И не человек, и не кукла

Марина ШАБАНОВА
Фото Валерия ПАНОВА

Сегодня, 19 апреля, на сцене театра оперы и балета премьера спектакля «Пульчинелла» о популярном итальянском комедийном персонаже, переодеваниях и волшебстве.

 

Шестой Сибирский фестиваль балета представляет премьеру нового комического балета с пением «Пульчинелла» на музыку Стравинского в постановке Кирилла Симонова .

Комический балет с пением на музыку Игоря Стравинского «Пульчинелла» постановщик Симонов уже ставил на концертной сцене Новосибирского театра оперы и балета в 2004 году. Нынешняя премьера, по сути, новый спектакль. В канву действия вплетены новые герои и кордебалет. Много внимания уделено сценографии и костюмам спектакля, над которыми работали Эмиль Капелюш и Стефания Граурогкайте, с которыми Кирилл Симонов поставил в своё время на сцене НГАТОиБ балет «Золушка», принёсший театру «Золотую маску».

— Это кажется, что Пульчинелла просто какой-то весёлый человечек. На самом деле это очень сложный образ с непростой философией, которой, кстати, интересуется Слава Полунин. Это и не человек, и не кукла, и не маска, он может размножаться, почковаться и при этом его невозможно убить, — рассказывал на встрече с журналистами Кирилл Симонов, ныне худрук балета Саратовского академического театра оперы и балета. — Когда мы в первый раз ставили балет на концертной сцене, то использовали оригинальное либретто Леонида Мясина, мне хотелось максимально приблизить его к той самой первой постановке балета. Хотя после было много разных редакций, потому что сама история Пульчинеллы достаточно сложна, либретто запутанное. Моей задачей было лаконично рассказать эту историю, чтобы зрителю стало понятно, что происходит. Я достаточно свободно чувствую себя в подобной режиссуре и пластике. Свою хореографию я пропускаю через себя, через своё тело.

Действительно, лёгкость, с которой постановщик вёл за собой труппу в создании спектакля, была заметна и на репетициях. Невероятные энергичные движения в характерной итальянской манере с жестикуляцией и пантомимой Кирилл Симонов демонстрировал сам и заражал своим темпераментом других.

Балет, в котором рассказывается история по мотивам сказки «Четыре Пульчинеллы», обязан своим появлением дружбе Сергея Дягилева, Игоря Стравинского, Льва Мясина и Пабло Пикассо, которые и стали первыми постановщиками в 1920 году на сцене Парижской Grand Opera. Балет был написан Стравинским по мотивам музыки итальянца Джованни Батиста Перголези, жившего в XVIII веке. В «Пульчинелле», ставшей первым опытом Стравинского в неоклассицизме, он использовал отдельные мелодии итальянского мастера, его характерные ритмические формулы, дополнив их собственными гармониями. Так, в скромном, камерном оркестре зазвучали осовремененные Стравинским серенада, гавот, менуэт, тарантелла. Сегодня вечером всё это многообразие можно будет услышать в исполнении симфонического оркестра, дирижировать которым будет сам музыкальный руководитель театра Айнарс Рубикис .

Полноправными участниками спектакля, жанр которого обозначен как «балет с пением», стали три певца — сопрано, тенор, бас. Их партии исполнят солисты театра — Анастасия Дмитриева, Ольга Колобова, Дарья Шувалова, Виктор Дитенбир, Сергей Кузьмин, Владимир Кучин, Шагдар Зондуев, Андрей Триллер.

— Вокал несёт не столько смысловую нагрузку, сколько дополняет красками характеры героев на сцене. Вообще в балете очень красивая лёгкая музыка. Это какой-то Нестравинский Стравинский. Сама музыка очень соответствует задачам комедийного спектакля. Ведь ставить комический балет очень сложно. Проще поставить «Короля Лира», чтобы зрители страдали и плакали, а не смеялись… Для нас было откровением, что в России «Пульчинелла» ставится очень редко. В своё время поставить балет здесь, в НГАТОиБ, мне предложил Теодор Курентзис, увидевший его на сцене Мариинского театра, — говорит Кирилл Симонов. — В главной роли хитреца Пульчинеллы выступает Максим Гришенков , на которого в 2004 году мы и ставили этот спектакль. Максим обладает акробатическими навыками, которым в хореографических училищах не учат. Он уезжал на время, работал в другом театре, и когда вернулся, всем стало ясно, что Пульчинелла вернулся, и спектакль можно возобновлять.

В роли Пульчинеллы выступят также Константин Алексенцев и один из недавно пришедших в театр танцовщиков Евгений Басалюк. В роли Пимпинеллы 20 апреля на сцену НГАТОиБ выйдет Анна Жарова , получившая недавно звание народной артистки России, а также Ольга Вдовкина, Елена Лыткина и Алина Ясенко.

— Я сотрудничаю с театром больше десяти лет. И вижу, как меняется балетная труппа. Ещё в прошлом сезоне я заметил, как в профессиональном плане вырос женский кордебалет. И надо сказать, сегодня эта труппа хорошего европейского уровня. Сильный кордебалет, яркие танцовщики. Когда мне говорят, что Новосибирск — это провинция, я со всей ответственностью заявляю: ничего подобного! Это очень сильная балетная компания, которая может конкурировать с ведущими балетными компаниями мира. И то, что здесь есть свой фестиваль балета, это здорово! Все мы понимаем, что театры часто решают свои финансовые проблемы с помощью фестивалей, это мировая практика. Кроме того, фестиваль — всегда некое движение: развивается и зрительская аудитория, хотя здесь итак очень образованный и воспитанный зритель, и сама труппа, видя примеры других прекрасных спектаклей.    n

 

 

Кирилл Симонов — заслуженный деятель искусств Карелии, лауреат и дипломант премий «Золотая маска» и «Арлекин». В 1995 году окончил Академию Русского балета имени Вагановой, работал в труппе Мариинского театра. С 2004-го главный балетмейстер, а затем художественный руководитель балета Музыкального театра Карелии. Среди его постановок «Щелкунчик» и «Отелло» на сцене Мариинского театра, «Соната», «Come in», «Вальпургиева ночь» в опере «Фауст» в НГАТОиБ, «Дездемона» и «Коппелия» в Вильнюсском театре оперы и балета, «Ромео и Джульетта» в токийском Сантари-холле, «Мадам Лионелли» в лондонском Альберт Холле, «Дон Кихот» и «Сон в летнюю ночь» в Саратовском театре оперы и балета, «Сезоны» в «Балете Москвы», а также номера олимпийского чемпиона по фигурному катанию Евгения Плющенко.


Автор: Марина Шабанова — журналист

 
По теме
Яркий, многогранный мир литературы наполнен интереснейшими животными и магическими существами.
«Храните, люди, старину» В культурно-досуговом центре поселка Приобский в центре национальных традиций состоялась интерактивная программа «В гостях у самовара» по Пушкинской карте.
Прогноз возможных чрезвычайных ситуаций на территории НСО на 29 марта - Город Искитим При составлении прогноза использована информация ФГБУ «Западно-Сибирское УГМС», Верхне-Обского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, Алтае-Саянский филиал ГС СО РАН,
Город Искитим
С Сергеем Михалковым – весело! - ЦБС Баганского района Во второй день Недели детской книги в библиотеке состоялась встреча с воспитанниками детского сада «Колокольчик».
ЦБС Баганского района
С новым званием! - Краеведческий музей Поздравляем Риту Анатольевну Полянскую с присвоением звания «Почетный работник культуры» Новосибирской области!
Краеведческий музей
Поезд, идущий в овраге - Газета Ведомости «Собаки» и «Гадкий утёнок» — какие сюрпризы приготовили детям новосибирские театры?
Газета Ведомости