Новости города БезФормата.Ru
Новосибирск
Главные новости
 
Задать вопрос?

История в измерениях

Константин ГОЛОДЯЕВ — известный краевед Новосибирска, человек, знающий об истории города почти всё.

«Работаешь с итальянцами и говоришь им,
что для опор нашего железнодорожного моста
специально приглашались итальянские каменотёсы.
И они уже как родные, готовы здесь землю целовать».

Константин Голодяев рассказал «Ведомостям» о том, откуда возник интерес к прошлому, как он узнал о своём родстве с Рюриком и какие утраченные места в Новосибирске ему особенно жаль.

Одна судьба на двоих

— Константин, как начиналось ваше увлечение историей Новосибирска?

— Интерес к истории у меня появился ещё в школе, мы часто беседовали о ней с отцом. Потом я поступал в НГУ на исторический, но мне не хватило полбалла. Потом армия, а после неё знания уже были не те, и вместо НГУ я довольно легко поступил в торговый институт на экономический и долго потом работал по этому профилю. А лет семь-восемь назад прочитал книгу моего давнего товарища Алексея Кретинина, она называется «Новониколаевск — Новосибирск: одна судьба на двоих». Эта книга так меня забрала! Он описывал удивительные исторические моменты, неизвестные обычному читателю. И я стал заниматься вопросами городской истории. Сначала писал в стол, потом что-то стал выкладывать на страничке в соцсети, на каких-то доступных ресурсах. А три года назад меня пригласили работать в музей города, и здесь я почувствовал себя ну совершенно на своём месте, потому что тем, что люблю, я занимаюсь практически круглосуточно. Вот уже и историческую прозу начал писать. Я раньше подсмеивался над словами «вот сплю и об этом думаю», а теперь сам частенько просыпаюсь от того, что мне пришла какая-то мысль и нужно её срочно записать. У меня всегда рядом блокнот, ручка, и когда появляется какая-то мысль, я её тут же записываю — прямо посреди улицы или в транспорте. Иногда это выглядит смешно. Вот давеча ехал на работу, писал о железнодорожной школе, которая на Владимировской была. Это вторая школа в Ново-Николаевске после Будаговской и первая — в Железнодорожном районе. Она начала работать в 1895-м. А вообще самая первая школа здесь появилась более 150 лет назад, когда и города ещё не было, на левом берегу, в Кривощёково. Так вот, я пишу, а кондуктор в автобусе начинает ворчать — подумала, что я на них жалобу строчу за простои на остановках. Вечером прихожу с работы и опять сажусь за компьютер. Получается круглосуточный режим. Но мне это нравится. Слава Богу, семья у меня понимающая.

— Вы изучаете и историю своего рода. Как шла эта работа?

— Я этим занимаюсь уже более 20 лет. В конце 70-х мой отец уговорил своего отца написать историю своей жизни. Получились две общие тетрадки, и в 90-х, когда появились компьютеры, я их перенабрал, от этого оттолкнулся и стал искать дальше. Мама у меня из Новосибирска, а отец из Владивостока, там я и родился, но через несколько лет мы переехали в Новосибирск, в более здоровый климат. А на Дальнем Востоке мой дед, он 1892 года рождения, оказался в 1905 году по столыпинской реформе. В воспоминаниях он написал, что туда семья переехала с Волги, из Саратовской губернии. Дальше я уже обратился в Саратовский архив, поднял метрические книги и докопал документальную историю до 1735 года, когда первый раз наша фамилия появилась в ревизских сказках — документах о переписи населения. Стало понятно, что те предки не местные, откуда-то приехали. Стал рыть историю окружающих губерний. Кстати, попутно я описал историю и своих малых мест: в Приморье, на Волге, в Германии, где служил в армии. Не пропадать же нарытому добру.

Потом появилась возможность сдавать тесты ДНК на определение гаплогруппы. Выяснилось, что по генотипу предки наши пришли с мест на границе нынешней Архангельской области и Коми, жили на Северной Двине, это было первое тысячелетие до нашей эры. И там они прожили до XVII века. А потом я нашёл информацию, там был большой голод в это время, и многие ушли вниз по Волге. Видимо, и мои родственники спустились с ними и осели в Саратовской губернии. И оттуда же пошла наша фамилия — Голодяевы, потому что пришли с великого голода. Кстати, если судить по тесту ДНК, то у нас с Рюриком одна гаплогруппа N1C, то есть, у нас где-то очень далеко был общий предок. Очень давно, ещё до русской истории, этот род зашёл на землю нынешней России с территории Юго-Восточной Азии и Китая, и мы шли тогда вместе, одним племенем. До Урала мы дошли вместе, а за Уралом, на Севере мои предки уже осели, а его пошли дальше.

Акцент для контакта

— Если нам, журналистам, надо что-то узнать об истории города, мы обращаемся к вам. А откуда вы сами черпаете информацию?

— В архивах, в прессе тех времён. У нас в музее очень большой архив сибирской прессы, начиная от томских газет XIX века, дореволюционные газеты XX века, и потом уже «Советская Сибирь». У нас был большой пробел по газетам 1918—1919 годов, время гражданской войны, тогда в городе выходили две газеты: «Русская речь» и «Военные ведомости». Трудно было найти информацию. И вот совсем недавно один добрый человек из Петербурга прислал мне полную подборку электронных версий этих газет, просто подарил такой огромный массив информации.

— Как вы начали свою экскурсионную деятельность?

— Это был 1990 год. Я в то время работал в частном фермерском хозяйстве, зимой были перерывы, и я устроился работать в почти единственную на тот момент в городе турфирму «Новосибирсктурист» в качестве сопровождающего школьных групп. Потом перешёл на взрослые группы. А ехать в другой город и ничего о нём не знать я не мог. Интернета тогда не было, но были справочники, энциклопедии, библиотеки работали. И когда мы приезжали на место, я рассказывал о том, что это за город, чем он интересен, привлекателен. И эта привычка готовиться к поездкам осталась до сих пор. Перед тем, как куда-то поехать, досконально изучаю карты, вплоть до маленьких переулков, отмечаю, что бы я хотел посмотреть. И приезжая в совершенно чужой город, даже за границей, я легко в нём ориентируюсь. Это очень помогает максимально использовать время нахождения в незнакомом городе для того, чтобы его узнать.

А здесь, в музее, уже совершенно другое, работа переплетается с хобби, а хобби с работой. Перед экскурсией я перевожу свои знания в какую-то схему движения, и, проходя по этому пути, рассказываю о местах, которые связаны каким-то общим контекстом. Это и обзорные экскурсии в разных форматах, и конкретные места на территории города, и тематические экскурсии — театральные, например, или пивные. Всё это просто и легко делается, если есть запас знаний.

— Вы проводите экскурсии для иностранцев?

— Да, бывает. С ними, с одной стороны, тяжелее, потому что надо меньше называть дат, лучше говорить: 50 лет назад или 100 лет назад, так им понятнее. И фамилии они не воспринимают. А с другой стороны, проще. Но бывают сложные для перевода языки или начинающие переводчики. Один заранее попросил у меня текст: о чём буду говорить. Он перевёл его, а потом, когда мы проезжали или проходили это место, я говорил пару вводных предложений — допустим об Александре III. А переводчик по планшету зачитывал то, что я ему рассказал до этого и что он уже перевёл, — текст связный и адаптированный для этой аудитории.

Но иногда оказывается, что нет официального переводчика. Я захожу в автобус, спрашиваю, как мы будем общаться, и тут кто-нибудь говорит: «Я зьняю рюсский!» Начинаю рассказывать, и выясняется, что он знает русский, как я японский. Поэтому приходится предложения строить очень лаконично и понятно, без излишеств.

Иностранцам важно не только рассказать, но и показать, дать пощупать кирпич, воду, землю. Даже если экскурсия пришла неожиданно, и ты не готовился, всё равно знаешь немного о Китае, Монголии и связываешь то, что происходило в городе с той страной, или с тем, что подобного происходило там. И они тогда очень быстро всё понимают. Допустим, работаешь с итальянцами и говоришь им, что для опор нашего железнодорожного моста специально приглашались итальянские каменотёсы. И они уже как родные, готовы здесь землю целовать.

Или вот прошёл студенческий форум, и я вёл группу ребят из Ижевска, ночная экскурсия, они спать хотят, у них целый день были мероприятия. Я вытащил их из автобуса в парке «Городское начало» и рассказал, что вот эта ферма железнодорожного моста изготовлена на воткинских заводах, это в Удмуртии, недалеко от Ижевска. И они сразу загорелись, свой ижевский кусочек за Уралом нашли. Когда на таких вещах делаешь акцент, контакт с экскурсантами получается прекрасный.

— Вы сами много путешествуете?

— Стараюсь каждый год куда-то выезжать. Сейчас в основном за рубеж с семьёй, а до этого я почти всю нашу страну объездил — и сам, и с тургруппами. Алтай, Байкал, Дальний Восток, всю Среднюю Азию, Прибалтику, Украину. Единственно, где не был — на Крайнем Севере, хотелось бы туда съездить. За рубежом любимые страны? Может, Северная Европа, был у нас автобусный тур Финляндия—Швеция—Норвегия, это было великолепно. Я люблю Север.

— Зов предков?

— Да, это оттуда, наверное. Северные земли меня очень привлекают. Из европейских столиц Прага очень понравилась — уютно. В Париже хорошо, но очень шумно и суетно, а вот если поехать дальше по  замкам Луары, там камни, к которым очень интересно прикоснуться. Недавно мы были в Камбодже, в великолепном храмовом комплексе Ангкор, это город целый, состоит из древних храмов и находится посреди джунглей. Там камни живые, настоящие, заросшие лианами, такое место… духовное.

— Вы пользуетесь услугами экскурсоводов?

— За границей, конечно, берём экскурсии. Вот когда просто гуляем по городу, там уже я сам семье рассказываю, что где. Я с экскурсоводами общаюсь, многие работают прекрасно, я учусь у них. Даже у экскурсовода, у которого не получается, можно поучиться тому, как не надо делать. Но большинство работает прекрасно.


Сохранить лицо Богданки

— Сейчас у всех на слуху ситуация с улицей Богдана Хмельницкого. Что, на ваш взгляд, нужно сделать, чтобы такое не повторилось?

— Печальная ситуация. И такое может получиться где угодно — на Коммунистической, на Красном проспекте, в любой точке города может быть заложена мина, если окажется, что земля когда-то была продана. Я сам живу напротив ДК Горького, ситуация меня очень волнует. На самом деле Дом спорта и клуб «Отдых», конечно, не представляли архитектурной ценности, но историческую память, безусловно, имели. К тому же совершенно напрасно говорили, что они в аварийном состоянии, — Дом спорта находился в запущенном состоянии, но никак не в аварийном. А «Отдых» совершенно здоровое здание. В чём ошибся застройщик? Он не поговорил с людьми. А у нас на Богданке есть определённая общность, люди переживают за район, живут своим маленьким городом. Застройщик этого не учёл. Высотные дома там никак не вписываются, быть не должны и не могут. Дорога, которую они обещают, — она мало того, что ничего не разгрузит, если её будут пробивать через лес, это не обойдётся просекой, обязательно справа и слева встанут какие-то киоски, павильончики и можно считать, что часть соснового бора убьётся. И здесь я бы ставил вопрос: если мы уже здания снесли, необходимо строить не жилые дома, а концертно-спортивный комплекс, а он не может быть по высоте большим, и назвать новое здание можно теми же самыми именами: «Отдых», Дом спорта. Таким образом мы и историческую, генетическую память о том, что здесь было, сохраним, перенесём на новые здания и она не пострадает.

— Это реально?

— Насколько я знаю, у этого застройщика есть финансовые проблемы, он может просто долго ничего не построить. И общественный комплекс ему строить невыгодно, ему нужны жилые дома, чтобы продать квартиры и заработать. Хорошо бы эту территорию у застройщика выкупить. У мэрии на это пока денег нет, но можно попробовать найти другого застройщика, который отнесётся к городской территории более ответственно и построит там новый комплекс, предварительно обсудив проект с общественностью. Я не считаю, что Богданка потеряла своё лицо, но нужно не допустить строительство на ней многоэтажного комплекса.

— Что будет со статуями музыкантов, которые сейчас стоят возле «Отдыха»?

— Художественный совет принял решение, что их надо переносить. При всех обещаниях застройщика вписать их в новую структуру, на время стройки закрыть фанерой, совет, к его чести, на это не пошёл, и было решение их перенести. А вопрос, куда перенести, ещё не решён, выбрана рабочая группа, сейчас она принимает предложения от жителей.

— Что даст улице статус достопримечательного места, если он будет ей присвоен?

— Есть большое различие между памятником архитектуры и достопримечательным местом. Если это памятник, то нельзя вешать кондиционеры, застеклять балконы, производить какие-то фасадные работы в другом цветовом исполнении, а статус достопримечательного места не позволяет лишь менять этажность, вставлять точечную застройку, делать какие-то глобальные перестройки, которые могут повлиять на лицо этой территории. Это не значит, что место не сможет развиваться, не надо этого статуса бояться, в Академгородке он действует, но там продолжается и жилое строительство. У нас на Богданке статусом памятника обладают три дома: ДК Горького и два дома по сторонам от него. По поводу придания статуса достопримечательного места улице Богдана Хмельницкого экспертный совет при Управлении охраны памятников собирался ещё весной, был большой спор, и за то, чтобы придать статус, проголосовали с перевесом в один голос. Поэтому вопрос сложный. Появляется соблазн придать такой же статус улицам Станиславского, Авиастроителей, проспекту Дзержинского, всему Красному проспекту. По-хорошему, надо выбирать участки на этих улицах, которым статус придавать, но всё должно быть последовательно и не чохом.

Сейчас много говорится о том, чтобы составить реестр объектов и сооружений, которые нуждаются в особо пристальном внимании со стороны общественности и управления по охране памятников. Они не являются памятниками, но представляют историческую или архитектурную ценность. Их очень много на Сухарке, на Инской, в военном городке. Я начал этот список составлять, там уже несколько десятков объектов, но если сейчас весь этот список подать в управление и сказать: давайте всем этим домам памятный статус, мы захлебнёмся. Работу вести надо, но методично, последовательно.

И ещё хочу добавить: нам давно нужно выработать паспорт фасада для домов, которые представляют собой какую-то ценность. Он уже будет регламентировать внешний вид фасада, что там можно, а что нет — где-то нельзя, например, стеклить балконы, где-то не должно быть засилья рекламы, чтобы она не перекрывала окна офисов, домов. Применение такого паспорта украсит наш город, сделает его более приятным глазу.

Пышки из детства

— Сейчас популярны всевозможные топ-листы. Если бы вам предложили создать топ-лист исторических мест Новосибирска, что бы вы туда включили?

— Часть улицы Коммунистической по обе стороны Красного проспекта. Район мясокомбината, Сухарки, Ногина, эту большую Нахаловку, но не из-за домов, а из-за дореволюционных заводов, которые на этом месте стояли, и остатки которых там сохранились: хладокомбинат, маслокомбинат, спиртзавод, нефтезавод, сухарный завод. Это была большая промышленная зона, которая сохранила уникальные кусочки. Естественно, улицу Богдана Хмельницкого, самый красивый её участок между улицами Бардина и 25 Лет Октября. Люблю парковые места, поэтому Заельцовский парк, он очень интересный. Академгородок — пойму реки Зырянка, там же Ботанический сад, коттеджи академиков на берегу. В левобережье Оби для меня самое достопримечательное место — Кривощёково, пойма реки, я эту тему глубоко прорабатываю. Монумент Славы — он может показаться излишне официозным, тем не менее, если знать, какая земля там лежит, в этих урнах, какой ценой достигнута Победа, сколько было ранено, погибло, умерло, сколько заводов работало… Этот мемориал по эмоциональности, по такому сакральному восприятию может быть не слабее, чем Пискарёвское кладбище в Петербурге. Улица Станиславского и Сад Кирова. Для меня это место примечательно ещё и тем, что там прошло моё детство. Лет пять назад мы с сыном туда ходили, и я рассказывал ему о тех местах. Там есть замечательная «Пышечная» у монумента Славы, которая работала, ещё когда я был маленьким. Мы заходили, ели эти пышки. Такие места, наверное, есть у каждого человека.

— А что из утраченных памятных мест вам особенно жалко?

— Например, дом на жиркомбинате 1917-го или 1918 года постройки, это первое здание комбината, которое снесли около года назад, когда начали строить жилой комплекс. Замечательное было здание, с уникальной кирпичной кладкой, его мало кто в городе знал, его можно было показывать и рассказывать целую историю: там была частная мыловарня, маленький мылзаводик, который стал развиваться, как туда приезжал нарком культуры Луначарский, а в годы войны это уже был большой завод по производству крайне необходимого мыла. И само здание было просто прекрасно, если его отреставрировать, это был бы такой теремочек, что отлично мог вписаться и в новостройку. Из тех, что ещё живы, очень жалко дом Будагова на Большевистской, надеюсь, что когда-то с ним ситуация разрешится и мы его восстановим. Жалко три статуи, которые стояли на крыше ДК Горького. В конце 80-х они начали осыпаться, под них сначала поставили поддоны, а потом просто демонтировали, увезли на территорию НЗХК, чтобы отреставрировать, а там начались 90-е, и они уже канули в неизвестность. Но остались чертежи, необходимо делать копии и восстанавливать их. Жалко улицу Инскую, которую потихоньку убивают. А она до сегодняшнего дня сохранила колорит конца XIX — начала XX века. Эти домики резные, сам дух этой улочки, в ста метрах от шумной Большевистской, и ты идёшь и будто находишься в другом измерении.

— Вы часто на разных ресурсах отвечаете на вопросы по истории города. На ваш взгляд, сейчас люди стали больше интересоваться этой темой?

— Интерес большой. Это хороший признак и для города, который почему-то считается молодым, и для нашего музея. Если нужна какая-то информация, и властные структуры, и журналисты, и частные лица обращаются к нам, в день приходит по нескольку запросов. Это радует, хотя занимает огромную часть рабочего времени. Но это означает, что мы востребованы. Выше стал интерес именно к краеведению. Народ стал интересоваться своей малой родиной. Хотелось бы верить, что Новосибирск меняет свой транзитный менталитет.

— Думаю, в этом есть вклад и вашего музея.

— Спасибо. Действительно, когда не формально проводишь экскурсию, а выбираешь яркие места и их красиво подаёшь, это мало того, что вызывает после экскурсии целую волну вопросов и разъяснений, но и стимулирует к дальнейшей работе, к изучению каких-то новых материалов. Сейчас мы делаем фильм — видеопрогулки по городу, я в нём веду тему по гражданской войне и по декабрю 1919 года, когда Красная Армия заняла Ново-Николаевск. И даже те, с кем я работаю над фильмом, удивляются тем фактам, которые узнают. Тема нашего революционного прошлого, вроде и не засекреченная в советское время, но многое тогда тоже не проговаривалось: что здесь делал Колчак, что было восстание, голод, история, как спирт вылили в речку и так далее. Это подогревает интерес. Многие с огромным удивлением узнают, что у нас такая богатая и интересная история.

Татьяна МАЛКОВА
Фото Валерия ПАНОВА

Автор:  Татьяна Малкова
Сегодня в Государственном Кремлевском дворце статс-секретарь - заместитель Министра внутренних дел Российской Федерации Игорь Зубов принял участие в IX торжественной церемонии награждения лауреатов общероссийской премии
25.02.2017 ГУ МВД Новосибирской области
Онлайн-курсы открылись для желающих со всего мира. Очные курсы по подготовке к Тотальному диктанту идут уже в 7-й раз и, конечно, с каждым годом необходимость занятий онлайн становилась все более и более очевидной:
24.02.2017 РИА Сибирь
Владимир
Путин решил поощрить двух творческих новосибирцев - НГС.НовостиПрезидент России Владимир Путин подписал распоряжение о присуждении грантов на творческие проекты двум новосибирцам.
24.02.2017 НГС.Новости
25 ФЕВРАЛЯ КДЦ им. К. С. Станиславского (ул. Котовского, 2а) - «Мой любимый сад».
24.02.2017 Левобережный навигатор
Пер Гюнт: в путешествие на стыке реальности и фантастики - Театр оперы и балетаПолным ходом в НОВАТе идут репетиции балета «Пер Гюнт» , созданного на всемирно известную музыку Эдварда Грига.
24.02.2017 Театр оперы и балета
Первый весенний месяц богат на дебюты – новые оперные партии появятся в репертуаре Ирины Новиковой , Алексея Зеленкова , Романа Завадского .
23.02.2017 Театр оперы и балета
В кинотеатре Победа сегодня звучит "Джаз под Шубой". Премьера документального фильма ГТРК-Новосибирск.
23.02.2017 ГТРК Новосибирск
Константин ГОЛОДЯЕВ, сотрудник музея города Новосибирска Константин ГОЛОДЯЕВ, сотрудник музея города Новосибирска Один месяц до февральской революции.
23.02.2017 Советская Сибирь
Никита ДМИТРИЕВ Фото Никиты ДМИТРИЕВА Старинный «Нортон» не выставлен на всеобщее обозрение.
23.02.2017 Советская Сибирь
Талант воспитанников ДК "Октябрь" отмечен дипломами областного конкурса - Konkyrent.RuС 1 по 21 февраля в Областном центре русского фольклора и этнографии г. Новосибирска прошла Выставка детских работ декоративно-прикладного творчества «Золотые ворота» (фольклор глазами детей).
23.02.2017 Konkyrent.Ru
7049 IMG 0040 1 560x373 Музей приглашает мужчин за подарками - Курьер.Среда.БердскПриглашаем 23, 24, 25 и 26 февраля с 10.00 до 16.00 посетить музейные залы.
23.02.2017 Курьер.Среда.Бердск
Прежняя Шакира во время премьеры «Спартака» в НОВАТе (январь 2016 года) - НГС.НовостиПрежняя Шакира во время премьеры «Спартака» в НОВАТе (январь 2016 года) На гастроли в Новосибирск прилетела одна из участниц популярного балета «Спартак» — рыжая тигрица Шакира.
22.02.2017 НГС.Новости
Страйкболисты на показе фильма в «Синеме» - НГС.НовостиСтрайкболисты на показе фильма в «Синеме» Вчера, 21 февраля, в  новосибирском кинозале «Синема» прошла премьера игрового 20-минутного фильма по компьютерной игре S.T.A.L.K.E.R о чернобыльской зоне отчуждения.
22.02.2017 НГС.Новости
DSC 0004 560x373 Подарок для женщин получат мужчины в музее Бердска - Курьер.Среда.БердскКаждому мужчине, посетившему музейные выставки с 23 по 26 февраля, вручат пригласительный билет в музей для своих женщин.
22.02.2017 Курьер.Среда.Бердск
Верди в Сибири снял со всех маски - Театр оперы и балетаС аншлагами прошли премьерные показы оперы Джузеппе Верди «Бал-маскарад» в НОВАТе.
22.02.2017 Театр оперы и балета
КАК, НАЛ, НАТК им. Б.С. Галущака - Министерство труда и занятостиСтуденты учреждений профтеха успешно выступили на региональном экономическом фестивале 19 февраля были объявлены победители X Открытого регионального экономического фестиваля «Прошлое,
22.02.2017 Министерство труда и занятости
Пушкин наше всё? Сегодня на малой сцене "Красного факела" - премьера. Режиссёр Сергей Чехов поставил спектакль "Спасти камер-юнкера Пушкина".
22.02.2017 Телестанция Мир
Студент колледжа стал победителем областных соревнований по автомодельному спорту С 18 по 19 февраля на базе Областного центра развития творчества детей и юношества были проведены областные соревнования по автомодельному
22.02.2017 Министерство труда и занятости
Поздравляем с Днем защитника Отечества! - НГАУВ адрес коллектива преподавателей и сотрудников Новосибирского государственного аграрного университета поступили поздравления с Днем защитника Отечества от наших коллег из других вузов и учебных центров.
22.02.2017 НГАУ
Дорогие защитники Отечества! Уважаемые ветераны Вооруженных сил! От всей души поздравляем  вас с Днем защитника Отечества! - Администрация г. БердскЭтот праздник является символом патриотизма и беззаветного служения Отчизне.
23.02.2017 Администрация г. Бердск
В Бердске следователи выясняют обстоятельства несчастного случая, в результате которого травмирован ребенок - Следственный комитет23 февраля 2017 года в вечернее время 7-летний мальчик, находясь на отдыхе в пансионате «Лесная сказка» в городе Бердске вместе со свои отцом,
24.02.2017 Следственный комитет
Подозреваемого в тяжком преступлении задержали и отпустили под подписку о невыезде - НГС.НовостиПо подозрению в совершении тяжкого преступления сотрудниками полиции был задержан 33-летний мужчина, житель Калининского района, сообщает пресс-служба Главного управления МВД России по Новосибирской области.
25.02.2017 НГС.Новости
Молодой
мужчина упал с Октябрьского моста и выжил - НГС.НовостиДнем 24 февраля с Октябрьского моста в Новосибирске упал мужчина — ему удалось выжить, сейчас спасатели МАСС уже передали его бригаде «скорой помощи».
24.02.2017 НГС.Новости