Художественный руководитель театра «Сатирикон», народный артист России рассуждал о театральном искусстве сегодня.
8 декабря в Новосибирском академическом молодёжном театре «Глобус» состоялось открытие театральной программы XII Международного Рождественского фестиваля искусств . Зрители увидели спектакль Российского государственного театра «Сатирикон» имени Аркадия Райкина «Человек из ресторана» по повести Ивана Шмелёва в постановке Егора Перегудова.
На следующий день в гостевой зале театра прошла творческая встреча с художественным руководителем «Сатирикона», народным артистом России Константином Райкиным, которая называлась «Театральное искусство сегодня».
Райкин начал с рассуждения, что такое «Человек из ресторана»:
– Повесть Шмелёва – о том, как в море искушений, соблазнов, унижения, всякого давящего, принижающего человеческое достоинство, всё-таки остаться человеком, как своё достоинство не потерять и сохранить самые важные на свете вещи. Невозможно говорить о чем-либо, не впадая в острые проблемы. Традиционные духовные ценности, о которых всё время пишут и говорят, – это самая уязвимая часть у власти, потому что она их не соблюдает. Как раз традиционные ценности и восстают всё время. Потому что говорят о совестливости, честности, сострадании.
– Мне кажется, что носителем главных ценностей, вдохновителем, воспитателем в духе этих ценностей является наша великая русская литература XIX века, – отметил Константин Аркадьевич. – Наш «золотой век», который есть прививка вкуса, смысла, духовности. Пушкин, Гоголь, Лермонтов, Толстой, Чехов, Достоевский, Островский говорят о том, что человек – самая бесконечная ценность. Его жизнь, его личность – самая высокая драгоценность в стране, в государстве, в обществе.
О предназначении театрального искусства Райкин сказал:
– Благодаря искусству человек способен вдруг как-то над собой подняться, потому что в нём Бог просыпается. И люди, в житейской жизни трусоватые, жуликоватые, вдруг становятся совершенно иными. И у них так растопыриваются лица. Самые мужественные мужчины, скалистые, этакие ценители, дегустаторы искусства, вдруг во время действа, когда сами себя не видят в темноте, становятся «божественными дураками». Детство какое-то в них возникает – пока идёт спектакль. Потом они опять вернутся в своё состояние. Но всё же что-то новое было в их жизни. И Бог это запомнил.
Ю. Татаренко
Фото предоставлено пресс-службой театра «Глобус».