Новости города БезФормата.Ru
Новосибирск
Главные новости
 
Задать вопрос?

Исключение из правил

Пока в «Умке» идут прокурорские проверки, желающих устроить сюда своего ребёнка только прибавляется. Как сетевой школе с уникальными наработками удаётся выживать в условиях всё большей стандартизации?

Научный руководитель «Умки» Светлана Гольцер.

Сколковский проект в Сибири

 

Месяц назад вокруг новосибирской школы №83, больше известной как «Умка», разгорелся скандал: директор учреждения Светлана Гольцер была вынуждена написать заявление об увольнении по собственному желанию. Это породило волну родительского беспокойства, они запустили онлайн-петицию к мэру с просьбой вернуть директора. Департамент образования мэрии Новосибирска прокомментировал для СМИ увольнение директора школы «Умка» и передал материалы в прокуратуру. Родители со своей стороны подали в прокуратуру заявление о ложных обвинениях руководства школы в дополнительных сборах за обучение. До тех пор, пока нет результатов прокурорских проверок, писать о сути конфликта мы не будем. В редакцию обратились родители учеников. Для нас было важно побывать внутри образовательного процесса «сколковской школы», расспросить его участников, выслушать экспертное мнение, наконец, понять, почему даже в этой скандальной ситуации к школе сохраняется повышенный интерес, желающих устроить сюда своего ребёнка в эти дни прибавилось.

 

История развивающей школы «Умка» начиналась в 1992 году. Она долго оставалась структурным подразделением 202-й СОШ в Октябрьском районе Новосибирска. Постепенно складывались её уникальные разработки, выкристаллизовывались основные идеи: индивидуальные образовательные траектории, проектная деятельность, ориентирование на практику, тьюторское сопровождение, совместные с родительским сообществом решения. Шесть лет назад инновационный проект, разработанный Светланой Гольцер c командой и общественной родительской организацией «ЦРО “Умка”», занял третье место в российском конкурсе «Концепции школы Сколково». Всего в конкурсе участвовало 222 образовательные организации. Новосибирск занял лидирующие позиции в СФО: Томск занял 8-е место, Красноярск — 4-е.

Проект сети инновационных школ, патронируемых Сколково, был поддержан Министерством образования и науки РФ. А решающую роль в победе проекта «Умки» сыграли «энергичная и синхронная поддержка мэрии и областного правительства», к конкурсному проекту прилагалось письмо мэра Новосибирска Владимира Городецкого о готовности выделить участок земли по строительство центра. «Умке» был присвоен статус «Федеральной инновационной площадки», а здание под будущий образовательный центр МАОУ «Созвездие Малой Медведицы» предполагалось построить в районе планетария. Дело дошло да архитектурных эскизов. Этот центр, как сетевой партнёр «Школы Сколково», должен был вывести «новосибирское среднее образование в мировые образовательные тренды».

 

Однако грянул кризис, на Ключ-Камышенском плато построили обычную школу, а директора «Умки» отправили осваивать новое пространство — школу №83, бывшую «Женскую классическую гимназию» в Калининском районе. И, несмотря на то что в здании 1938 года постройки из-за свищей в канализации стоял специфический запах, а существовавший на бумаге кабель для интернета пришлось прокладывать своими силами, а также красить стены и укладывать линолеум, сообщество «Умки» скоро освоилось и на этом месте. Но проверки со стороны департамента следовали одна за другой.

Власти Новосибирска благополучно похоронили свои обещания по развитию сколковского проекта, но их добросовестно продолжает воплощать сама «Умка». Сегодня это сетевая открытая школа, которую выбирают для образования своих детей родители не только в разных районах Новосибирска и НСО, в том числе в районах новостроек и растущих загородных посёлках, где есть проблема со школами, но и из других регионов России и стран. Больше 1 000 из 1 300 учеников «Умки» находятся на заочном обучении.

 

Виталий Калашников, выпускник СУНЦ НГУ (бывшей ФМШ) и СибАГС, отец троих детей, сын и дочь учатся в школе №83 заочно:

 

— Семьи становятся мобильными, приходится много путешествовать по делам, занимаются международными проектами, поэтому сетевая школа — это удобно. Сколковские школы и зарождались как необходимость организовать образовательный процесс для детей тех, кто приезжает в российские технопарки на время инкубирования проектов… Мы живём в Академгородке, мне очень помогает самостоятельность моих детей. Не могу сказать, что они всё делают без контроля, но математику, технологию и некоторые другие предметы за свой класс они уже сдали. Сын учится в 3-м классе, дочь — в 1-м. В начале учебного года они видят, сколько и по каким предметам им нужно знать, чтобы быть допущенными до квалификационных испытаний, сами планируют, что и когда будут сдавать, график аттестаций согласовывается с куратором. Моя задача — помочь в организации образовательной обстановки и, например, — обеспечить надёжную видеосвязь, потому что экзамен идёт под видеопротокол. Нам самим интересно, как происходит обучение, в «Умке» вообще необычные родители. За обучение мы не платим. А что касается социализации, так дети ходят в кружки и секции. Сын рисует мультики в студии «Поиск», сам ездит на занятия по футболу в Бердск. Был бы он один, мы бы успевали его везде возить, а у нас их трое.

 

Родители в «Умке» действительно продвинутые. Посещают тренинги и семинары по родительской осознанности, учатся в школе гуманной педагогике Шалвы Амонашвили. Они хотят участвовать в процессе, хотят принимать решения по поводу образования своего ребёнка. Пытаясь разобраться в причинах конфликта с мэрией, родители своими силами провели расследование и установили: подавая численность учеников в департамент, школа разделяла очников от заочников; дополнительная плата за обучение в пределах стандарта не взималась.

Чему учит «Умка»?

 

Во 2 М классе идёт урок «Окружающий мир»: на расстеленной на полу клеёнке дети формируют модель камня из гипса и «сажают» в неё кристаллы. Форма свободная, общение свободное. Говорят много, но по делу. Из двух педагогов в классе один — тьютор. Успехи каждого ребёнка замечены. «Мечта геолога», — доволен своей работой Гаврюша. «Моделирование любого процесса можно сделать через предмет. Если мы берём растительный мир, то прежде чем что-либо узнавать или квалифицировать, мы отправляемся на природу, и там — в лесу, на лугу, у реки — находим растения и учимся их определять, — рассказывает учитель географии Екатерина Кузьминых. — Мы идём от интереса ребёнка, смотрим на его запрос, подбираем технологии. Многое ребёнок делает сам, здесь ему даётся только крючок, а дальше он идёт домой, в мир и всё это ловит. Мы учим детей работать в исследовательском режиме. К примеру, 5-й класс сейчас исследует по картам маршруты великих путешественников, изучает последствия их открытий, что это дало миру».

 

В 10 У на уроке физики Сева подпрыгивает у доски, на которой нанесена шкала высоты, его одноклассники рассчитывают мощность в соответствии с мировой константой и приходят к выводу: человек на доли секунды может развивать мощность больше лошадиной силы. «Я пришёл сюда три года назад, сразу после окончания НГТУ. Мне нравится работать в этой школе, потому что инновации и новации здесь приветствуются и детьми, и родителями, и педагогами», — говорит учитель физики Александр Стефанюк.

 

На стенде висят плакаты (на обёрточной бумаге) с двумя столбиками: «Минусы» и «Плюсы». «Это мы с ребятами думали над тем, что сами хотим улучшить. Решили, что нам нужны интенсивы по химии и биологии, потом обсудили эти вопросы с преподавателями», — поясняет ученица 10 У Светлана , она здесь ещё со времён женской гимназии, с приходом «Умки» не сразу влилась в коллектив, сейчас учится с удовольствием.

 

«Мне есть, с чем сравнивать, я одно время учился в обычной школе. Здесь лучше форма обучения, такая либеральная атмосфера», — добавляет её одноклассник Константин.

 

На уроках «Умки» важны не сами знания, а как ты их применишь. Два года здесь вели программу «Придорожный газон — лицо города», согласованную с городским отделом благоустройства. Высадили кустарники и деревья на улицах Урицкого, Щетинкина и напротив школы №10, совместно с её учениками. В процессе живое участие приняли родители. Но сначала дети изучили биологию этих растений, технологию посадки, а затем использовали эти знания на практике. В результате на эти газоны перестали ставить машины.

Виталий Саратовкин, действительный член Академии прогнозирования, член Общественного совета по стратегии развития Новосибирска (2002—2012 г. г.), доцент НГУЭУ, почётный президент центра «Суперкадры»:

 

— Мы развивали в «Умке» концепцию образования, в которой ученики являются хозяевами жизни. Если подходить к ребёнку с этих позиций, а у него есть свои игрушки, кровать, комната, — тогда он ухаживает за всем этим. Мы проводили консультирование родителей относительности предрасположенности детей к тому или иному образу существования, к выбору профессии. Очень многое делали сообща: ученик, родитель, учитель. В «Умке» говорят: крепкая семья — это когда папа и мама развивают друг друга, а с ними развивается и ребёнок. В 2011 году в Новосибирске была разработана целевая программа подготовки кадров для инновационной экономики, два года назад приняли концепцию программы реиндустриализации экономики НСО, а в ней есть подпрограмма по кадрам. Но реальная беда в системе, что меняется руководство, приходят другие люди, которые не знают о принятых концепциях и договорах. И все прекрасные начинания остаются воспоминанием. Поэтому и уезжают от нас лучшие, находят приложение сил за границей. Китайцы, к примеру, всё сделали для того, чтобы их граждане возвращались на родину. «Умка» предлагает вариант, когда россияне будут возвращаться, потому что их дети имели возможность учиться на своём языке, при этом на высоком современном уровне…

«У меня получилось!»

 

Сюда нередко приходят те, кто не желает мириться с системой усреднённого образования, принятой в наших школах, где учительский труд так бюрократизирован сегодня, что времени на внимание ученику не остаётся, где у родителей нет возможности участвовать в общественном обсуждении содержания и результатов образования их детей. Заочное обучение часто выбирают люди, которые ищут минимизации контакта с администрацией образовательного учреждения, «раненные» таким общением.

 

В современном мире, когда всё открыто, когда горизонтальные связи довлеют над вертикальными, ребёнок хочет быть субъектом. Школа — это про счастье, про возможность быть самостоятельным, принимать решения и наслаждаться результатом: «У меня получилось!», а ещё знать, чего ты хочешь от будущего.

 

Интересное чтение представляет на этот счёт концепция городской целевой программы «Подготовка кадров для инновационной экономики Новосибирска» (2011 г.): «…Государственные стандарты сужают и имеют тенденцию продолжать сужать образовательные эффекты до “Прожиточного минимума”. В результате у школ, жёстко ориентированных на инспекцию отделов образования, отсутствует мотивация к развитию… Школа должна перестать быть пенитенциарной, закрытой и запретительной. По идее в неотдалённом будущем школы — это образовательные центры, где в тонком взаимодействии действуют клубное, лабораторно-исследовательское, семинарское пространства». Это будущее в отдельно взятой школе уже наступило.

 

Литература у старшеклассников в «Умке» изучается интенсивами: в течение трёх дней идёт погружение в произведения, объединённые одним мотивом или темой. К примеру, последний интенсив был по трикстерам (архетип «демонически-комического дублёра культурного героя, наделённый чертами плута, озорника») в нескольких произведениях, в том числе «Двенадцать стульев» и «Легенда об Уленшпигеле». Дети писали доклады, аннотации, рецензии.

 

Светлана Гольцер окончила филфак НГПУ, работала в вузе, доцент, защитила кандидатскую («Онегинские мотивы в творчестве Тургенева»). В «Умке» училась её дочь   Маша. Чтобы быть рядом, Светлана Владимировна с 2001 года стала учителем-совместителем. «В школе было очень интересно, а в вузе как раз начался переход на ФГОС и мы в основном писали бумаги. Составляешь технологическую карту, как ты преподаёшь, а преподавать реально времени нет. Я помнила наш вуз в 1990-е годы — бурление, кипение, куча идей — потрясающая среда. А в 2000-е всё было мёртвое: мы студентов не видим, они нас не слышат, всё время какие-то тестирования. Тогда я поняла, что не хочу так работать, и в 2006 году ушла в школу», — вспоминает Светлана Гольцер. Научным руководителем «Умки» она стала в 2011 году и по сути всё время занималась этой работой. Сейчас, после её ухода с должности директора, на это место назначена бывший зам по УВР Елена Корниенко. Родители сейчас обеспокоены тем, чтобы очередные проверки и требования департамента не привели к тому, что у руководства школы встанет человек не из «Умки», далекий от этой понимания её принципов.

 

— Обычные школы, взаимодействуя друг с другом, становятся конкурентами за время ребёнка, потому что школа получает деньги за ученика. И если ребёнок уезжает на два месяца, вопрос: кто за него получает деньги? Этот конфликт интересов заложен в самой законодательной базе и пока не разрешён, — говорит Светлана Гольцер, учитель русского языка и литературы школы №83, член Ассоциации «Школы Сколково». — Подушевое финансирование закрывает все возможности развития, если в школе мало учеников. Сетевые формы образования прописаны в законе, но на практике, на местном уровне нет моделей и методик, которые бы позволяли школам свободно обмениваться часами, ресурсами, площадками, людьми. Может быть, мы найдём понимание в лице регионального министерства образования. Если люди предпочитают в Новосибирске получать среднее образование, то это должно привести к притоку денег в регион, а не наоборот.

 

В 1996 году Новосибирск был кладезем авторских школ, всего в городе их действовало более двадцати. Сегодня из них выжило четыре. Управление образованием в городе ведёт всё к большей стандартизации, о развитии точек будущего, прорывных технологиях и речи нет, вместо этого происходит обезличивание образования. Вопрос в том, какое поколение мы хотим получить?

 

Сергей Степанов, замдиретора НОЦ «Институт инноваций в образовании» ТГУ,   член правления Межрегиональной тьюторской ассоциации:

 

— С «Умкой» я контактировал ещё когда работал в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования. Структура и организация образовательного процесса здесь позволяет давать не только академические знания, но и метакомпетенции, которые отвечают вызовам современной экономики. Феномен «Умки» заключается в том, что там организуют образовательную деятельность, которая работает на современность. Способность самостоятельно планировать, ставить цели, анализировать свои действия, выявлять их неэффективность, находить более гибкие решения — возьмите любого управленца и вы поймёте, что это архинужные навыки сегодня. Нужно расширять и развивать открытые формы образования, тиражировать этот опыт. «Умка» за 25 лет выросла, отстоялась, обеспечивает массовость, доктрину держит. Это современное технологическое решение, но как оно будет поддержано в правовом поле — вопрос к законодателям.

 

«Ведомости» продолжат следить за развитием ситуации.

 

Марина ШАБАНОВА |  Фото Валерия ПАНОВА

10 11
Приказ директора поместили на стенд с информацией в школе - НГС.НовостиАдминистрация новосибирской гимназии № 4 запретила родителям заходить в школу после драки семиклассника и отца ученика начальных классов.
27.11.2017 НГС.Новости
Вернемся к теме воспитания молодежи. Ответственность учеников за собственные решения – во главе образовательной программы другой новосибирской школы.
26.11.2017 NSKTV.Ru
Вернемся к теме воспитания молодежи. Ответственность учеников за собственные решения – во главе образовательной программы другой новосибирской школы.
26.11.2017 ГТРК Новосибирск
21 февраля на базе Новосибирского государственного технического университета прошло торжественное открытие Международного инженерного чемпионата по направлению «Электроэнергетика».
24.02.2018 НГТУ
В музее начали делать медали из монет и рассказывать о потеющих и мёрзнущих людях - НГС.НовостиСегодня в «Арт-цоколе» художественного музея началась серия игровых научно-познавательных занятий для школьников «Детский фестиваль науки».
24.02.2018 НГС.Новости
Новости Город ЖКХ Преступность Образование Медицина Новости партнеров Общество Происшествия Сельское хозяйство Спорт Экономика и бизнес Технологии Трансляции Сообщить новость
24.02.2018 NSKTV.Ru
«Научные чтения» в «Глобусе»: от ядов до артлангов - ИЦАЭДвадцать восьмые «Научные чтения» ИЦАЭ Новосибирска состоялись вечером 21 февраля в гостиной театра «Глобус».
22.02.2018 ИЦАЭ
Отборочный этап регионального чемпионата JuniorSkills по компетенции "Лазерные технологии" состоится на базе механико-технологического факультета Новосибирского государственного технического университета с 26 по 28 февраля.
22.02.2018 НГТУ
«Лекторий в Конторе»: коллайдер в барбершопе - ИЦАЭЛекция Дмитрия Гавриленко «Ядерные проекты: от коллайдера до реактора» прошла в барбершопе «Kontora» 20 февраля.
22.02.2018 ИЦАЭ
«Профессия – Родину защищать!» - Единая РоссияПраздник в честь 23 февраля состоялся в Доме детского творчества в Баганском районе: это хороший повод для воспитания у обучающихся чувства патриотизма, сопричастности к лучшим традициям своей Родины,
22.02.2018 Единая Россия
JPG Файл - ГУ МВД Новосибирской областиВ рамках акции «Неделя мужества», приуроченной ко Дню защитника Отечества,
22.02.2018 ГУ МВД Новосибирской области
Новосибирские учёные из Института цитологии и генетики СО РАН рассказали о единственном в мире успешном эксперименте по одомашниванию лис в форме научно-популярной книги и получили престижную международную премию,
22.02.2018 Sib.Fm
20–21 февраля в НГПУ прошла V Всероссийская с международным участием научно-практическая конференция «Современные направления психолого-педагогического сопровождения детства»,
22.02.2018 НГПУ
Институт дополнительного образования НГАСУ (Сибстрин) приглашает принять участие в курсе повышения квалификации «Управление и организация лабораторного контроля в строительстве» - НГАСУИнститут дополнительного образования НГАСУ (Сибстрин) приглашает принять участие в курсе повышения квалификации «Управление и организация лабораторного контроля в строительстве» Институт дополнительного образования НГ
22.02.2018 НГАСУ
Новосибирские ученые нашли на Камчатке новые золотосодержащие минералы - РИА СибирьЗолото в новой форме Исследователи Института геологии и минералогии имени В. С. Соболева СО РАН открыли в месторождении Малетойваям (полуостров Камчатка) новый тип минерализации,
25.02.2018 РИА Сибирь
В музее начали делать медали из монет и рассказывать о потеющих и мёрзнущих людях - НГС.НовостиСегодня в «Арт-цоколе» художественного музея началась серия игровых научно-познавательных занятий для школьников «Детский фестиваль науки».
24.02.2018 НГС.Новости
Новости Город ЖКХ Преступность Образование Медицина Новости партнеров Общество Происшествия Сельское хозяйство Спорт Экономика и бизнес Технологии Трансляции Сообщить новость
24.02.2018 NSKTV.Ru
В Академгородке наградили победителей мэрского конкурса грантов
15 февраля в Доме ученых Академгородка состоялась традиционная встреча ведущих ученых СО РАН и выпускников школ под названием «Выбери профессию в науке».
Газета Бумеранг
Исаак Калина: «Во время соревнований не стоит учитывать результаты тренировок»
Глава московского Департамента образования Исаак Иосифович Калина объяснил,
Газета Эпиграф
Фото Аркадия УВАРОВА - Советская Сибирь
Кадры всегда в цене
Анжелина ДЕРЯБИНА Фото Аркадия УВАРОВА Молодых специалистов в сфере медицинской оптики, хлебопечения,
Советская Сибирь
Автобус протаранил «Ниссан», который отлетел в стоящую «Тойоту» - НГС.НовостиДТП с участием автобуса произошло сегодня днем в жилмассиве «Родники». Как сообщили в службе «Автоспас», авария случилась сегодня, в половине третьего дня.
25.02.2018 НГС.Новости
image.jpg - ТВК-плюсВчера из окна общежития по адресу Вокзальная, 54, которое в народе называют «Пентагон», выпал мужчина.
25.02.2018 ТВК-плюс
24 февраля в 15.00 в одном из продуктовых магазинов на улице Вокзальной на станции Жеребцово в Новосибирском районе неизвестный отобрал у продавца бутылку пива.
25.02.2018 ГУ МВД Новосибирской области
Бердский суд: от иска до приговора - Газета Бердские новости
Бердский суд: от иска до приговора
На этой неделе юнкоры молодежного пресс-центра «ПикНик» ДК «Родина» побывали в месте, скрытом от большинства глаз, – где разыгрываются трагедии, и люди ищут справедливости.
Газета Бердские новости
Бердский суд: от иска до приговора - Газета Бердские новости
Бердский суд: от иска до приговора
На этой неделе юнкоры молодежного пресс-центра «ПикНик» ДК «Родина» побывали в месте, скрытом от большинства глаз, – где разыгрываются трагедии, и люди ищут справедливости.
Газета Бердские новости
Зона человеческой ответственности - Советская Сибирь
Зона человеческой ответственности
В муниципалитетах проверяют территории рядом со школами и детсадами, а также заброшенные стройки, выявляя риски для детей Экстренные меры введены после случившейся в Колывани трагедии.
Советская Сибирь
Традиционный праздник с народным размахом прошел на Матрешкином дворе - Справедливая РоссияШирокая Масленица в Прощенное воскресенье завершила свое шествие на территории ЖК "Матрешкин двор" в Кировском районе г. Новосибирска.
25.02.2018 Справедливая Россия
Новосибирцы увидят три мировые премьеры на арт-фестивале - Сибкрай.ruПятый Транссибирский арт-фестиваль пройдет в регионе с девятого марта по второе апреля.
25.02.2018 Сибкрай.ru
Народные коллективы выступят в Новосибирске - Сибкрай.ruТворческий проект «Народная филармония» предполагает выступление самодеятельных ансамблей русской песни и народного танца из районов области.
25.02.2018 Сибкрай.ru
Как художник художникам - Газета Ведомости
Как художник художникам
Сибирский ироничный концептуализм ждёт новые молодые имена В 1999 году новосибирские художники спрятались в бомбоубежище от «ужасов» грядущей техногенной катастрофы 2000 года — в рамках концептуального проекта «Убежищ
Газета Ведомости
Культпоход - Газета Ведомости
Культпоход
Бесплатные экскурсии по выставке женского костюма из коллекции Александра Васильева, битва лучших комиков Сибири.
Газета Ведомости
«Синие Носы» пинают молодёжь - Газета Ведомости
«Синие Носы» пинают молодёжь
Молодые актуальные художники не умеют рисовать и портят публике вкус.
Газета Ведомости
Команда Новосибирской области третья на Первенстве России в Монино - ВК ЛокомотивФинальные соревнования первенства России среди юношей 2001-2002 г.р., г. Лосино-Петровский (Монино), 15-26 февраля 2018 года.
25.02.2018 ВК Локомотив
Победный гол забил Кирилл Капризов - НГС.НовостиПобедный гол забил Кирилл Капризов Мужская сборная России по хоккею выиграла у немцев со счетом 4:3.
25.02.2018 НГС.Новости
Две медали районных борцов - Konkyrent.Ru21 февраля на базе ДЮСШ «Первомаец» состоялось первенство Новосибирской области по греко-римской борьбе среди младших юношей 2003-2004 годов рождения.
25.02.2018 Konkyrent.Ru
Гены для успеха в разных видах спорта заранее определяют ученые - Газета Бердские новости
Гены для успеха в разных видах спорта заранее определяют ученые
Бобслей, легкая атлетика, плавание или борьба? Выбор вида спорта зависит от предпочтений, а вот результат – во многом от генетики.
Газета Бердские новости
«Звёздный поход» зовёт - Советская Сибирь
«Звёздный поход» зовёт
23 и 24 февраля в нашей области состоится очередной, 35-й по счету, «Звездный поход» на лыжах.
Советская Сибирь
Первый урок Мужества
В среду, 13 февраля, гостями Новосибирского высшего военного командного училища стали маленькие первоклашки из ближайшей школы №190.
Газета Бумеранг
Искитимцы отметили День защитника Отечества. - Администрация г. ИскитимГородской праздник, посвященный Дню защитника Отечества «Слава защитникам Отечества!», прошел 21 февраля в ГДК «Молодость» Искитима.
22.02.2018 Администрация г. Искитим
image.jpg - ТВК-плюсВчера из окна общежития по адресу Вокзальная, 54, которое в народе называют «Пентагон», выпал мужчина.
25.02.2018 ТВК-плюс
24 февраля в 23.10  у дома по улице Центральной в селе Бурмистрово неустановленный водитель на неустановленном автомобиле совершил наезд на пешехода.
25.02.2018 ГУ МВД Новосибирской области
Поздравление министра В.А. Пучкова с Днем защитника Отечества (видео) - МЧС Новосибирской областиУважаемые коллеги! Дорогие ветераны! Горячо и сердечно поздравляю вас с Днем защитника Отечества!
23.02.2018 МЧС Новосибирской области
23 февраля около 17.00 в Бердскую центральную городскую больницу  автомобилем «скорой помощи» был  доставлен 24-летний местный житель с колотым ранением в грудь.
24.02.2018 ГУ МВД Новосибирской области