Кондуктор, выйди вон?

Грядущее оснащение трамваев и троллейбусов Новосибирска автоматизированными системами расчёта за проезд вызывает опасения у пассажиров. «Ведомости» попытались разобраться, чего больше в этом новшестве — плюсов или минусов.

16 июля должен определиться победитель электронного аукциона, объявленного муниципальным предприятием «Горэлектротранспорт». Целью закупки является оснащение трамваев и троллейбусов города «автоматизированными системами расчёта за проезд».

 

На сложности у нас привыкли жаловаться все перевозчики, но новосибирский «Горэлектротранспорт» многие годы действительно находится в тяжёлой экономической ситуации. Тарифы на проезд не поднимали больше трёх лет, износ подвижного состава велик, зарплаты у водителей и кондукторов «ГЭТ» весьма низкие. В такой ситуации поневоле приходится экономить на всём, и первыми «на выход» попросили кондукторов, средняя зарплата которых и так составляет около 17 000 рублей. Теперь их могут заменить турникетами, а часть функций кондукторов возьмут на себя вагоновожатые трамваев и водители троллейбусов.

 

Принцип действия «автоматизированной системы расчёта» прост: на передней площадке салона устанавливается крутящийся турникет и валидатор для считывания карт. Если вы рассчитываетесь наличными деньгами, то следует обращаться к водителю. Это, безусловно, практически полностью исключает случаи проезда без оплаты, а также позволяет вести более точный учёт услуг пассажирской перевозки на городском наземном электрическом транспорте. Вроде бы всё понятно и просто, но…

Пассажиры сразу же резонно заявили, что вход в салон через одну-единственную дверь, да ещё с задержкой каждого у турникета даже на 3-5 секунд, сделает посадку на транспорт очень долгой. К тому же «зайцы», которые по умолчанию являются очень находчивыми личностями, наверняка будут ухитряться проникать в салон через оставшиеся двери, где будет происходить высадка людей. Но дело даже не в «зайцах», а именно во времени движения. Электротранспорт и так самый медленный вид транспорта, а, учитывая, что выделенных полос для беспрепятственного движения автобусов и троллейбусов у нас практически нет, каждая поездка будет становиться ещё медленнее. А ведь именно привлечение пассажиров, по словам директора «Горэлектротранспрота» Константина Прокина, является чуть ли не главным приоритетом. Сомнительно, что удлинённые по времени поездки сделают трамваи и троллейбусы более конкурентоспособными.

 

В этом плане показателен пример Москвы, где несколько лет назад турникетами оборудовали не только электротранспорт, но и все автобусы. Да, собираемость выросла, но с этого года в столице, где движение общественного транспорта организовано не в пример лучше Новосибирска, от этой системы начали отказываться, особенно в автобусах большой вместимости и трамваях, состоящих из нескольких вагонов. Деньги деньгами, но время для москвичей оказалось дороже.

 

Впрочем, в департаменте транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии Новосибирска в столь масштабные эксперименты, как в столице, пускаться не собираются. Автоматизированные системы расчёта пока будут действовать только на маршрутах с небольшим пассажиропотоком. Это трамваи №3, 8, 9 и 11 и троллейбусы №26 и 36 (их планируют подключить к системе с 2019 года). Эксперимент, проводившийся минувшей зимой на паре трамвайных маршрутов, показал, что если пассажиров не очень много, то всё работает как часы, но на популярных направлениях сразу всплывают все недостатки. К тому же, по словам заместителя начальника департамента Владимира Кондаурова, на первых порах не исключён смешанный режим работы, когда на утренний и вечерний пики пассажиропотока будут привлекаться кондукторы, а затем всё опять будет работать в автоматическом режиме. Самое забавное, что кондукторы в «ГЭТ» сокращаться не будут в принципе, так как их сейчас большой недобор. В чём тогда экономия, сказать трудно, так как услуги автоматизированной системы расчёта обойдутся городу в 40 млн рублей до середины 2021 года. К тому же планируется повысить зарплаты водителям, которые будут получать определённый процент за каждый билет, проданный в ручном режиме. Одна надежда, что собираемость денег действительно повысится: эксперимент на трамвайном маршруте №3 показал прирост на 15%. Но все плюсы и минусы, которые обязательно будут, выявит только практическая эксплуатация. На трамвайных маршрутах турникеты введут уже осенью. Проедем — посмотрим!

 

Но есть и действительно хорошая новость для постоянных пассажиров «ГЭТ»: в ближайшее время должен заработать пилотный проект «сетевого проезда». Если в течение определённого времени вы пересаживаетесь с метро на трамвай, то вторая поездка будет дешевле. А если с трамвая на трамвай, то — бесплатной. Цель всё та же — привлечение дополнительных пассажиров.

 

КОММЕНТАРИЙ

Сергей ТИТКОВ, заместитель председателя комитета заксобрания по транспортной, промышленной и информационной политике:

— Плюсы у такой системы есть, так как безналичный расчёт — это контроль и невозможность манипуляций с деньгами. Но в остальном, конечно, нужно смотреть в процессе реализации проекта. Главное, чтобы это не стало очередной «забавой», экспериментом ради эксперимента, который ничего не изменит и не принесёт положительных результатов. Опять же есть вопросы по водителям, которым нужно и техникой управлять, и с пассажирами нервными общаться, и билеты им продавать. Уверенности, что всё будет гладко, у меня сейчас нет. Надеюсь, в мэрии всё тщательно взвесили и понимают, на что идут.

 

Виталий ЗЛОДЕЕВ |  Фото Дмитрия ДАНЕВИЧА

13
 
По теме
Быть или не быть турникетам в новосибирских трамваях и троллейбусах? Вопрос сегодня можно считать закрытым: «Горэлектротранспорт» провел конкурс по выбору поставщика новой услуги.
01.08.2018
 
 
Новый забор был построен в рамках программы «Безопасные и качественные дороги» - НГС.Новости Новый забор был построен в рамках программы «Безопасные и качественные дороги» На перекрёстке Орджоникидзе и Красного проспекта дорожники построили новое ограждение — при этом старый забор остался на месте.
25.09.2018 НГС.Новости
Осторожно, окрашено! - Газета Ведомости 22 сентября на площадке перед кинотеатром имени Маяковского прошёл фестиваль граффити «ОКРАШЕНО».
24.09.2018 Газета Ведомости
Татьяна РЕШКЕ Дорогу на Елбань активно используют сельскохозяйственные предприятия, здесь пролегает школьный маршрут, ходит общественный транспорт.
20.09.2018 Советская Сибирь
Интересный способ повысить количество проданных билетов на перевозку велосипедистов придумали в отделе корпоративных коммуникаций Калининградской пригородной пассажирской компании.
17.09.2018 Газета Эпиграф
Инна ВОЛОШИНА Открытие нового участка автодороги возле райцентра Коченево было весьма торжественным.
12.09.2018 Советская Сибирь
Спасатели осмотрели женщину, спустили её с козырька подъезда и передали врачам - НГС.Новости Спасатели осмотрели женщину, спустили её с козырька подъезда и передали врачам В ночь на вторник, 25 сентября, спасатели сняли травмированную женщину с козырька подъезда в Заельцовском районе Новосибирска.
25.09.2018 НГС.Новости
Охотники за металлом разобрали остановочную платформу поезда в Новосибирской области - NSKTV.Ru Четверо мужчин демонтировали рельсы, которые служили опорой для остановочной платформы, и сдали их в пункт металлоприёма, преступникам грозит до 5 лет тюрьмы, рассказали в УТ МВД России по СФО.
25.09.2018 NSKTV.Ru
Детские работы в стиле Айвазовского в Художественном музее, премьера драмы Натальи Мещаниновой «Сердце мира» в кинотеатрах города и другие события недели.
24.09.2018 Газета Ведомости
Татьяна РЕШКЕ Фото Виктора Боровских Масштабный книжный форум собрал более 80 участников-экспонентов,
20.09.2018 Советская Сибирь
Писатель Андрей РУБАНОВ о новом реализме, «Патриоте» и Лимонове В этом году литературным хедлайнером фестиваля «Книжная Сибирь-2018» стал писатель Андрей Рубанов, считающий, что время постмодернизма уже в прошлом,
20.09.2018 Газета Ведомости
Как тысячи новосибирцев провели один из выходных — в фоторепортаже Валерия ПАНОВА   Не успел «отшуметь» Сибирский фестиваль бега,
18.09.2018 Газета Ведомости
Инна ВОЛОШИНА Фото с сайта nso.ru На Сахалине новосибирцы подтвердили высокий уровень подготовки профессиональных кадров в регионе Сборная Новосибирской области успешно выступила на чем­пионате «Молодые профессионалы».
19.09.2018 Советская Сибирь
Новосибирские легкоатлеты встретили «Золотую осень» на дистанции На лыжной базе имени Пелеганчука прошло открытое первенство города Новосибирска легкоатлетический кросс «Золотая осень» В мероприятии участвовало 164
19.09.2018 Газета Бумеранг
На прошедшей сентябрьской неделе новосибирским предприятием впервые экспортирована во Вьетнам партия мороженого общим весом 3,5 тонны.
25.09.2018 Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору
Спасатели осмотрели женщину, спустили её с козырька подъезда и передали врачам - НГС.Новости Спасатели осмотрели женщину, спустили её с козырька подъезда и передали врачам В ночь на вторник, 25 сентября, спасатели сняли травмированную женщину с козырька подъезда в Заельцовском районе Новосибирска.
25.09.2018 НГС.Новости
За прошедшие сутки спасателям муниципальной аварийно-спасательной службы г. Новосибирска приходилось четырежды выезжать на оказание помощи семьям,
25.09.2018 МЧС Новосибирской области