Ксения Собчак закрыла гештальт

В кинотеатре «Победа» вышел в прокат фильм «Дело Собчака», вызвавший у российской общественности волну обсуждения.

Запущен в широкий прокат фильм Ксении Собчак и режиссёра Веры Кричевской — документальная история политического взлёта и падения первого мэра Санкт-Петербурга Анатолия Собчака, вынужденного бежать во Францию от уголовного преследования. Сюжет фильма многие годы вынашивала в себе дочь опального политика, у которой, по её собственному высказыванию, случилась «жизненная необходимость получить ответы на вопросы, которые долгие годы я прятала внутри». «Дело Собчака» позиционируется авторами, как фильм о настоящих 1990-х и представляет собой двухчасовое полотно из документальных кадров и свежих интервью с кремлёвскими политиками. Для того, чтобы записать интервью с Владимиром Путиным и другими известными персонами, в Кремле была оборудована «чёрная комната», где Ксения беседовала с политиками.

 

В Новосибирск картину привезла режиссёр Вера Кричевская, рассказав публике, что в этой картине «миллион дверей, которые мы ещё не открыли», и поделившись радостной новостью, что фильм «Дело Собчака» закрыл фестиваль «Кинотавр», встав в одну авангардную шеренгу вместе с фильмом Кирилла Серебренникова «Лето».

 

— Это картина об изнанке политического процесса в России, — убеждена автор. — Для меня как для режиссёра самым интересным было рассказать историю, в которой нет чёрного и белого, нет положительных и отрицательных героев. И для меня до сих пор загадка, почему герои, сыгравшие главную роль в истории современной России, вдруг через 22 года после описываемых событий начали давать в фильме откровенные интервью о том, как это было. Мы назвали нашу с Ксенией картину политическим детективом. Но для меня лично — это кино о большом куске из моей личной биографии: я в то время жила в Санкт-Петербурге и работала в газете «Смена».

 

«Дело Собчака» — это даже не кино в общепринятом смысле, это хорошая журналистская работа Ксении Собчак, которая сумела использовать свой «родст­венный ресурс» и разговорила даже таких закрытых для публики людей, как главу Росгвардии Виктора Золотова, работавшего телохранителем у Анатолия Собчака. История профессора-юриста, снискавшего признание народа на пике перестроечной волны, а потом в одночасье ставшего жертвой «кулуарных репрессий», наверное, могла бы стать «откровением», если бы мы все не знали, что высокая политика далека от гуманистических воззрений на мир. Очень показательны документальные кадры, ког­да голодающие жители Санкт-Петербурга кричат в лицо своему мэру, что они спят в верхней одежде и им нечего есть, а он разводит руками и говорит что-то об идеалах демократического государства. На этом фоне рассказы Людмилы Нарусовой о том, как они выкупили в это время коммунальную квартиру на Мойке и как она вредила имиджу мужа, появляясь «в свете» в экстравагантных нарядах, входят в когнитивный диссонанс с общей атмосферой и вызывают уважение к создателям фильма.

 

Вообще-то этот фильм даже не об Анатолии Собчаке, а о его помощнике и будущем президенте России Владимире Путине. Закручивается грязный водоворот сплетен вокруг Собчака — все обсуждают историю о том, как его задержали в лондонском аэропорту Хитроу с миллионом долларов в чемодане. Молодой Путин жёстко задаёт вопрос оппонентам Собчака на камеру: «Если вы узнали эту историю от британских спецслужб, не могли бы вы пояснить ваши отношения с ними?» Делает публичное заявление, что предвыборная кампания, во время которой Собчак проигрывает своему заму Яковлеву, грязная, преступная и не может считаться кампанией. Поддерживает Собчака на телевидении, где тот проигрывает дебаты. И ставит на карту свою карьеру, когда будучи замглавой администрации президента, вывозит тайком больного Собчака в Париж. Кстати, Владимир Путин ещё не высказал своего мнения насчёт картины, хотя Ксения Собчак очень его ждёт. По задумке авторов, целиком фильм посмотрела только Людмила Нарусова, для остальных героев это должно стать «сюрпризом».

 

После показа картины состоялось обсуждение, которое вёл Антон Веселов, иронично в начале его отметивший, что «мы не будем говорить о том, что этот фильм нужно было показать два месяца назад», на что режиссёр ответила, что нужно говорить обо всём. Ожидался скайп с Ксенией Собчак, но полетела связь и дочка опального политика с Новосибирском не поговорила. Надо сказать, что публика в нашем городе изначально добрая, поэтому все благодарили режиссёра за смелость и говорили, что фигура Анатолия Собчака получилась живой, трагичной и изначально обречённой на провал. На субъективный взгляд культурного обозревателя «Ведомостей», фильм «Дело Собчака» не претендует на авторское кино, призванное будоражить и задавать вопросы. Скорее всего, это закрытый гештальт Ксении Собчак.

 

Наталия ДМИТРИЕВА

8
 
По теме
До – одна жизнь. После – другая.
На клеточном уровне - Газета Ведомости Уникальные разработки для борьбы с раком, не имеющие аналогов в мире, создают в молодёжной лаборатории,
Газета Ведомости
18 марта День воссоединения Крыма с Россией - ЦБС Баганского района Во Владимировской сельской библиотеке библиотекарь совместно с заведующим клубом  провели час истории «Крым и Россия «Мы вместе!» День воссоединения Крыма с Россией.
ЦБС Баганского района
Очарование русского романса - Газета Новосибирский район - территория развития В Центральной районной библиотеке прошло интересное мероприятие для молодежи.
Газета Новосибирский район - территория развития
Мой президент, моя страна, мой выбор! - ЦБС Баганского района Пятнадцатого марта библиотекарем Теренгульской сельской библиотеки проведена уличная акция-призыв с раздачей информационных буклетов «Мой президент, моя страна,
ЦБС Баганского района