Константин Лифшиц: «Чем больше играешь, тем сложнее донести зрителям то, что ты чувствуешь в данную минуту»

Транссибирский Арт-Фестиваль – 2018: весь музыкальный мир на сцене филармонии!

10 марта в Государственном концертном зале имени Арнольда Каца в рамках пятого Транссибирского Арт-Фестиваля состоялся сольный концерт пианиста Константина Лифшица. Признанный одним из лучших интерпретаторов музыки Баха, музыкант объединил в одну композицию Английские сюиты Иоганна Себастьяна Баха и фортепианные сочинения Леонарда Бернстайна.

«Герой нашего времени!

Критики различных международных изданий называют пианиста «гением», «чудом», «феноменом» и «эрудитом». «Несомненно, один из самых высокоодаренных и мощных пианистов нового времени», – пишет о нем швейцарская пресса. Его игру высоко оценивали Белла Давидович и Мстислав Ростропович. Его партнерами по сцене являются Гидон Кремер, Вадим Репин, Максим Венгеров, Валерий Афанасьев, Наталья Гутман и Патриция Копачинская... Сегодня он входит в число ведущих мировых пианистов.


Имя Константина Лифшица уже вписано в историю Транссибирского Арт-Фестиваля: на первом году его существования он участвовал в четырех программах форума, на третьем – в трех, в последний момент заменив внезапно заболевшего исполнителя. В этот раз маэстро вместе с Вадимом Репиным, Новосибирской хоровой капеллой и Новосибирским академическим симфоническим оркестром под управлением Кента Нагано выступил в программе концерта-открытия Транссибирского Арт-Фестиваля, а днем позже представил необычную сольную программу, которая так и называлась: «Герой нашего времени»

«Сначала я хотел исполнить в Новосибирске только Английские сюиты Баха, но в процессе обсуждения программы с дирекцией фестиваля возникла довольно внезапная идея объединить их с музыкой Леонарда Бернстайна, – рассказал пианист. – И знаете, всё сложилось очень логично. Формальным поводом к появлению музыки Бернстайна стало 100-летие со дня его рождения, которое весь мир отметит в 2018-м году. Но и по сути его сочинения вступили во взаимодействие с опусами Баха и перемежаются с ними очень естественно: ведь и то, и другое – танцевальная музыка. Не стоит забывать, что каждая сюита – это последовательность танцев. Что касается Бернстайна, то он просто помешан на ритме и танце, это проявляется во всех его произведениях».

В каждом из трех отделений концерта музыкант исполнил по две Английские сюиты Баха, добавив к каждой паре сюит по одной композиции Бернстайна. Сочинения этого композитора разделены более чем 60-ю годами и потому позволяют представить развитие его стиля: в программу вошли Соната, созданная в 1938-м году, и композиция «Touches», написанная в 1981-м году. «Программа моего сольного концерта меньше всего является интеллектуальной конструкцией – она живая и увлекательная», – подчеркнул маэстро.

«Это мой третий визит в Новосибирск. Еще во время предыдущих встреч с местной публикой я почувствовал, что такая яркая программа окажется вполне в поле ее интересов. Транссибирский – любимый мною фестиваль, благодаря ему у меня появилось много новых друзей. Я желаю этому замечательному проекту процветания».

Пианист Константин Лифшиц

«Встреча с новой публикой – это всегда очень волнительно»

Перед стартовым концертом фестиваля мы поговорили с маэстро о музыке, о Сибири. Константин Яковлевич рассказал, что считает себя старожилом фестиваля. Что каждый раз, выходя на сцену концертного зала имени Арнольда Каца, волнуется и радуется, как ребенок. А еще – восхищается талантами, которые рождает великая сибирская земля...


– На днях подумал, посчитал и выходит – это мой третий фестиваль! Получается, я старожил, стоял, так сказать, у истоков этого музыкального форума (смеется) . Каждый раз, приезжая на фестиваль, я наблюдаю за его развитием. И каждый раз отмечаю, что это не просто количественно больше концертов, оркестровых выступлений, не просто с б О льшим размахом строится программа, составленная из камерных и сольных выходов. Смысл уходит, я бы сказал, в глубинный срез, когда более масштабными становятся сами идеи построения этих программ. Огромная благодарность устроителям за эту веру в развитие фестиваля. Ведь на самом деле не всё так легко и радужно. Это только на сцене – успех, цветы, аплодисменты, овации. Есть немало сложностей, о которых мы лишь догадываемся. Организаторам приходится преодолевать массу препятствий, чтобы событие состоялось, чтобы всё сложилось так, как хочется. И вот за эту веру, за этот напор и творческий штурм хочется пожелать, чтобы и дальше фестиваль расцветал пышным цветом.

– Поскольку вы вместе с Кентом Нагано являетесь крестными отцами форума, то и несете особую ответственность за то, каким «мальчик» вырос. Есть ли у вас особые идеи в плане дальнейшего развития этого праздника музыки?

– Отмечу особую программу фестиваля –  мастер-классы с молодежью. Я уже был в этом году в Новосибирске, давал мастер-класс в ДК «Энергия». Ребят было четверо, время ограничено. И высказать всё, что мне хотелось, оказалось чрезвычайно сложно. Я думаю, у этого фестиваля совершенно потрясающий потенциал. У вас такое количество талантливых детей, молодежи! Наверное, не только в Новосибирске. Вадим Репин – яркий представитель того, что эта земля может создать, вскормить, выпустить в мир. Во всяком случае, юные музыканты, в первую очередь я говорю о пианистах, достойны того, чтобы им помогли расти профессионально. Я надеюсь, мне удастся в ближайшее время провести более глубокий мастер-класс, поскольку за два часа, отведенные в прошлый раз, можно проделать лишь косметическую работу. Я с удовольствием приеду и поработаю с этими ребятами. Думаю, что большинство артистов, которые приезжают на фестиваль, с огромной радостью встречаются с молодыми музыкантами этого края, проводят с ними мастер-классы. Именно эта сфера развития фестиваля вызывает у меня искреннее восхищение. И пусть она только зарождается, но развитие этой линии очевидно.


В рамках V Транссибирского Арт-Фестиваля под руководством Вадима Репина стартовала Программа мастер-классов от звезд мировой музыки «Просто общайся со звездой». Всего за месяц планируется провести 14 таких учебных семинаров для юных музыкантов. Все 50 участников мастер-классов прошли строгий отбор, их заранее выбирали и прикрепляли к определенному музыканту. Среди педагогов – скрипачи Вадим Репин и Антон Бараховский, пианисты Константин Лифшиц и Мари Кодама из Японии, виолончелист Пабло Феррандес из Испании, швейцарский саксофонист и композитор Даниэль Шнидер. Наблюдать за мастер-классами смогут все желающие. Общение музыкантов с их подопечными будет проходить в форме открытого урока. В зале в это время могут находиться родители, друзья учеников и просто поклонники классической музыки. Принимать участие во встречах в основном будут воспитанники консерваторий и музыкальных школ не только из Новосибирска – приедут ребята из Кемерово и Москвы, есть даже один скрипач из Италии, который мечтает попасть на курс к Вадиму Репину.

– Вам в Новосибирске что интересно: сам фестиваль, то, что Вадим приглашает и публика ждет, встреча с коллегами. А, может, сама Сибирь?

– Всё вместе. И Новосибирск нравится, и ваша замечательная публика.

– Она чем-то отличается от другой, скажем, столичной?

– В каждом городе она своя, уникальная. Отдает свои, особые флюиды, по-разному реагирует на мастерство. У вас зритель серьезный: приходит на концерт и ждет чего-то необычного от тебя – это очень чувствуется. И отдача потрясающая!

– Фестиваль вдали от центра, глубоко в Сибири, тем не менее такого высокого уровня. Что можете сказать?

– Ну почему глубоко. Новосибирск – это центр Сибири: двое суток на поезде из Москвы – и вы уже здесь.

– Ну, это двое суток от Москвы, а от Парижа все пять.

– Тогда несколько часов самолета – и всё. До Японии дольше лететь (смеется) . Что касается фестиваля, ничего нового, пожалуй, не скажу – форум самого высокого исполнительского уровня. Сюда приезжают замечательные артисты – с мировым именем, здесь рождаются блестящие премьеры.


– А интересно ли звездам ехать в провинцию?

– Да почему же в провинцию?! Город полуторамиллионный! Я как музыкант вообще не знаю, что такое провинция. Может быть, место, где тебя не ждут, и есть провинция. А ваш город, где такой великолепный зал, знаменитый оркестр, публика, настолько глубоко чувствующая музыку, ничем столицам не уступает. Для любого музыканта, любого дирижера – это честь побывать здесь, участвовать в фестивале.

– У вас выступления по всему миру. Чем лично вам интересен Новосибирск?

– Встреча с новой публикой – это всегда очень волнительно, для музыканта это огромная радость. Звучат новые произведения, появляются новые партнеры, новые эмоции. Очень приятно, что растет круг друзей – он становится шире. Каждый раз мы с удовольствием встречаемся здесь, делимся впечатлениями и просто общаемся. Ну а всё вместе – это моя жизнь...

– А как лично вам играется на нашей сцене?

– Хорошо. И оркестр у вас прекрасный, и зал. Одним словом, созданы все условия для проведения такого уровня фестивалей.

– Некоторые музыканты, дирижеры даже отказались от текущих гастролей, чтобы приехать на фестиваль. А как у вас сложился график?

– Всё решилось в последний момент, именно поэтому я оказался в эти дни в Новосибирске. Сразу после концертов лечу в Японию – гастроли в Стране Восходящего Солнца продлятся целый месяц. Я очень рад, что всё срослось и ничем не пришлось жертвовать.

– У вас сегодня выступление в составе концерта, завтра – сольное. Маэстро волнуется?

– Волнуюсь, конечно. И чем дальше, тем волнуюсь больше.

Но п очему? У вас столько отыграно концертов, столько пройдено фестивалей....

– Чем больше играешь, тем сложнее донести до зрителей то, что ты хочешь, что чувствуешь в данную минуту. Чем больше есть что терять, тем больше переживаешь.


– Мы хотим пожелать вам как можно чаще приезжать в столицу Сибири. А что вы пожелаете нам, зрителям?

– Здоровья, радости от искусства, от общения с музыкой. Чтобы в жизни всё складывалось так, как хотелось. Чтобы музыка помогала и поддерживала.

Досье «Бумеранга». Константин Лифшиц. Российский пианист, дирижер, окончил Российскую Академию музыки им. Гнесиных. На выпускном экзамене в 1994 году в исполнении Лифшица прозвучали знаменитые баховские «Вариации Гольдберга», что позволило говорить о нем как о зрелом музыканте. В 1990 году стал стипендиатом программы «Новые имена» Российского фонда культуры, дебютировал в Лондоне, после чего начал активно концертировать в странах Европы, США, Канады, Японии... Окончил аспирантуру Лондонской королевской академии музыки (класс проф. Х. Милна), что знаменовало начало нового этапа в его творческой жизни. Окончил Берлинский университет искусств по специальности «дирижер». Выступает со многими известными оркестрами, среди которых – Филармонический оркестр Нью-Йорка, Симфонические оркестры Лондона и Чикаго. Его сольные концерты проходят в лучших концертных залах мира, на самых значительных фестивалях. Константин Лифшиц – страстный исполнитель камерной музыки. Первая его звукозапись произведений Баха, Шумана и Скрябина была удостоена премии «Эхо». Обладатель ордена Сергия Радонежского III степени и премии «Ровенна» – за выдающийся вклад в исполнительское искусство. Действительный член Лондонской Королевской академии музыки, преподаватель Люцернской консерватории.

Лилия Вишневская. Фото автора, В. Дмитриева, А. Иванова

 
По теме
Новости Город ЖКХ Преступность Образование Медицина Новости партнеров Общество Происшествия Сельское хозяйство Спорт Экономика и бизнес Технологии Трансляции Сообщить новость
Новости Город ЖКХ Преступность Образование Медицина Новости партнеров Общество Происшествия Сельское хозяйство Спорт Экономика и бизнес Технологии Трансляции Сообщить новость
23 марта в Доме ученых СО РАН состоится концерт швейцарского композитора и саксофониста Даниэля Шнидера и новосибирских музыкантов – струнного квартета «Фаэтон», Михаила Беляева (ударные) и Владислава Третьякова (контрабас).
Житель города Бердска предстанет перед судом по обвинению в убийстве родственника - Следственный комитет фото СУ СК РФ по Новосибирской области Следственным отделом по городу Бердск следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Новосибирской области завершено расследование уголовного дела в отно
Следственный комитет
Сначала анализ, потом — диагноз - Газета Степная нива С самого утра в кабинеты клинико-диагностической лаборатории центральной районной больницы стекаются пациенты с направлениями от всех врачей.
Газета Степная нива
Делаем всё возможное - ГБУЗ НСО ГНОКБ За два года, в течение которых на базе Новосибирской областной больницы работает детское онкологическое отделение, 11 маленьких пациентов прошли процедуру заместительной почечной терапии - гемодиализ.
ГБУЗ НСО ГНОКБ
Гайдар – для поколений - Тогучинская ЦБС 6 марта Юртовская сельская библиотека присоединилась к региональной акции «Аркадий Гайдар – для поколений», посвящённой 120–летию со дня рождения А. П. Гайдара и Году семьи.
Тогучинская ЦБС
Путешествие по пушкинским страницам - ЦБС Баганского района Двадцать девятого марта в Теренгульской сельской библиотеке состоялся увлекательный квизбук «Путешествие по пушкинским страницам».
ЦБС Баганского района