Новости города БезФормата.Ru
Новосибирск
Главные новости
 
Задать вопрос?

ILLUSIA и реальность Филиппа Григорьяна

2.JPG - Газета Бумеранг
1.JPG - Газета Бумеранг
3.JPG - Газета Бумеранг
4.JPG - Газета Бумеранг
5.JPG - Газета Бумеранг
ILLUSIA и реальность Филиппа Григорьяна - Газета Бумеранг
Фото: bumerang.nsk.ru

На большой сцене театра «Красный факел» прошла премьера спектакля «Иллюзия» в постановке Филиппа Григорьяна


Блудный сын, безутешный отец, гордая красавица, влюбленный хвастун, хитрая служанка – герои комедии Пьера Корнеля переносятся из XVII века в век нынешний. И не просто, а в новом облике: теперь они напоминают то ли героев современных боевиков, то ли персонажей популярных комиксов. Зрителей ожидают стихотворный текст, программка с либретто, живая музыка, видеоинсталляции, мало света и много впечатлений на сцене...

Эстетика классицизма Пьера Корнеля

Филипп Григорьян в любой работе создает собственный, ни на что не похожий, мир на сцене – неслучайно он является не только режиссером, но и художником своих спектаклей. В его постановочном активе – токсичный китч «Женитьба» по Николаю Гоголю с Ксений Собчак и Максимом Виторганом, драматический перформанс «Заводной апельсин» по культовому роману Э. Берджесса, путешествие во времени и пространстве «Тартюф» Ж.-Б. Мольера. Эти постановки в Театре Наций и Электротеатре Станиславского дают яркое представление о режиссере с большой фантазией и порой парадоксальностью взгляда.

Не исключение и «Иллюзия», в которой Филипп Григорьян вновь использует свой излюбленный стиль – кэмп: намеренный китч, театральность, преувеличенность до гротеска, сочетание игры и серьезности. Историю про сбежавшего из отцовского дома Клиндора все участники спектакля разыгрывают, как волшебную феерию. Каждое приключение в ней красочное и очень реальное – но только на короткое время. Рано или поздно за каждой кулисой обнаруживается обман, «иллюзия». И главный зритель этой иллюзии – Придаман. Отец Клиндора тщетно пытается уследить за судьбой непутевого сына, на которую он никак не может повлиять.


Сколько разных обликов может быть у героя, сколько волшебных фантазий нужно разрушить, чтобы узнать правду? Можно ли ее вообще узнать и всегда ли нужно? Как ни странно, в XVIII веке и в XXI ответ на эти вопросы оказывается одинаковым.

В спектакле заняты: народный артист России Игорь Белозеров, заслуженные артисты России Владимир Лемешонок, Андрей Черных, артисты Константин Телегин, Олег Майборода, Сергей Богомолов, Илья Музыко, Екатерина Жирова, Клавдия Качусова, Ирина Кривонос, Георгий Болонев.

«Это не Америка, и никаких особенных выводов из постановки делать не стоит»

Перед премьерой нам удалось побеседовать с режиссером спектакля. Филипп Григорьян рассказал о том, как воплотились задумки на сцене, порассуждал об античности и современности, признался, что терпеть не может французских авторов XX века. И добавил, что, по его мнению, ставить на сцене «Мастера и Маргариту» Булгакова – дурной вкус.

– Филипп, это произведение Корнеля довольно многослойное. Какая тема именно для вас является ключевой: театра, пересечения двух миров или извечная – отцов и детей?

– Центральная тема – отцов и детей, она для меня очень важна. Понимаете: наши дети нам не принадлежат, мы не можем им навязать свои взгляды. Это космогонический вопрос – свободы выбора. В кадре у нас отец, который с экрана наблюдает за своим сыном и вынужден сопереживать жизни, которую совершенно не принимает. Его «мальчик» не такой, каким, по мнению отца, должен быть. Эта тема вынужденного принятия другого, совсем не похожего на тебя, человека. Серьезный вопрос, который касается не только взаимоотношений конкретных героев, но и того, как устроена реальность.


«Меня именно это и зацепило в пьесе – взгляд отца на сына, который совершенно на него не похож. Все события, которые мы видим, важны нам только в глазах смотрящего отца. Эту пьесу показывают не нам, эту пьесу показывают ему. И это такое обоюдное движение. Со стороны сына – открыться, показаться в самом неприглядном виде, а со стороны отца – увидеть сына и принять его таким, какой он есть». Режиссер Филипп Григорьян

– Как вы определяете жанр постановки?

Можно, конечно, сказать, что это религиозная драма. Уточню: не драма о религии, а религиозная драма – такова конструкция самой пьесы Корнеля. Но при этом стиль ее чуть ли не бульварного романа.

– Вы являетесь автором сценического решения. Оно отсылает зрителя в эпоху классицизма?

– .Именно так. В целом, театр, в котором мы находимся – «Красный факел», и сценическое пространство – «итальянская коробка», представляют собой классицистскую сцену. Правда, мы ее слегка изменили: сделали фасад некоего здания, вписали туда «коробку», уменьшили ее, обозначили границы. Тем не менее, это классицистский барочный театр. С рядами кулис и плоскими декорациями.

– Перевод Корнеля в другую эстетику – это попытка в наше время переосмыслить то, чего не получалось тогда?

– Я делал этот спектакль в достаточно свободной манере, ведь и само сочинение достаточно свободное. Мы решили: пусть это будет киноиндустрия. Это некое абстрактное место, некое абстрактное время, какой-то кинорынок. И присутствует он лишь потому, чтобы мы могли свободно играть. Это не Америка, и никаких особенных выводов делать из постановки не стоит.

– А сами герои Корнеля – они античные?

– Нет, абсолютно! Главный герой – плут. Это плутовской роман. Это если и антика, то поздняя, близкая к Плавту, а не к Эсхилу. А скорее – к Расину.


– Сочинить либретто к спектаклю – ваша идея? Явление весьма необычное для драмтеатра.

– Это идея Ольги Федяниной, драматурга проекта. У нее давно возникла задумка – написать либретто к драматическому произведению, как это делают в опере. Потому что, не скрою, мы относимся к этой постановке, немножко как к опере. Хотя мы имеем дело с режиссерским театром, но это еще и исполнительский театр. К тому же нам показалось, это очень мило: ты получаешь либретто, в котором рассказывается всё, что происходит на сцене. Мало ли, может, ты что-то пропустил: задумался или микрофон у актера не сработал – всегда есть возможность подсмотреть, что же там, на сцене, происходит. Единственное – либретто работает немного не так, как в опере. В опере его надо читать до, а здесь – после. Открыть дома и посмотреть, чего же такого интересного я сегодня видел (смеется).

– Судя по тому, какой невероятный актерский состав участвует в спектакле, кастинга у вас не было.

– И вправду – не было (смеется) . В «Красном факеле» великолепная труппа. Мы с главным режиссером Тимофеем Кулябиным очень быстро сделали распределение ролей. Все персонажи» легли» идеально!

– Стихотворный текст не вызвал затруднений? Не часто в наше время приходится слышать «куплеты». Насколько актеры готовы были его воспринять и воспроизводить?

– Мы над этим работали. Это, безусловно, то, над чем приходится работать. Есть привычки, не самые лучшие, еще советского театра, как это играть. У Станиславского, например, не получались стихотворные спектакли. Русской психологической школе эта вещь «противная», вызывающая сопротивление. Потому что здесь психика следует за словами, а не наоборот, как в психологическом театре. Соответственно, всё скользит по поверхности, внутри ничего нет. И с этим работать достаточно сложно. Но повторю еще раз: у вас очень хорошая труппа, и все актеры с заданием справились замечательно.

– Музыкальные вставки вытекали из текста или это режиссерское решение?

– И то и другое. Порой выходит довольно смешно, ведь некоторые монологи нужны Корнелю лишь для того, чтобы актера со сцены увести либо привести. Благодаря музыке мы выделяли некоторые важные, на наш взгляд, моменты, какую-то мысль. Совершенно удивительная вещь – любовь, о которой говорят актеры. То, что герой по-настоящему любит, меняет ход сюжета! Любовь присутствует физически, хотя в отдельный персонаж мы ее не выводим.

– Вы в Щукинском училище окончили факультет актерского мастерства. Вам попадались злые режиссеры, поэтому вы тоже решили стать злым режиссером?


– Вовсе нет, просто мне стало скучно заниматься этой профессией. Я практически уже не играю. Иногда приятно выйти на сцену в актерском амплуа. Но я не могу сказать, что безмерно счастлив от этого. Режиссура – это другая профессия. Не лучше и не хуже профессии актера, просто я нахожусь по другую сторону баррикад. Переходить можно: не профессионально, а ради прикола – тряхнуть стариной, что ли.

–.Как вы отметили в одном из интервью, в основном предложения поставить спектакль исходят от театров. А был ли случай, когда вы отказывались браться за то или иное название?

– Я постоянно этим занимаюсь – анализирую предложения (смеется). Мне что-то предлагают, я принимаю или отказываюсь. Этот нормальный рабочий процесс.  Я сейчас не могу выбрать название для постановки. Читаю массу пьес – с трудом, потому что совершенно не хватает времени. Но мне уже сейчас надо дать ответ, за что я берусь. Спектакль должен выйти осенью в очень хорошей Антрепризе, не могу сказать, где именно – это коммерческая тайна. Спектакль – многослойная вещь, у него несколько составляющих. Например, Тимофей Александрович доволен «Иллюзией» как главный режиссер. Надо теперь, чтобы и Александр Прокопьевич был доволен как директор театра. В-третьих, нужно, чтобы публика шла на спектакль. Понимаете, о чем я говорю? Например, я ставлю спектакль в Антрепризе. Она во многом презираема официальным театром. А мной – нет. И мне нужно театру доказывать, что антреприза – это такая вещь, которая достойна большой сцены, а антрепризе – наоборот, доказывать коммерческую состоятельность. Театр – это такой вид искусства. Одновременно и церковь, и ресторан – всё в одном флаконе. И твое «блюдо» должно быть качественно приготовлено, красиво подано, и главное – продаться. Но при этом это жертвенная пища.

– У вас есть названия, которые хотелось бы поставить, но пока не предлагают?

– Идеи, конечно, есть. Даже несколько произведений. Называния озвучивать не буду, скажу одно – это опера. Но для начала мне нужно выделить время, сеть, написать либретто... Долгий процесс (смеется). Еще один момент: мало того, что ты хочешь сделать, важно, что можешь сделать. Ты всегда балансируешь между тем, что тебе хочется, и что в твоих возможностях, что у тебя лучше получается.

– Есть ли темы, к которым вы не созрели?

– Например, я не созрел до кино. Нужно потратить много времени, чтобы понять, как оно делается. Это ведь совсем другой вид искусства. Конечно, хочется попробовать себя в кинематографе. Но тут необходимо найти угол, под которым можно зайти в эту нишу, оставаясь самим собой, А не так, чтобы каждый оператор учил тебя, как делать кино. Что касается театра, вряд ли я созрел к Шекспиру. Я не очень его люблю, мне тяжело проникнуться его эстетикой...


– Не хотели бы поставить «Мастера и Маргариту» Булгакова?

– Категорически нет!

– Категорически не нравится произведение или категорически к нему не созрели?

– Мне просто кажется, это дурной вкус – ставить «Мастера и Маргариту». Кстати, у меня идет «Заводной апельсин». Я ненавижу это произведение, терпеть не могу фильм. И вот на этом негативе я согласился сделать спектакль.

– Выходит, можно чего-то не любить и…

– Вопреки этому сделать что-то стоящее (смеется ). А еще я не люблю французских авторов XX века. Насколько восхитительны французы XVII века, настолько невыносимы французы XX-го – изверившиеся, очень гедонистичные. В частности Сартр или Камю. И на этой негативной энергии, на протесте можно сделать настоящий шедевр...

  Лилия Вишневская. Фото автора

Примадонна НОВАТа Вероника Джиоева выступила на открытии международного фестиваля «Опера в Херсонесе».
19.08.2017 Театр оперы и балета
Притом совершенно бесплатный. Репетиционное помещение «Точка», в котором молодые и опытные музыканты, смогут совершенствовать свое мастерство, начинает работу в центре нашего города.
18.08.2017 49 канал Новосибирск
"Студия творческого развития Константина Хабенского в Новосибирске" становится самостоятельной.
18.08.2017 РИА Сибирь
Фото Татьяны РАБОЧЕВОЙ - Советская СибирьТатьяна РАБОЧЕВА Фото Татьяны РАБОЧЕВОЙ Продолжается капитальный ремонт Усть-Таркского районного дома культуры.
18.08.2017 Советская Сибирь
«Нелюбовь» Звягинцева могут выдвинуть на «Оскар» - NSKTV.RuПричина, по которой фильм режиссера родом из Новосибирска планируют выдвинуть на премию Американской киноакадемии – награды на четырех ключевых международных кинофестивалях, рассказал продюсер фильма Александр Роднянский.
18.08.2017 NSKTV.Ru
Причина, по которой фильм режиссера родом из Новосибирска, планируют выдвинуть на премию американской киноакадемии – награды на четырех ключевых международных кинофестивалях, рассказал продюсер фильма Александр Роднянский.
18.08.2017 ГТРК Новосибирск
19 и 20 августа на ул. Ленина пройдет праздничное мероприятие «Улица Ленина НСК».
18.08.2017 Мэрия Новосибирска
Барабинская поэтесса Елена Толчина благодарит депутата Законодательного собрания Евгения Гутова за содействие в издании сборника стихов, посвященного 80-летию Новосибирской области.
18.08.2017 Законодательное собрание
Семь загадок Серебряного века - Газета НавигаторВ рамках проекта «Летняя Академия» прошёл литературно-музыкальный вечер «Поэзия Серебряного века», подготовленный арт-клубом «На Полевой».
18.08.2017 Газета Навигатор
В Новосибирске выступил автор рок-хита про бабушку - НГС.НовостиВечером 17 августа в новосибирском ресторане «Максимиллианс» выступил известный рок-музыкант Гарик Сукачёв — автор хитов «Моя бабушка курит трубку» и «За окошком месяц май».
18.08.2017 НГС.Новости
Искитимцы отметили 300-летие города: празднование в м-не Ложок. - Администрация г. ИскитимС 15:30 до 23:00 на площади ДК «Октябрь» ложковцев 12 августа ждала масса интересных и увлекательных мероприятий.
18.08.2017 Администрация г. Искитим
Спасатели обнаружили труп в реке вечером 19 августа  - НГС.НовостиСпасатели обнаружили труп в реке вечером 19 августа  В Первомайском районе спасатели достали из реки Иня тело мужчины — сейчас полицейские выясняют личность погибшего.
20.08.2017 НГС.Новости
13 августа неизвестный путем свободного доступа проник в магазина парфюмерии и косметики, расположенный на улице Кошурникова, и похитил с витрины несколько флаконов туалетной воды.
20.08.2017 ГУ МВД Новосибирской области
7 августа из квартиры дома по улице Грибоедова неизвестный похитил  золотые изделия, принадлежащие хозяйке квартиры.
20.08.2017 ГУ МВД Новосибирской области
Бердчанку завербовала ИГИЛ - Газета Бердские новости
Бердчанку завербовала ИГИЛ
К 3 годам лишения свободы 20-летнюю студентку Бердского политехнического колледжа приговорил суд в Новосибирске.
Газета Бердские новости
В Бердске потерпел крушение легкомоторный самолет - Газета Бердские новости
В Бердске потерпел крушение легкомоторный самолет
По предварительным данным, самолет поднимал в воздух планер. В какой-то момент судно стало терять высоту и упало.
Газета Бердские новости
Информация отдела полиции №10
Если у вас есть информация о совершённых или готовящихся преступлениях, вы можете позвонить на единый телефон доверия ГУ МВД России по Новосибирской области 232-76-75 .
Газета Навигатор
Примадонна НОВАТа Вероника Джиоева выступила на открытии международного фестиваля «Опера в Херсонесе».
19.08.2017 Театр оперы и балета
Семь загадок Серебряного века - Газета НавигаторВ рамках проекта «Летняя Академия» прошёл литературно-музыкальный вечер «Поэзия Серебряного века», подготовленный арт-клубом «На Полевой».
18.08.2017 Газета Навигатор
Искитимцы отметили 300-летие города: празднование в м-не Ложок. - Администрация г. ИскитимС 15:30 до 23:00 на площади ДК «Октябрь» ложковцев 12 августа ждала масса интересных и увлекательных мероприятий.
18.08.2017 Администрация г. Искитим
Фото Татьяны РАБОЧЕВОЙ - Советская Сибирь
Правильная судьба миллионов
Татьяна РАБОЧЕВА Фото Татьяны РАБОЧЕВОЙ Продолжается капитальный ремонт Усть-Таркского районного дома культуры.
Советская Сибирь
Свой остров музыки - Газета Навигатор
Свой остров музыки
11-13 августа в парке «У моря Обского» проходил XII международный фестиваль авторской песни «Свой остров».
Газета Навигатор
День соседей пройдет на Шлюзе - Газета Бумеранг
День соседей пройдет на Шлюзе
Очередной, уже ставшей традиционной, праздничной Ярмаркой досуга шлюзовчане отметят День соседей.
Газета Бумеранг
Роман Мартынюк: «Сборной России еще есть над чем работать» - ВК ЛокомотивОдин из лидеров национальной команды по волейболу - о грядущем чемпионате Европы, прошедших подготовительных матчах и давлении польских трибун.
20.08.2017 ВК Локомотив
Всероссийский финал турнира «Кожаный мяч – Кубок Coca-Cola» 2017 - Федерация футбола НСО"КРИСТАЛЛ - 2004" - ЧЕМПИОН! "Золотой" для бердчан матч с командой из Карелии завершился со счетом 4:1!
20.08.2017 Федерация футбола НСО
В Новосибирской области завершились XXXIII Всероссийские соревнования по велосипедному спорту памяти погибших сотрудников ГАИ - УГИБДД УВД по Новосибирской обл.В Новосибирской области завершился ежегодный турнир по велосипедному спорту памяти погибших сотрудников ГАИ Дмитрия Байдуги и Александра Шабалдина.
19.08.2017 УГИБДД УВД по Новосибирской обл.
Сплавали за медалями - Газета Навигатор
Сплавали за медалями
С прекрасным результатом вернулась наша команда необычных пловцов из подмосковного Раменского, где проводилась вторая спартакиада для ребят с поражениями опорно-двигательного аппарата.
Газета Навигатор
Весь Бердск за тебя, Андрей! - Газета Бердские новости
Весь Бердск за тебя, Андрей!
Баннеры с изображением бердского пловца Андрея Ковалева появятся на улицах нашего города.
Газета Бердские новости
ТВ-ПРОГРАММА
Понедельник, 14 августа ПЕРВЫЙ (Орбита 3) 5.00 Телеканал "Доброе утро".
Левобережный навигатор
Авария случилась на Ордынской трассе  - НГС.НовостиАвария случилась на Ордынской трассе  Под Новосибирском на Ордынской трассе водитель BMW  попытался обогнать три автомобили и устроил массовое ДТП.
20.08.2017 НГС.Новости
Третье воскресенье августа профессиональный праздник для всех, кто опроверг утверждение – «Человек летать не может».
20.08.2017 NSKTV.Ru
Программа рассчитана на восемь лет. Этот год – первый, пожалуй, самый важный.
20.08.2017 NSKTV.Ru
По оценкам Всероссийского центра контроля качества до 50% продуктов питания в магазинах не соответствует заявленным требованиям, а то и вовсе - фальсификат.
20.08.2017 NSKTV.Ru
Один человек погиб, четверо пострадали в тройном ДТП под Новосибирском - ГТРК НовосибирскОтечественный автомобиль врезался в «Lexus», который выехал на встречную полосу и столкнулся с фурой, рассказали в МВД.
19.08.2017 ГТРК Новосибирск