История с географией

Сегодня балетом «Баядерка» Минкуса свой 67-й творческий сезон завершает Новосибирский академический театр оперы и балета

В нынешнем сезоне НГАТОиБ подарил публике несколько премьер и фестиваль балета. Были и другие события, которые, судя по всему, на несколько лет вперед определят творческую судьбу театра. Об этом наш разговор под занавес сезона с директором театра Борисом МЕЗДРИЧЕМ.

— Борис Михайлович, перед встречей полистала газеты, посмотрела Интернет: о нынешнем сезоне театра написано в превосходной степени. «Блестящий март», «блестящий апрель», «блестящий май» и так далее… Хотя для меня как зрителя все очевидно: действительно едва не каждый месяц в оперном происходило событие, которое давало повод для восхищения. А на ваш взгляд, взгляд изнутри, есть причины для таких оценок?

— Не знаю, удобно ли мне говорить о блеске, который имеют в виду люди. Я бы сказал о внутреннем интересе и динамике, которые возникали в театре. Так, в этом сезоне пришел новый главный дирижер, новый музыкальный руководитель. А это всегда непростое дело для музыкального театра, когда приходит новая главная фигура. Притом что мы сознательно искали его: чтобы был он молод, профессионален, серьезный музыкант, имел репутацию. Конечно, найти таких людей непросто. Не только в России — в мире. Нам это удалось. Айнарс Рубикис официально работает с 1 января. Мы сумели выпустить ряд концертов, он уже принял несколько оперных спектаклей, которые шли в репертуаре, и дирижирует ими. Приходим постепенно к новым оперным работам. И что не менее важно: прошло прослушивание на вакантные места и общее прослушивание в оркестре. Индивидуальное прослушивание прошла скрипичная группа. То есть частью оркестра новому главному и специальной комиссии продемонстрировано умение и мастерство. Вообще Айнарс и так постоянно с ними работает, но в таком пристальном индивидуальном общении есть особенности. А в целом это повышение качества основного организма театра — оркестра. И это впервые сделано за многие-многие годы. Причем Рубикис с энтузиазмом взялся за эту работу.

Кроме того, благодаря ему мы теперь тесно сотрудничаем с лондонским артистическим агентством Аskonas Holt. Осуществили совместно несколько интересных проектов, на следующее лето запланирован фестиваль музыки Бенджамина Бриттена. Есть еще идеи, связанные, так сказать, с присутствием нашего театра в мире, участием его в различных фестивальных проектах. Все это процессы длительные, но очень интересные в профессиональном плане.

— Новосибирский оперный уже много лет не обделен международным сотрудничеством и вниманием, что же тут нового?

— Системность. Для творческой работы это крайне важно. У крупнейших российских театров есть такая практика — и у Гергиева, и в Большом, и в Михайловском театрах. Они работают с конкретными западными импресарио и крупными агентствами, здесь принципиально нового ничего нет. Просто сегодня наше понимание таково: творчество и география — это две разные вещи. География — это то, где мы живем, а творчество, развитие музыкальной культуры — это мировой процесс. И от географии он зависит очень относительно. Поэтому когда мы решаем вопрос об исполнителях, о названиях, мы исходим не из географических предпосылок. Мы и главного дирижера искали не только в России, как, может быть, многим хотелось. Мы искали его в мире. Слава богу, Интернет и наши профессиональные связи позволяют это делать. То есть чем шире в театре представления о творческом потенциале в мире, тем точнее будет выбор в каждом конкретном случае — выбор проектов, названий, постановщиков, исполнителей и так далее.

— Но это уже дало повод вас упрекнуть одному из местных электронных СМИ: почему, мол, в июньском симфоническом концерте на открытом воздухе прозвучали Гершвин и Бернстайн, а не что-либо географически более близкое?..

— Да потому что это музыка летнего города, заводная музыка летнего отдыха… В таких вот провокационных и тенденциозных публикациях это любимая тема — русское, нерусское. Причем к русской музыке причисляют обычно только Чайковского, Римского-Корсакова, Мусоргского. А Прокофьев, Щедрин, Шнитке для них уже какая-то другая музыка. В нашем репертуаре много Прокофьева, но это как-то в сознании некоторых не оседает. Кстати, весной будущего года у нас в афише появится его балет «Ромео и Джульетта». А новый сезон мы откроем 8 сентября концертом на открытом воздухе. Там прозвучат «Колокола» Рахманинова и увертюра Чайковского «1812 год».

— К 200-летию Бородинского сражения?

— Да, всему свое время и место. У музыки есть такое свойство: она может исполняться только здесь и сейчас, именно этим оркестром — это и является художественным событием.

— Возвращаясь к началу разговора: для нас, зрителей, заканчивающийся сезон — это концерт с Питером Донахью, совместная с консерваторией постановка двух одноактных опер, «Реквием» Верди, фестиваль балета, премьера балета «Корсар», участие новосибирцев в конкурсе национальной премии «Золотая маска», грандиозная оперная премьера «Фауста» Гуно… А из внутренних событий, как вы говорите, придающих интерес и динамику жизни театра, какое бы вы отметили еще?

— То, что Игорь Зеленский стал художественным руководителем балета в двух коллективах — у нас и в столичном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. В музыкальном мире, у дирижеров, такая практика есть, а в балете это, пожалуй, первый опыт, когда два театра объединяют свой потенциал за счет одного худрука. И самое главное здесь — позиция самого Игоря Анатольевича…

— Благодаря этому альянсу новосибирцы познакомились с лучшими премьерными спектаклями москвичей, а наши молодые солисты, насколько я знаю, получили возможность расширить свой репертуар, танцевать в постановках театра Станиславского и Немировича-Данченко…

— Я вообще думаю, что чем больше контактов мы имеем и проектов придумываем, а в связи с этим у нас прибавляется партнеров и идей (конечно же, ориентированных на нашу уставную деятельность и наши возможности), тем лучше. Тем мы более доступны и интересны зрителю. В этом ракурсе я рассматриваю и концерты на открытом воздухе, и наши — в полном объеме — взаимоотношения с консерваторией, и фестивали, которые мы проводим, и новые необычные работы, которые мы делаем. Необычные — для художественного вкуса новосибирцев. Может быть, не всех, а тех, кто к нам постоянно ходит, для кого существуют какие-то внутренние открытия в музыке или в исполнителях, наконец, в уровне спектакля или концерта.

СПРАВКА
Через несколько дней Новосибирский театр оперы и балета отправляется на гастроли. 21 и 22 июля одноактные балеты «Шопениана», «Половецкие пляски», «Шехеразада», «Шепот в темноте» и «Кармен» увидят жители Владивостока. Балет «Лебединое озеро» в обновленной версии Игоря Зеленского и художника Луизы Спинателли с 26 по 29 июля будет представлен пятью спектаклями в столице Южной Кореи — Сеуле.

ФАКТ
Среди региональных музыкальных театров России НГАТОиБ — абсолютный лидер по количеству работ и ролей, отмеченных национальной театральной премией «Золотая маска». Это 16 лауреатских званий и 58 дипломов участников конкурса.



Татьяна ШИПИЛОВА
 
По теме
1 и 2 апреля 2024 года в Новосибирском областном колледже культуры и искусств состоится межрегиональный конкурс исполнителей на балалайке и домре «Золотые струны Сибири».