К нам едут театры!

С 17 по 24 мая 2016 года в Новосибирске пройдет IV Межрегиональный театральный фестиваль-конкурс «Ново-Сибирский транзит», где будут представлены лучшие региональные спектакли двух последних сезонов.

От Урала до Дальнего Востока

География нынешнего фестиваля – это 3 федеральных округа, более 40 городов. 92 заявки от 64 театров Урала, Сибири и Дальнего Востока обработали эксперты, чтобы составить итоговую фестивальную афишу. Эта миссия была доверена самым ярким персонам в сфере театральной критики и фестивального менеджмента России: Павлу Рудневу (Москва), Татьяне Тихоновец (Пермь), Евгении Тропп (Санкт-Петербург), Ирине Алпатовой (Москва), Глебу Ситковскому (Москва) и Оксане Ефременко (Новосибирск). Члены экспертного совета исколесили всю страну – от Екатеринбурга до Южно-Сахалинска, от горной Хакассии на юге до Норильска за Северным полярным кругом. В их поле зрения попали не только традиционно сильные театральные центры – Екатеринбург, Челябинск, Омск, Новосибирск, но и российская глубинка. В итоге конкурсная программа фестиваля представляет 16 театров: из Новосибирска, Омска, Томска, Новокузнецка, Красноярска, Южно-Сахалинска, Абакана, Каменск-Уральского, Минусинска, Серова, Улан-Удэ и Хабаровска.

На пресс-конференции, посвященной фестивалю, задавались самые различные вопросы. Журналистов интересовало буквально всё: почему от «Красного факела» заявлен спектакль «Довлатов. Анекдоты», а не «Три сестры» и правда ли, что вся культура начинается в Москве. Разговор получился интересным, а в заключение члены экспертной комиссии единодушно подтвердили, что в рамках «Транзита» не стремились представить все новосибирские театры. То, что их четыре, отнюдь не оммаж фестивальному городу, а истинное признание!

Александр Кулябин: «Обь-матушка – символ нынешнего фестиваля»


– Это наш четвертый «Ново-Сибирский транзит», и всякий раз фестивальная тема – дорога. Автодороги, поезд, самолет – мы всегда делали интересные яркие инсталляции и перформансы. В этот раз мы наконец-то добрались до речного транспорта. Если взглянете на афишу, заметите, что на ней преобладает бирюзовый цвет. Это олицетворение нашей Оби-матушки. К нам по реке приплывут из Урала, Сибири и Дальнего Востока театры. Сибирская река – это символ нынешнего фестиваля.

Руководитель фестиваля, директор «Красного факела» объявил публике, что в мае театр приглашен на один из старейших европейских фестивалей Wiener Festwochen: «Чехов всегда с успехом идет за рубежом, и «Три сестры» отправляются туда – вместе с декорациями и прочими атрибутами. Поэтому для «Транзита» был выбран спектакль, который также заслуживает серьезного внимания и доверия – «Довлатов. Анекдоты».

Павел Руднев: «Новосибирск увидит всё великолепие большой сцены»


Председатель экспертного совета Павел Руднев отметил, что только два фестиваля в России имеют возможность посылать членов жюри в путешествие по стране. В большинстве случаев отбор спектаклей, к сожалению, проходит по видео и не отражает истинной картины.

– В данном случае мы смогли посмотреть всё лучшее на местах, побывать в самых дальних уголках нашей страны. Как итог – присутствие в афише фестиваля не только областных, но и районных и даже муниципальных театров. Минусинск, Каменск-Уральский, Серов – достаточно удаленные от центров цивилизации провинциальные города. Это очень важно и ценно, что они будут участвовать в «Транзите» наряду с театрами-монстрами. Искренне жаль, что не повезло в этот раз Екатеринбургу и Челябинску. Зато в афишу вернулись Абакан, Новокузнецк и Русский театр из Улан-Удэ. Этими возвращениями можно гордиться, как и тем, что в афишу попал Томск – причем сразу с двумя спектаклями. Интереснейшей краской в общей палитре станет национальный театр, представленный в афише спектаклем именитой труппы «Читiген» из Хакасии. У них накоплен уникальный опыт, демонстрирующий потенциал мультикультурализма: произведение Платона Ойунского перенесено якутским режиссером Сергеем Потаповым на хакасскую почву и погружено в традицию хакасского театра...

Но не только в обилии национальных театров великолепие нынешнего фестиваля. Афиша «Транзита» состоит в большинстве своем из масштабных спектаклей, поставленных на большой сцене. По словам Павла Руднева, молодая режиссура начала осваивать большие площадки. «И это очень важно. Возможно, на следующем фестивале всё будет иначе, но в этом году Новосибирску повезло – вы сможете увидеть всё великолепие большой сцены!».

Ирина Алпатова: «Это фестиваль молодой режиссуры»


Кандидат искусствоведения Ирина Алпатова развенчала миф о том, что вся культура сосредоточена в Москве.

– Я не соглашусь с заезженным утверждением, что вся культура начинается в Москве. И в Петербурге она начинается, и в Сибири – тоже. Какие-то интересные моменты возникают спонтанно в самых разных местах. Да, в Москве больше возможностей, но нельзя сказать, что Москва – это весь российский театр. Наоборот, отмечается стремительный взлет молодой режиссуры именно в провинции, где отсутствует давление со стороны авторитетов. Это совершенно не снимает заслуг наших мэтров: спектакли Алексея Песегова, Сергея Афанасьева, Александра Огарева по-прежнему хороши, но молодежь действительно выходит на первый план. Так что нынешний «Ново-Сибирский транзит» – это фестиваль молодой режиссуры.

Ирина Алпатова посетовала на то, что афиша, к сожалению, не безразмерная: «У каждого из нас есть свои радости от попадания в афишу любимого спектакля и свои печали – что спектакль не прошел. Но в этом вся прелесть коллективной работы – она не позволяет продвинуть субъективные пристрастия. Это всегда честное голосование, в результате которого побеждает объективная оценка». Эксперт также отметила большое количество прекрасных актерских работ: «Блистательные работы в «Господах Головлевых» Новокузнецкого и в «Колыбельной для Софьи» – Минусинского драматических театров. Обязательно посмотрите «Фронтовичку» от Русского театра Бестужева из Улан-Удэ. На Михаила Окунева в «Криолане» Омской драмы надо бежать, бросив все дела!».

Глеб Ситковский: «Театральная картина становится более полнокровной»


Эксперт признался, что на «Ново-Сибирском транзите» работает впервые, но сам масштаб форума его поразил. «Такого рода фестиваль выполняет особую миссию в России», – отметил он.

– К сожалению, главная особенность нашего театра, на которую мы обречены и которой нет ни в одной другой стране, – это борьба с географией. У нас всякий раз приходится преодолевать огромные расстояния. И такие фестивали как «Золотая Маска» в Москве или «Ново-Сибирский транзит» здесь, в Сибири, – это своеобразные опорные точки, которые дают мощный толчок развитию театра в принципе. Но если в прошлые годы было ощущение некой анемии, то сейчас оно проходит: с каждым годом театральная картина становится более полнокровной. Это видно и на примере программы нашего фестиваля. В нее включено всё самое лучшее. По иным спектаклям до последнего момента шли жаркие споры между членами экспертного совета.

* * *

Итак, афиша фестиваля сформирована, с 17 марта стартует продажа билетов на все спектакли. Зритель увидит русскую и зарубежную классику, постановки по произведениям современных авторов, жесткий, обжигающий спектакль «Война» шведского драматурга Ларса Нурена, который едва ли не впервые поставлен в российском театре. Часть афиши посвящена документальному жанру – «Элементарные частицы» от Старого дома, «Сироты» Хабаровского и «Победители» Томского ТЮЗа... Что еще добавить? Спектакли пройдут на основных драматических площадках города: на Большой и Малой сценах «Красного факела», частично в театре «Глобус». В дополнение к конкурсной программе предлагаются семинары и круглые столы, выступления гостей фестиваля, а также традиционный для «Транзита» конкурс театральных капустников и клуб «Будем знакомы!». Так что у новосибирцев есть, чего с нетерпением ждать в мае!


Справка «Бумеранга»

Фестиваль «Ново-Сибирский транзит» проводится в Новосибирске с 2010 года каждые два года. Это второй по масштабу, после «Золотой Маски», конкурсный фестиваль страны. Он объединяет в своей программе лучшие спектакли Урала, Сибири и Дальнего Востока. В то время как большинство людей ассоциирует театральное искусство исключительно с Москвой и Санкт-Петербургом, «Ново-Сибирский транзит» пропагандирует подлинные шедевры, рождающиеся в регионах, зажигает новые звезды, называет новые имена и поднимает престиж региональной культуры. Высокая репутация фестиваля делает его особо значимым имиджевым событием для Новосибирска как третьей культурной столицы России.

Лилия Вишневская.

Фото автора

 
По теме
Яркий, многогранный мир литературы наполнен интереснейшими животными и магическими существами.
«Храните, люди, старину» В культурно-досуговом центре поселка Приобский в центре национальных традиций состоялась интерактивная программа «В гостях у самовара» по Пушкинской карте.
1 и 2 апреля 2024 года в Новосибирском областном колледже культуры и искусств состоится межрегиональный конкурс исполнителей на балалайке и домре «Золотые струны Сибири».
Житель города Бердска предстанет перед судом по обвинению в убийстве родственника - Следственный комитет фото СУ СК РФ по Новосибирской области Следственным отделом по городу Бердск следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Новосибирской области завершено расследование уголовного дела в отно
Следственный комитет
Редкую патологию обнаружили у девочки из Новосибирска - более десяти лет потребовалось, чтобы установить диагноз Ребенок не может нормально питаться, твердая пища вызывает боль и кровотечения во рту.
ГТРК Новосибирск
С Сергеем Михалковым – весело! - ЦБС Баганского района Во второй день Недели детской книги в библиотеке состоялась встреча с воспитанниками детского сада «Колокольчик».
ЦБС Баганского района
С новым званием! - Краеведческий музей Поздравляем Риту Анатольевну Полянскую с присвоением звания «Почетный работник культуры» Новосибирской области!
Краеведческий музей
Поезд, идущий в овраге - Газета Ведомости «Собаки» и «Гадкий утёнок» — какие сюрпризы приготовили детям новосибирские театры?
Газета Ведомости