Искусство с особенностями

В Новосибирске набирает силу движение социальных театров. Что это такое и почему социальный театр нужен всем нам?

Премьерные эмоции актёров  театра «Особенный ТИП».

Современный театр переживает время метаморфоз: режиссёры находят новые формы, спектакли «уходят» с привычных подмостков и превращаются в проекты, а зритель меняет пассивную роль наблюдателя на активность участника. Театр перестаёт быть «классикой жанра», становясь, в том числе, способом интеграции «особых людей» в общество и дискуссионной площадкой для решения самых острых социальных проблем.
С помощью экспертов, режиссёров и актёров социальных театров мы попытались познакомиться с новым явлением, которое, к счастью, имеет место и в нашем городе.

 

Ангелы с усами

Новосибирская театральная интеграционная студия «Особенный ТИП» родилась в 2015 году — как проект Новосибирского отделения Союза театральных деятелей и театра «Старый дом». Это настоящий театр «равных», где каждый актёр — особенной судьбы, где на одной сцене проживают эмоции незрячие, слабослышащие и те, кто испытывает трудности с передвижением. Это настоящий гимн человеческому духу, свободному от условностей, навязанных нам обществом и социумом.

 

— Однажды две мои подруги предложили мне создать театральную студию, я подумала — это знак судьбы, — рассказывает идейный вдохновитель студии Ольга Стволова. — Я всегда любила театр и понимала, что это — идеальная форма раскрепощения людей, развития их способностей, обучения взаимодействию. Обратилась за помощью к своей подруге — журналистке Рите Логиновой, она свела меня с театральным продюсером Юлей Чуриловой, потом на нашу первую встречу пришла Галина Пьянова, режиссёр «Старого дома», — и всё закрутилось.

 

Единомышленники не стали отправлять письма в общественные организации, потому что хотели, чтобы народ пришёл на проект добровольно: просто написали в соцсетях, что идёт набор актёров в проект «Особенный ТИП» — как здоровых, так и с инвалидностью. Неожиданно пост получил отклик — пришло много желающих, кастинг проводить не стали и решили взять всех. Практика и время показывают, что часть добровольцев всегда отсеивается, что и случилось: кто-то поступил в институт, кто-то уехал на реабилитацию, а кто-то просто понял, что это «не моя чашка чая».

 

Было страшно: смогут ли одновременно выйти на сцену люди, которые не видят, не слышат и не ходят? Оказалось, что не только могут, но и прекрасно проживают созданный режиссёром образ, «вдыхая» в него свою боль, нежность, характер, страх и радость. Сначала ребята репетировали «необыкновенный концерт», где каждый выходил на сцену со своим номером: один читал отрывок «Отчего люди не летают как птицы?», другой — монолог из «Пер Гюнта», но выразительные пазлы театрального калейдоскопа так и не складывались в один узор. А потом пришла Галина Пьянова и превратила концерт в спектакль «Ангел с усами».

 

— А сейчас мы ставим спектакль «Пир» — он будет о любви, — делится планами Оля. — Я бы отнесла «Сказку» к жанру документального театра, к вербатиму. Театральное представление полностью состоит из реальных монологов или диалогов обычных людей — сначала мы планировали рассказывать простые сказки, но постепенно пришли к «настоящему». Всё равно любая история получается с элементами иносказательности, то есть каждый поведает если не о принце, то удивительный сказ своей жизни точно. Например, у нас в труппе есть молодой человек с синдромом ДЦП, который учился в школе для обычных детей и сейчас в сборной по хоккею занимается: он расскажет, какой необыкновенный путь прошёл.

 

Критик и член жюри 28-й театральной премии «Парадиз» Глеб Ситковский считает, что сейчас театр «пытается рвать границы, которые ему отведены, и занимать территории, которые раньше не занимал». Он прорывается во все сферы жизни и искусства, он выходит на улицы, на вокзалы, в больницы и тюрьмы — он живёт и дышит своей особенной жизнью.

 

— Это происходит повсеместно и совершенно точно не делается из жалости или из снисходительности к людям, которые не похожи на тебя, — уверен театральный критик. — Театр становится местом встречи с «другими людьми». Помимо социальной функции, речь идёт и о том, что для искусства театра критически невозможно забиваться в кокон. Если театр будет ставить только Чехова с Шекспиром и делать вид, что ничего вокруг не происходит, то он умрёт. Этой болезнью русский театр переболел в девяностые годы, когда не ставилась современная драматургия, когда вообще никак не интересовали проблемы сегодняшнего дня.

Театр-студия «Белый воробей» — искусство жестов.

Танец жестов

Есть в Новосибирске удивительный, интегрированный театр, в котором служат глухие, слабослышащие и слышащие артисты, — театр-студия «Белый воробей». Родился он в 2003 году как студия пантомимы слабослышащих людей, которые мастерски могут говорить на языке тела из-за своей особенности. Но студия слабослышащих — это опять условности, гораздо интереснее существовать на одной площадке и глухим людям, и обычным, которые могут перенять от своих партнёров красоту жизни и помочь им социализироваться в этом безумном мире.

 

— Когда я не знал ни одного слова на языке жестов и встречал на улице или в метро глухих, машущих своими руками-словами, руками-фразами, меня всегда завораживал их полёт, — рассказывает главный режиссёр театра Алексей Талашкин. — В глазах этих ребят я видел какую-то необыкновенную, едва уловимую тень. Я видел силу, с которой они выросли, ведь без этой силы невозможно было проплакаться в тот самый день, когда ты понял, что не слышишь маму. Я догадывался об этой силе, потому что сами они настолько к ней привыкли, что или не замечали её, или спрятали глубоко внутрь и забыли о ней. Начать говорить на улице жестами — это значит показать всем: смотрите, я не такой, как вы. На это тоже нужна сила. А они жестами не только говорят, они рассказывают анекдоты, читают стихи, матерятся, поют. И при этом могут и плакать, и улыбаться. Но тень этой силы я вижу в них всегда.

 

В репертуаре театра «Белый воробей» пять спектаклей, обласканных зрителями и российскими театральными критиками. Ребята активно участвуют в различных фестивалях, делятся своим мастерством с другими городами. В сентябре этого года приняли участие в фестивале социальных театров, организованном новосибирским отделением СТД, — этот проект должен был дать зелёный свет развитию социальных театров в Новосибирске.

 

— Социальный театр — это вообще не метод, а понимание того, что искусство принадлежит народу, — говорит Борис Павлович, известный режиссёр, чьи постановки в Новосибирске всегда становятся событием. — В том числе и народу с ограниченными возможностями. Я не верю в то, что инклюзивному театру нужен специаль­ный инструментарий. Мы должны научиться обобществлять те профессиональные навыки, которые у нас есть.

Сила движения

В апреле этого года исполнилось 15 лет новосибирской общественной организации «ДАУН СИНДРОМ» — поздравить друзей приехал и театр из Омска, где все актёры имеют пару лишних хромосом. 12 солнечных людей вышли на сцену камерного зала филармонии, чтобы показать настоящий спектакль «Слон Хортон» (с реквизитом, афишами и костюмами!) и сорвать аплодисменты зрительного зала. Возраст­ной состав труппы — от 14 лет до 31 года. Главный режиссёр театра «Планета друзей» Наталья Гаврилова рассказала, что у многих актёров есть серьёзные нарушения речи, поэтому репертуар подбирается с учётом синтеза: кто-то подаёт реплики, а кто-то разговаривает на языке жестов. Но не надо думать, что работа с такими особенными людьми — каторжный труд, совсем наоборот, солнечные люди очень послушны и добродушны.

 

Движение социальных театров набирает силу: всё чаще люди с особенностями здоровья выходят на городские площадки, чтобы говорить с обществом о своей жизни, акцентируя внимание социума на каких-то болевых точках. К примеру, театр «ДРАМА», который существует при региональной общественной организации по борьбе с сахарным диабетом «ДиалайфСибирь», недавно потряс спектаклем о жизни инсулинозависимых людей, показав городским чиновникам все «прелести» такого бытия.

 

— Работа в социальном театре требует от режиссёра определённого набора человеческих качеств, — уверен главный режиссёр академического молодёжного театра «Глобус» Алексей Крикливый. — Вот, к примеру, Боря Павлович интегрирует особенных людей в спектакль БДТ «Язык птиц», и я понимаю, сколько душевных сил он на это тратит. Мы на базе нашего театра попытались создать творческую лабораторию «Инклюзион», где наши студенты с разными возможностями пробуют себя в разных театральных дисциплинах. И я, погружаясь в эту тему, хочу сказать, что такие театры не должны нести на себе только социально-реабилитационную функцию. Не должно быть этого разграничения на людей «первого», «второго» и «третьего» сорта — хотя общество всё еще делит всех нас на «своих» и «других». Искусство — оно всегда искусство, независимо от того, кто его несёт в себе, кто дарит его нам.

 

Наталия ДМИТРИЕВА |  Фото предоставлено  новосибирскими театрами.

7 8
 
По теме
6 октября в Зале имени Исидора Зака главный дирижёр и музыкальный руководитель НОВАТа Дмитрий Юровский представит уникальный концерт - «Юмор в музыке» .
20.09.2018
 
Что же будет с «Металлистом»? - Советская Сибирь Олег ТАРАН Снос здания первого в Новосибирске звукового кинотеатра приостановлен, но судьба объекта постройки 30-х годов еще не определена В Новосибирске решается судьба здания кинотеатра «Металлист».
20.09.2018
Фото Виктора Боровских - Советская Сибирь Татьяна РЕШКЕ Фото Виктора Боровских Масштабный книжный форум собрал более 80 участников-экспонентов,
20.09.2018
В пику постмодернизму - Газета Ведомости Писатель Андрей РУБАНОВ о новом реализме, «Патриоте» и Лимонове В этом году литературным хедлайнером фестиваля «Книжная Сибирь-2018» стал писатель Андрей Рубанов, считающий, что время постмодернизма уже в прошлом,
20.09.2018
 
Хранители документальной памяти 23 сентября – 100 лет со дня создания информационных подразделений МВД России.
20.09.2018
В Новосибирске завершено расследование уголовного дела по факту получения несовершеннолетними травм при прыжках на батутах - Следственный комитет Первым отделом по расследованию особо важных дел следственного управления СКР по Новосибирской области завершено расследование уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного п. «в» ч. 2 ст.
19.09.2018 Следственный комитет
Последний раз Анну Пашкову видели на автобусной остановке в Пашино - НГС.Новости Последний раз Анну Пашкову видели на автобусной остановке в Пашино Новосибирские волонтёры попросили помощи в поисках 16-летней Анны Пашковой, которая пропала в Калининском районе три дня назад.
20.09.2018 НГС.Новости
В пику постмодернизму - Газета Ведомости Писатель Андрей РУБАНОВ о новом реализме, «Патриоте» и Лимонове В этом году литературным хедлайнером фестиваля «Книжная Сибирь-2018» стал писатель Андрей Рубанов, считающий, что время постмодернизма уже в прошлом,
20.09.2018 Газета Ведомости
Фото Виктора Боровских - Советская Сибирь Татьяна РЕШКЕ Фото Виктора Боровских Масштабный книжный форум собрал более 80 участников-экспонентов,
20.09.2018 Советская Сибирь
Конец фильма - Газета Ведомости Какая судьба ожидает первый звуковой кинотеатр Новосибирска, частично снесённый летом?
20.09.2018 Газета Ведомости
«Ведомости» побывали на уникальной выставке макетов архитектурных памятников Новосибирска и Санкт-Петербурга в ГПНТБ и узнали,
19.09.2018 Газета Ведомости
Новосибирский Художественный музей на полтора месяца стал мировым центром современного графического искусства Вторая Новосибирская международная триеннале современной графики представляет около 500 работ ведущих худож
17.09.2018 Газета Ведомости
На станции Евсино скоро откроется спортивная площадка - Администрация Искитимского района Строительство спортивной площадки на станции Евсино завершается. За текущий год сделано немало: установлены модули, в которых разместятся раздевалки с душевыми кабинами, пункт проката коньков и помещение для тренеров;
20.09.2018 Администрация Искитимского района
Как тысячи новосибирцев провели один из выходных — в фоторепортаже Валерия ПАНОВА   Не успел «отшуметь» Сибирский фестиваль бега,
18.09.2018 Газета Ведомости
Инна ВОЛОШИНА Фото с сайта nso.ru На Сахалине новосибирцы подтвердили высокий уровень подготовки профессиональных кадров в регионе Сборная Новосибирской области успешно выступила на чем­пионате «Молодые профессионалы».
19.09.2018 Советская Сибирь
Новосибирские легкоатлеты встретили «Золотую осень» на дистанции На лыжной базе имени Пелеганчука прошло открытое первенство города Новосибирска легкоатлетический кросс «Золотая осень» В мероприятии участвовало 164
19.09.2018 Газета Бумеранг
Активисты общественного совета федерального проекта «Городская среда», депутаты Законодательного собрания Новосибирской области провели мониторинг качества выполненных работ второго этапа реконструкции Михайловской набережной.
20.09.2018 Законодательное собрание
Отчёт по Уставу - Газета Ведомости Губернатор будет ежегодно представлять в заксобрание отчёт о независимой оценке качества социальных услуг Председатель заксобрания Андрей Шимкив и губернатор Андрей Травников.
20.09.2018 Газета Ведомости
Ожидается, что во все учреждения и жилые дома региона отопление поступит с момента установления среднесуточной температуры наружного воздуха +8 градусов в течение пяти суток.
20.09.2018 Курьер.Среда.Бердск