил по дороге острохарактерного парня — «в теле», коротких штанишках на лямках и круглых очках. Присмотрелся к нему внимательно и  осенило писателя: ба, да передо мной символ городской — рыжий очкарик Городовичок! Острохарактерным мальцом оказался студент второго курса Новосибирского театрального училища Владимир Казанцев, с которого, собственно, бренд города и писался.

О волне, Руцком  и злых детях

— К тому времени, когда мне предложили стать Городовичком, эмблема города в нарисованном виде уже существовала, — рассказывает Владимир. — Было всё так: вызывает меня директор театрального училища Татьяна Байтуганова к себе и говорит, мол, дуй в мэрию, в управление культуры, они там студента со специфическими «выходными данными» ищут: «в теле», в очках, без комплексов, которому всё равно с кем хохмить — с простым людом или с «высокопоставленными» лицами. Ну я пошёл. Ещё ни одному студенту халтурка не повредила. Там один из чиновников долго и придирчиво разглядывал меня, а потом авторитетно заявил: он это — Городовичок ваш вылитый. Вот с  того времени я Городовичком и стал, на 17 лет спектакль затянулся. Сейчас я на пенсии — Городовичок в запасе.

 

— Знаю, что ты неистощимый кладезь разных историй о Городовичке, тебе книгу уже впору писать. Поделись с нашими читателями яркими эпизодами, можешь не стесняться.

 

— Ну… На День города приглашали каждый год разных режиссёров, и каждый из них хотел придумать «что-то эдакое», чтобы все рты раскрыли. Как сегодня в некоторых театрах происходит. Как-то раз мне один говорит: в общем, так, над городом летит лёгкий самолёт, народ на площади машет ему руками, радуется, из самолёта появляется Городовичок с парашютом за спиной, тоже радуется, прыгает, приземляется в Первомайском сквере и идёт радост­но на площадь. Я говорю, а можно попроще? Было и попроще: по сценарию меня посадили на лошадь и привели к главной трибуне, чтобы мэр города меня поприветствовал. Привезли меня на лошади, а следом за нами начинает шествие военный оркестр. И тут они как вдарили марш! Моя бедная лошадка с испугу… вот такую здоровенную лепёшку соорудила! Лошадку увели, а лепёшка-то осталась. По  этой лепёшке оркестр строевым шагом перед главной трибуной города промаршировал на выход. Народ, кто стоял возле трибуны, лежал от смеха. Или вот когда я гостям свой голый зад показал. Мы с Обинушкой встречали приплывающих на корабле высоких гостей на маленьком катерке — должны были объехать корабль с  гостями. Начинаем кружить вокруг корабля, а в это время поднимается боковая волна. Я стою, приветственно машу руками гостям. А Обинушка перепугалась качки, присела за меня и держится за мои штаны. И тут приличная волна бьёт наш катерок в бок, и я почти вылетаю за борт! Но Обинушка крепко держалась за комбинезон — лямки затрещали, начали рваться, и я показал всему миру свои тылы. Было весело.

 

— Расскажи, как ты в 1993 году напугал охрану Руцкого.

 

— А, это. Руцкой был на празднестве почётным гостем и стоял на большой сцене в окружении охраны. По сценарию я должен был выхватить из-за пазухи стартовый пистолет и пальнуть в воздух с истошным криком: «Даю старт Сибириаде!». Я режиссёру говорю: режьте меня, братцы, но я из пистолета стрелять не буду — боюсь этих мальчиков с каменными подбородками. А мне: «Вова, всё под контролем». Выхватил я пистолет и даже пикнуть не успел, как Руцкого закрыла охрана, а меня попытались скрутить. Выбегает на сцену режиссёр в мыле: ребята, так надо, это по сценарию! На что ему спокойно ответили: «Нам не надо». Руцкой — мужик не без чувства юмора, говорит: дайте этому чуду своё предназначение выполнить. Стрельнул-таки.

 

— Помню, что всенародная любовь к Городовичку тогда просто зашкаливала...

 

— Нас носили на руках в прямом смысле слова! В администрации города давали на весь день служебную «Волгу». Помню, шофёр был совершенно безбашенный, мы с ним и на красный свет с сиреной мчались, и пассажирские автобусы подрезали, чтобы я смог вылезти из окна и постучаться в окна к изумлённым пассажирам: с праздничком вас, дорогие! Помню, как жители в наши открытые окна бросали ветки сирени… Как на руках «Волгу» с нами тащили метров 200 какие-то пьяные и восторженные рокеры, а потом устали и бросили, все рессоры к чёрту… А сейчас нынешнее младое племя новосибирцев говорит: что за урод этот Городовичок? Почему он такой страшный? Давайте нам какого-нибудь мимишного зверя. А Городовичок — это сибиряк и студент, весёлый оптимист!

Ярмарка тщеславия

— Ты в театре «Старый дом» отработал 23 года, 200 ролей, да ты просто жил в театре, я же помню… Почему так резко ушёл?

 

— Руководство, Наташа, поменялось. И новому руководству стали не нужны острохарактерные актёры, ты же видишь, какая у меня фактура, — я толстяк и худеть не собираюсь, потому что худой человек никогда не сыграет толстого, а такие роли есть и я востребован. А в «Старом доме» сейчас культ тела, ты посмотри, какие они там все поджарые, худые и рельефные. Но когда превалирует внешняя форма, всегда страдает внутренняя, это закон. И вот что главное: зритель, когда идёт на спектакль, хочет спектакль про себя. Он хочет узнать себя на сцене и сказать: о, смотрите, и в театре есть вот такие актёры с формами, и, значит, у меня всё нормально и я больше не буду комплексовать. А когда ему, обычному человеку, который пришёл в театр расслабиться и отдохнуть, показывают на сцене греческих богов и богинь, он уходит совсем в расстроенных чувствах.

 

— Подожди, а как быть с утверждением, что искусство должно приподнимать человека над социумом, заставлять думать, переживать, расти духовно. А?

 

— Вот прекращай, пожалуйста. Эти все новомодные мозговые выверты меня в последнее время сильно раздражают. В театр люди идут отдохнуть, получить удовольствие от игры актёров и выпасть на два часа из своей реальности, в которой они, по большей части, задалбываются. А  мы в последнее время стали забывать об этой главной функции театра, мы же гонимся за новыми формами: как бы встать на голову и поставить спектакль, чтобы никто ничего не понял, но все вокруг восхищались. Я опять про то, что за внешней формой уходит внутренняя, актёры становятся марионетками в руках режиссёра, который вертит ими как хочет, потому что он художник и так видит. Сейчас время режиссёров, директоров и маркетинга, но не актёра, нет. Ушла из театра преемственность, когда старые, маститые актёры передавали свой опыт молодняку даже просто тем, что выходили на сцену и играли. А на какой сцене у нас сейчас играют старые, маститые актёры? И играют ли они вообще? Кстати, профессии «режиссёр» в старых русских театрах не было. Была — «постановщик». Приезжал постановщик, собирал труппу, смотрел на актёрские типажи и раскладывал по амплуа пьесу: вот ты героиня, ты субретка, а ты герой-любовник. Ставил пьесу и уезжал, всё. Зритель шёл, все были довольны. Я не спорю, нужны и спектакли для ума, но не забывайте, пожалуйста, и об обычном зрителе. Мы же для него работаем.

 

— Ты разочарован в театре?

 

— Честно? Я его больше не люблю. Я объелся им за все эти годы. Приходят новые режиссёры, выкидывают из репертуара золотой фонд театров, не создав ничего стоящего. На сцену лезет извращение классики, и это какая-то безумная ярмарка тщеславия, такое ощущение, что соревнование негласное идёт: я сейчас «Чайку» вот так поставлю, а ты так сможешь? Опять же выкачивание денег из театральных фондов, все эти модные мастер-классы, когда приезжает известный в кавычках педагог и начинает прокачивать актёров за их же деньги. Меня тут один мастер-класс добил — по импровизации. Скажи, как можно научить импровизации, — это же воздух актёрский, это воля и свобода! А на мастер-классе в воздух вкладываются схемы и шаблоны, он и так стереотипами под завязку забит, а ему ещё в голову и схему импровизации всовывают! Что это? Имитация бурной деятельности за бюджетные деньги.

 

— В антрепризе тебе свободнее дышится?

 

— Антреприза возвращается к началу, к тому, из чего театр вырос, — это те театры времён Гиляровского и Сулержицкого, до эпохи Станиславского. Когда работаешь именно для зрителя, отталкиваясь от его потребностей и надобностей. У нас зал умирает от хохота, смеётся над шутками как ребёнок. Ну да, с точки зрения «высоколобой режиссуры», эти шутки, может быть, и на уровне Петросяна. Но театр — это бизнес. И я с этим смирился. Нет в нём искусства, нет. Есть развлечение, и давайте уже научимся отделять мух от котлет.

Немного о личном

— Спрошу о личной жизни, можно?

 

— А что тут спрашивать? Женат не был, не хочу и не буду. Наш курс выпускала потрясающая Люба Борисова — блестящая актриса, педагог, пинком открывавшая все высокие двери, потому что была звездой. Сама она отдала себя только служению театру — ни ребёнка, ни котёнка. И нам говорила: актёру, если он хочет служить театру, надо быть холостым. И запрещала романы между однокурсниками — говорила, что когда оба супруга актёры, то ничего хорошего не будет. Потому что это такая профессия, которая предполагает зависть. И она существует не только между мальчиком-мальчиком и девочкой-девочкой, но и в паре… Когда я был молод, то обычно на вопрос «а что ты в холостяках ходишь?» отвечал, что в любой момент могу подойти к хорошенькой девушке и бархатным баритоном «пропеть»: разрешите познакомиться, я — символ города. «Какой символ?» — спросила бы меня девушка. «Конечно, сексуальный», — отвечал я. Вот  так. А сейчас тоже хорошо, но уже по-другому.

 

Наталия ДМИТРИЕВА |  Фото из архива Владимира КАЗАНЦЕВА

9 9
 
По теме
Поиски сегодняшнего Гамлета стартовали на сцене «Старого дома» Клетка как место действия, обилие пластических этюдов и реалистичных драк, пространственные рэп-баттлы и оригинальная компьютерная графика,
Молодежный театр «Чердак» под руководством Юлии Сорокиной 2 марта в актовом зале СГУВТ представил на суд зрителей свой новый спектакль «Нити судьбы» по трем повестям О. Генри.
Темой пятого театрального фестиваля Ново-Сибирский транзит стал пешеход Новейшие театральные постановки со всей страны увидят новосибирцы в мае!
Яркий, многогранный мир литературы наполнен интереснейшими животными и магическими существами.
«Храните, люди, старину» В культурно-досуговом центре поселка Приобский в центре национальных традиций состоялась интерактивная программа «В гостях у самовара» по Пушкинской карте.
В Алтайском крае предупредили о подъеме уровня воды в реках - 4S-Info.Ru Фото: ГУ МЧС по Алтайскому краю По данным Западно-Сибирского управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, в период с 27 по 30 марта ожидается вскрытие реки Алей в районе села Старо-Алейского,
4S-Info.Ru
Редкую патологию обнаружили у девочки из Новосибирска - более десяти лет потребовалось, чтобы установить диагноз Ребенок не может нормально питаться, твердая пища вызывает боль и кровотечения во рту.
ГТРК Новосибирск
С Сергеем Михалковым – весело! - ЦБС Баганского района Во второй день Недели детской книги в библиотеке состоялась встреча с воспитанниками детского сада «Колокольчик».
ЦБС Баганского района
Поезд, идущий в овраге - Газета Ведомости «Собаки» и «Гадкий утёнок» — какие сюрпризы приготовили детям новосибирские театры?
Газета Ведомости
С новым званием! - Краеведческий музей Поздравляем Риту Анатольевну Полянскую с присвоением звания «Почетный работник культуры» Новосибирской области!
Краеведческий музей