«Авиатопливо перестало быть причиной для необоснованного роста стоимости авиаперевозк. Более того, изменения на рынке авиатоплива стали одной из основных институциональных предпосылок для устойчивого роста авиаперевозок на внутренних и международных авиалиниях».
Об этом заявил заместитель руководителя ФАС России Анатолий Голомолзин, выступая 17 мая 2017 года с докладом на глобальном авиатопливном форуме, организованном Международной ассоциацией воздушного транспорта (International Air Transport Association, IATA) в партнерстве с «Газпром нефтью».
Это 74-й международный авиатопливный форум, который впервые за все время прошел в России, в Санкт-Петербурге. Мероприятие стало рекордным по количеству участников, собрав более 650 делегатов из 61 страны. Были представлены 57 крупнейших авиакомпаний мира и более 100 компаний-поставщиков топлива и оборудования для заправки воздушных судов. Участники форума рассматривали вопросы, касающиеся внедрения единых международных стандартов авиатопливообеспечения, использования цифровых технологий передачи данных в авиатопливной отрасли, перспективы развития рынков нефтепродуктов и торговых площадок в различных регионах мира.
Хермант Мистри, директор по аэропортовой инфраструктуре и авиатопливу IATA, сказал: «Мы рады предоставленной возможности провести Международный авиатопливный форум в Санкт-Петербурге, в городе с великой историей. Ключевую роль в выборе России в качестве площадки мероприятия сыграли позитивные изменения и развитие рынка авиатопливообеспечения в этой стране, в том числе, внедрение механизмов конкурентного ценообразования и ценовая прозрачность, модернизация авиатопливной инфраструктуры аэропортов и совершенствование технологий авиатопливообеспечения».
Анатолий Голомолзин рассказал, что «на форуме Россия была представлена Федеральной антимонопольной службой и участниками российского рынка авиатоплива и авиатопливообеспечения, включая нефтяные компании, операторов топливозаправочных комплексов в аэропортах, авиакомпании и Биржу СПбМТСБ. В рамках специальной сессии участники форума были ознакомлены с масштабной работой, проведенной в Российской Федерации, направленной на создание конкурентных рынков авиатоплива и авиатопливообеспечения и прозрачных механизмов ценообразования».
Подводя итоги многолетней работы, Анатолий Голомолзин отметил: «Неконкурентный рынок авиатоплива в России десятилетней давности, характеризуемый стремлением крупных нефтяных компаний к территориальному разделу рынка, неоптимальной транспортной логистикой, непрозрачными цепочками перепродаж, навязыванием невыгодных услуг, был преобразован в действующий уже на протяжении пяти лет федеральный конкурентный рынок авиатоплива с конкурентными механизмами ценообразования (прямые контракты между авиакомпаниями и нефтяными компаниями по формуле цены, по результатам тендеров, торгов на бирже, которые будет расширять свои границы с национальных до международных), возможностью выбора альтернативного топливо-заправочного комплекса (ТЗК). В естественно-монопольных сегментах рынка гарантируется недискриминационный доступ к услугам аэропортов, включая ТЗК; регулирование цен (тарифов). В результате обеспечено снижение стоимости авиатоплива до оптимального конкурентного уровня».
Справка
IATA — международная ассоциация воздушного транспорта, неправительственная профессиональная организация. Штаб-квартира находится в Монреале (Канада). Европейский центр — в Женеве (Швейцария). IATA имеет 117 представительств по всему миру. Членами IATA являются 265 авиакомпаний, которые осуществляют 83% всех международных рейсов. Ассоциация выступает координатором и представителем интересов авиатранспортной отрасли в таких областях как обеспечение безопасности полетов, производство полетов, тарифная политика, техобслуживание, авиационная безопасность, авиатопливное обеспечение, разработка международных стандартов совместно с ИКАО и т. д.