И дальше случилась любовь

Константин РАЙКИН о том, почему он не любит традиционное искусство, чем современный студент отличается от неандертальца и как выживают российские театры в эпоху постмодернизма.

Встреча с художественным руководителем театра «Сатирикон» прошла в рамках ХII Международного Рождественского фестиваля искусств — на площадке «Глобуса». Константин Аркадьевич долго собирался с духом, а потом интеллигентно предупредил: «Если будете задавать вопросы, связанные с моим “казнокрадством”, я взорвусь, и будет плохо и вам, и мне». Напомним, в начале этого года Константин Райкин заявил на седьмом съезде СТД, что все больше далёких от творчества людей диктуют миру искусства свои правила, цензура вернулась на круги своя, а церковь начала вмешиваться в театральные дела. После заявления Райкина театр «Сатирикон» накрыла волна прокурорских проверок, которые выявили массу финансовых нарушений.

 

«Алчный бизнесмен и казнокрад»

 

— Я вижу, что в зале много журналистов, поэтому сразу хочу предвосхитить ряд вопросов. Понимаете, ситуация вокруг театра сейчас очень болезненная, а я же заводной — вы меня спросите, я заведусь, а потом лопну. Проткнуть меня сейчас очень просто, вокруг много несправедливости, лжи и злонамерённой клеветы, поэтому я сам и сразу скажу то, о чём вы меня будете спрашивать. Никакого бизнеса у меня нет, и все эти тонны лжи из серии «Райкин гребёт деньги под себя» — мыльный пузырь. У меня два источника дохода — театр и концертная деятельность, этим я занимаюсь всю свою жизнь и ничего другого делать не умею. Недавно поздравлял Володю Машкова, подписал ему открытку — «Алчный бизнесмен и казнокрад Райкин». Нет, ну а как вести себя в этом случае? Они на роль «казнокрада» выбрали совсем не того человека. Мои близкие люди знают, что я щедрый. И я знаю. Мне не жаль денег на благие дела. Я театром живу всю жизнь, мне только он и нужен.

О любви к «Глобусу»

 

— Я профессионал и могу с первого взгляда определить — хороший театр или нет. По каким-то неуловимым признакам, по запаху, по атмосфере — так библиофил может определить интересность и важность книги по одной обложке. Хорошие и плохие театры имеют свои специфические запахи. И я когда вдохнул запах «Глобуса», то очень удивился: он пах как настоящий, хороший театр. А всё дело в том, что мы прилетели в Новосибирск очень раздражёнными, был долгий путь, мы практически ночевали в московском аэропорту, а актёры народ экзальтированный, поэтому когда мы приземлились и ещё черт знает сколько времени сидели в каком-то автобусе, то рефлексия наша не имела границ. И, конечно, любви с первого взгляда с «Глобусом» не должно было случиться. Когда в наш автобус, который был, как дезодорантом, пропитан эмоциями, вошла Мария Ревякина (директор театра в 90-е годы. — Прим. ред.), я подумал: ну всё, держись, сейчас всё скажу. А она каким-то удивительным образом сгладила все углы, разрядила обстановку, и вот тогда я познакомился с командой этих сибирских амазонок, которые руководили театром и довели его до совершенствования швейцарских часов. А самое главное — сцена «Глобуса» очень похожа на сатириконовскую, единственная в России! Мы же нестандартные, бывший кинотеатр со своими нюансами, и у нас всё не так, как нужно. А приехали к вам и поняли, что ваша сцена — это то, что нужно «Сатирикону». И дальше случилась любовь. И я даже потом звал на директорствование в свой театр Марию Евсеевну, но в Москве за ней соискатели стояли в очередь, и она выбрала не меня. Надеюсь, что она жалеет (смеётся).

О вреде житейской температуры

 

— Знаете ли вы, что в театры ходит катастрофически мало зрителей? Есть мировая статистика: в любой театр любого города, будь это сто раз культурная столица, ходит всего 9 процентов жителей этого города! И это вместе с теми, кто пришёл в первый раз и сказал: нееет, это не моя чашка чая. Больше 90 процентов жителей любого города в мире вообще не ходят в театры! А это базовый вид культуры, понимаете? К сожалению, людей, которые нуждаются в духовной подпитке, с каждым годом всё меньше. Поэтому не нужно удивляться тому, что зашкаливают рейтинги у каких-то низкопробных и мещанских ТВ-программ, а у тонких, интересных проектов, как на канале «Культура», рейтинги нулевые. Людей грубых, не задумывающихся о жизни и судьбе, или, как называл их Достоевский, «деятелей», их гораздо больше. Но я верю и знаю, что случаются ситуации, когда вот такие «деятели» открываются творчески. Есть такое утверждение, что «творчество не может изменить мир», вот я с этим совсем не согласен. Творчество меняет человека, я на примере своего театра говорю. Существует в природе «духовная баня», которая на какие-то часы смывает с человека весь его наносной социальный шлак, и имя ей — театр. На два-три часа, когда идёт серьёзный спектакль, люди чрезвычайно меняются. Это поразительные, божественные метаморфозы. Приходит публика, вся разношёрстная, неоднородная — я за ними всегда в щёлку наблюдаю. Вот сидят они, пересмеиваются, и мы за кулисами ворчим: «Опять спектаклю не повезло, публика какая-то несобранная». А в честь чего она должна быть собранная-то? Но начинается спектакль, и если он правильно сделан, то — раз, и они единое целое. В них Бог проснулся. Понимаете, мы ссоримся и тявкаемся друг с другом только на уровне «житейской температуры» — 36, 6, это не художественная температура. И когда мы живём только на уровне такой температуры, в нас куча распрей и несогласия. Как только мы возвышаемся над собой, в нас просыпается Бог. Да, в ком-то Бог после «духовной бани» вновь уснёт, но зарубка на сердце останется. Михаил Чехов говорил: есть «Я — житейский», а есть «Я — Творец». Любой человек может подняться над собой с помощью искусства.

О традиционном искусстве

 

— В последнее время ОНИ (ну мы понимаем, о ком речь!) говорят с придыханием: нужно возвращаться к традиционному искусству, потому что в нём заложены все эти духовные скрепы и патриотизм. И глаза округляют: нельзя предавать традиционное искусство, вы все предаёте традиционное искусство! И не понятно, какой смысл они вкладывают в это понятие? Что такое традиционное искусство в их понимании? Застывшие, скучные формы? Этот «фасадный» патриотизм, от которого нормального думающего человека уже с души воротит? Так это не имеет отношения к искусству и к нашим традициям. И люди не принимают эту подмену, начинают протестовать, отсюда и возникают все эти конфликты и непонимания.

Ещё с деревьев не спустились

 

— Я люблю своих студентов, они яркие, живые, они идут на сцену, потому что по-другому не могут. Но, бог мой, какой у них убогий уровень образования… Школьный багаж стремится к нулю: не читают, пишут с ошибками. Они, понимаете, ещё с деревьев-то не слезли. Все эмоции невразумительными звуками передают: ну, вот, да, не могу, хочу, сцена… А некоторые на вопрос «почему хотите стать артистом?» отвечают: хочу сниматься в сериалах, зарабатывать большие деньги и быть знаменитым. Я сразу говорю: спасибо, что раскрылись сразу, до свидания. Ко мне очень трудно на курс поступить, у меня не три тура, как во всех театральных вузах, а пять. А ещё собеседования бесконечные, разговоры по душам, я боюсь ошибиться. Могу прослыть злодеем, но и в театре у меня «лишние» люди не задерживаются, сразу расстаюсь, если вижу, что это не мой актёр. Знаете, сколько знаменитых сегодня артистов начинали в «Сатириконе»? Удивитесь, если я вам назову эти фамилии. Но не буду, у людей всё хорошо, они востребованы, и у меня всё замечательно.

О бедном театре замолвите слово

 

— Судьба российского театра сегодня трагична. Я много езжу с концертами по России, обязательно посещаю на гастролях местные театры. Где-то люди пытаются жить, искать новые формы, где-то, наоборот, уходят на дно и существуют в каком-то сне. Трудно с репертуарной политикой, трудно с кадрами, все в столицы стремятся уехать. Но в Новосибирске с театральным искусством всё замечательно. Помню, когда посмотрел спектакль Тимофея Кулябина «Три сестры», пришёл в настоящий восторг. Он же вдохнул в этот затасканный, захватанный чеховский текст такую свежесть, такую правду жизни! Меня потом спрашивали: вот зачем он «перевёл» спектакль на язык жестов, что он этим хотел сказать? Да он освободил Чехова от всех этих бесконечных клише! Вот таким должен быть российский театр, я считаю.

 

Наталия ДМИТРИЕВА |  Фото Валерий ПАНОВА

25 26
 
По теме
В жизни всё начинается с малого: с зёрнышка – хлеб, с лучика – солнышко, с кирпичика – дом, а знания – с первой книги каждого человека – Азбуки или Букваря.
За судака и налима задержали рыбака в Искитимском районе - Iskitim-Gazeta.Ru Фото ru.freepik.com В районе села Сосновка сотрудники линейного отдела МВД России в речном порту Новосибирска задержали 31-летнего местного жителя, подозреваемого в незаконной добыче водных биологических ресурсов.
Iskitim-Gazeta.Ru
В больнице Искитима скончался четырехмесячный мальчик - ГТРК Новосибирск Сейчас следователи проводится комплекс следственных действий, направленный на выяснение всех обстоятельств произошедшего  В Новосибирске правоохранители начали доследственную проверку после появившейся в социальных се
ГТРК Новосибирск
На клеточном уровне - Газета Ведомости Уникальные разработки для борьбы с раком, не имеющие аналогов в мире, создают в молодёжной лаборатории,
Газета Ведомости
18 марта День воссоединения Крыма с Россией - ЦБС Баганского района Во Владимировской сельской библиотеке библиотекарь совместно с заведующим клубом  провели час истории «Крым и Россия «Мы вместе!» День воссоединения Крыма с Россией.
ЦБС Баганского района
Очарование русского романса - Газета Новосибирский район - территория развития В Центральной районной библиотеке прошло интересное мероприятие для молодежи.
Газета Новосибирский район - территория развития