Ирина Керученко: «В этом произведении все сошли с ума. Буквально!»


На большой сцене театра «Глобус» состоялась премьера спектакля «Игрок» по роману русского писателя, философа и публициста Федора Достоевского. Атмосфера заграничного казино! Актеры, сплошь говорящие на французском и немецком, летящие в зал купюры, магия «золотого тельца» и бесшабашное веселье... В этот вечер зритель был вовлечен в игру – азартную, всепоглощающую. Автор инсценировки и режиссер театрального действа – Ирина Керученко. Спектакль выпущен в соавторстве с художником Марией Утробиной (Москва) и минским композитором Натальей Богданович.

«Кумиром способно становиться любое страстное желание»

Третий по счету роман Достоевского называют «историей обыкновенного безумия» и «романом об идее-страсти». В нем автор повествует об игровой зависимости молодого человека, анализируя факторы, которые привели его к рулетке. Всепоглощающая страсть к азартным играм была знакома Достоевскому не понаслышке, да и формальной причиной возникновения шедевра отечественной литературы стала перспектива долговой тюрьмы. В казино Достоевский многократно проигрывал большие суммы, попадая в безвыходные ситуации. За три года до выхода романа в казино немецкого курорта Висбаден писатель просадил не только собственные деньги, но и наличность своей подруги Полины Сусловой. Вернувшись домой, он заключил контракт с издательством на скорейшее написание нового романа «Игрок» и тем самым смог расплатиться с долгами.


Суслова стала прототипом его нового произведения – роковой красавицы Полины Александровны, чьего расположения ожидает бедный учитель Алексей Иванович. Но не только эта мучительная любовь связана с романом – в жизни он скрепил еще один союз. Во время работы над «Игроком» Достоевский впервые решил воспользоваться услугами стенографистки Анны Сниткиной, на которой вскоре и женился. Молодые отправились в свадебное путешествие в Европу, в частности в Баден-Баден, где безумная история повторилась. После этого случая Достоевский дал жене обещание больше не играть. И надо отдать ему должное – слово свое сдержал.

Над постановкой пьесы «Игрок» в новосибирском молодежном театре «Глобус» работала Ирина Керученко – ученица легендарного советского театрального режиссера Камы Гинкаса. Сегодня она активно сотрудничает со многими театрами России, ее работы неоднократно становились обладателями престижных наград. Новосибирцы также хорошо знают это имя – сегодня на малой сцене «Глобуса» идет спектакль Ирины Керученко «Первая любовь» по повести И.С. Тургенева. Как отмечает режиссер, для нее очень важна актуальность самого материала, ведь история эта и про наше время.


– В «Игроке» бешеные деньги выбрасываются в пустоту. Люди молятся на деньги. Всё покупается за деньги. Отношения выстраиваются в системе: насколько человек богат – не богат, насколько способен купить тебе château или не способен. Если не способен – никакой любви не может быть! – рассуждает  Ирина Керученко. – Достоевский рассматривает во времени и пространстве каждого своего произведения развитие библейских заповедей. Одна из них: «Не сотвори себе кумира». Мы видим Рулетенбург – вымышленный город, которого нет на карте. Туда съезжаются люди, чтобы веселиться, отдыхать, помериться друг с другом уровнем своего достатка, нарядами. Такое своеобразное место для тусовок гламурного общества. Царство Денег. Эдакий Кайфовиль. Вот скажите: что такое игра на деньги? Это желание изменить судьбу, изменить свой жизненный статус – по щелчку. Человек попадает в зависимость от этого желания и создает себе нового кумира. Кумиром способно становиться любое страстное желание: от обладания любимым существом до простого удовольствия вкусно покушать, не говоря уже о такой мощной энергии, как деньги. Обожествлять, как известно, можно только Бога, в противном случае наступает разрушение личности, духовная смерть. В этом произведении все сошли с ума. Буквально!

«Взяться в театре за тексты Достоевского – серьезный нравственный шаг. Для работы с его произведениями необходима четкая, здоровая жизненная позиция. Он ведь говорит о пороках, грехах человеческих. Через страдания очищает нас. Федор Михайлович – невероятный психолог. И пророк. Потому что Рулетенбург сейчас правит нашим обществом».

Режиссер-постановщик Ирина Керученко

«Очень необычный Достоевский!»

О работе над спектаклем «Игрок», о труппе и о parlez vous francais рассказывает режиссер-постановщик Ирина Керученко.

– Почему именно этот спектакль и почему в Новосибирске?


– В двух словах и не расскажешь. Я давно дружу с театром «Глобус», еще со времен Рождественских встреч 2011 года. Тогда-то мы с Алексеем Михайловичем Крикливым и приглянулись друг другу. Потом я ставила у вас «Первую любовь» по Тургеневу. Познакомилась с замечательными артистами! Так что это очень давняя любовь. Я с удовольствием приняла предложение вновь поработать с этим составом. На этот раз – усиленным (смеется): у нас в «Игроке» на сцену порой выходит до 30 человек.

– Ну тогда скажите пару слов о труппе.

– Я о ней только и готова говорить (смеется). Это удивительные люди! Они такие сердечные, чистые, такие смелые! Отчаянно смелые. Алексей Архипов – главный герой, сегодня был божественный! Вся труппа просто божественная! И сам по себе спектакль получился интересный. Очень необычный Достоевский...

«Главный герой романа – Алексей Иванович – честно служит любимой женщине, которая совершенно его не воспринимает как претендента на ее руку и сердце. Она с ним «дружит», точнее манипулирует и корыстно использует для достижения  своих желаний. В наше время полно таких роковых красавиц. Женская честь, мужская честь… ощущение, что эти понятия вообще ушли из нашей культуры. А такие философские категории как прекрасное и безобразное вообще не являются предметом размышления. Слово «совесть» – не актуально. Люди внаглую, корыстно, обманывая, зарабатывают в открытую на близких отношениях других людей. Это так страшно и грустно. И безнравственно...».

Режиссер-постановщик Ирина Керученко

– Что нового использовали в сценографическом контексте?

– Сценографию мы всегда делаем с Марией Утробиной. Мы со студенчества с ней знакомы, давно дружим. Это наш 14-й совместный  спектакль. Великолепный специалист, она прекрасно работает с цветом! Да вы и сами увидите: это настоящая цветотерапия в ее исполнении! Такая красота нынче не в моде, но нашим девушкам она очень понравилась. Надеюсь, зрителям тоже понравиться.

– Главную роль вы отдали Екатерине Аникиной...

– Я абсолютно уверена: она будущая великая российская актриса. Если этот спектакль когда-нибудь увидит Москва, ее непременно у вас уведут. Если Голливуд – то и Голливуд. Поверьте на слово!


– В романе один из ключевых, невероятно ярких персонажей, – бабушка Полины, Антонида Васильевна. В театре – это бенефисная роль, подарок любой актрисе. Насколько для вас важен этот образ? 

– Бабушка – нравственный указатель. Она приезжает и всех нравственно обличает. И позволяет себе это делать справедливо, но совершенно по-хамски с точки зрения приличного общества. Невзирая на статус, титул. Если ты кого-то обличаешь, критикуешь, то часть тяжелой кармы переходит на тебя, так говорят ведические мудрецы. Соответственно, тебе дается прожить подобную ситуацию. Чтобы ты хотя бы приблизительно понял, что критикуешь. И сделал правильные выводы.

– Ну а насколько сложно было создать атмосферу заграничного казино? Мы слышали, велась большая языковая работа с актерами, к которой привлекали специалистов Гете-института...


– Честно? Сложно! Но артисты сразу включились в работу – им понравилась идея произносить тексты на иностранных языках. И результат, которого мы достигли, меня потряс! Я человек с лингвистическим образованием, имею диплом лингвистического университета, поэтому для меня работа с языком всегда приятна и очень интересна. Но я шла на риск, понимая, что за такие короткие сроки и незначительное количество занятий языком овладеть очень сложно. Но преподаватели Гете-института, особенно «professeur de français» нашли способ, как работать с языком и артистами. Это потрясающе – то, что они сделали! Я в восторге!

Ирина Керученко. Режиссер-постановщик, г. Москва. Выпускница школы-студии МХАТ и ученица легендарного Камы Гинкаса. Отдает предпочтение отечественной классике, кропотливо работает с актерами и не без оснований полагает, что творчество – это большая ответственность перед мирозданием. Искусство трактует как духовную аскезу, а точкой отсчета в своей профессии видит нравственную чистоту. Часто ставит прозу, выступая не только режиссером, но и автором инсценировки, не боится парадоксов и не терпит сочинительства «около» в спектаклях по литературным произведениям. Обладатель театральной премии «Золотая Лира» в номинации «Женское лицо года» (Москва, 2010).

Ее работы не раз получали высокие театральные награды. «Гедда Габлер» по Г. Ибсену в  2006 году удостоена приза в номинации «Лучший спектакль» на фестивале «Норвежская пьеса на московской сцене». Спектакли по рассказам Достоевского: «Кроткая» театра «Самарская площадь» стал победителем в номинации «Лучшая мужская роль» (Игорь Гордин) на Всероссийском театральном фестивале «Золотая Маска» (2011), а также в номинациях «Лучшая режиссура» и «Лучший спектакль» на 19-м Международном фестивале камерных спектаклей по произведениям Достоевского в г. Старая Русса. «Сон смешного человека» награжден Высшей театральной премией «Золотой софит-2013» в номинации «Лучший дебют» (Иван Ефремов). А спектакль «Гранатовый браслет» по А.И. Куприну в 2016 году назван Лучшим спектаклем Латвии.


Лилия Вишневская. Фото автора


 
По теме
Ирина Керученко: «В этом произведении все сошли с ума. Буквально!» 25 Апреля 2018 На большой сцене театра «Глобус» состоялась премьера спектакля «Игрок» по роману русского писателя, философа и публициста Федора Достоевского.
25.04.2018
 
 
Депутат Законодательного собрания Сергей Конько оказал содействие в организации праздничного мероприятия для жителей военного городка и Октябрьского района в честь дня основания 17-ого Военного городка.
16.08.2018 Законодательное собрание
Театр «Красный факел» открыл билетные кассы «горьким» перфомансом. Открытие театральных касс «Красного факела» — это всегда событие-интрига, стимулирующее зрителей расхватать премьерные билеты, как горячие пирожки.
16.08.2018 Газета Ведомости
Олег ТАРАН Фото Аркадия УВАРОВА Новосибирск, претендующий на статус культурной столицы Сибири, рискует лишиться своего неповторимого облика Хорошо, что есть неравнодушные горожане.
15.08.2018 Советская Сибирь
Контрольные матчи сборных России и Болгарии - ВК Локомотив Мужская сборная России в рамках подготовки к сентябрьскому чемпионату мира находилась с визитом в Болгарии, где играла с командой одной из двух стран-организаторов ЧМ контрольные матчи.
17.08.2018 ВК Локомотив
Евгений Подгорный: «Новосибирск получит уникальный спортивный объект» - Законодательное собрание «Центр подготовки по спортивной гимнастике готов на 90 процентов», - рассказал депутат Законодательного собрания, Олимпийский чемпион Евгений Подгорный членам делегации под руководством советника Президента РФ,
17.08.2018 Законодательное собрание
На ОбьГЭСе отпраздновали День физкультурника 11 августа на стадионе НЭМЗ «Тайра» прошла спортивно-развлекательная программа, посвященная Дню физкультурника.
15.08.2018 Газета Бумеранг
Открыть оригинальное изображение - Правительство Новосибирской области Глава региона Андрей Травников провёл заседание Совета по реализации Указа Президента РФ от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
16.08.2018 Правительство Новосибирской области
Жительница Новосибирска Наталья Булгакова поймала предполагаемого преступника - НГС.Новости Жительница Новосибирска Наталья Булгакова поймала предполагаемого преступника Сегодня, 17 августа, новосибирские полицейские наградили 38-летнюю жительницу города Наталью Булгакову за задержание мужчины,
17.08.2018 НГС.Новости
Открыть оригинальное изображение - Правительство Новосибирской области Комплексную проверку соблюдения прав человека на территории региона проводят в Новосибирской области члены Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека.
16.08.2018 Правительство Новосибирской области
    Судебные приставы на основании решения суда приостановили деятельность эксплуатации опасного производственного объекта из-за нарушений в сфере промышленной безопасности.
17.08.2018 УФССП Новосибирской области