Куда послать науку?

Что мешает Новосибирскому Академгородку быть мировым центром научного притяжения не в отдалённом будущем, а уже сегодня?

На пленарном заседании «Как создать научные центры мирового уровня»

 

Академгородок-2.0 — это название постоянно всплывает на протяжении последнего года, как только речь заходит о планах развития научного потенциала Новосибирска. На VI форуме «Технопром» (и на заседаниях, и в кулуарах) всё чаще в разговорах о сибирской науке звучало новое выражение — «научный центр мирового уровня». Предполагается, что задача власти и научного сообщества на ближайшие годы — сделать так, чтобы Академгородок-2.0 именно таким центром и стал.

Притяжение мозгов

В разговорах о недалёком будущем новосибирского Академгородка на «Технопроме» участвовали сразу два российских министра, ответственных за науку: Андрей Фурсенко, руководивший министерством образования и науки в 2004—2012 годах, и Михаил Котюков, возглавивший Министерство высшего образования и науки весной 2018 года. Уже один этот факт говорит о том, что будущее Академгородка — предмет самого пристального внимания.

 

«Притяжение талантов» — так назвали одно из пленарных заседаний его организаторы. Открывая его, первый заместитель председателя Госдумы Александр Жуков напомнил, что Россия всегда славилась колоссальным научно-техническим потенциалом, а великие открытия российских учёных — часть нашей истории. Традиции Ломоносовых, Менделеевых и Прохоровых продолжает молодёжь, возвращающаяся с международных олимпиад по химии, математике и другим наукам с медалями высшей пробы.

 

— У нас талантливые педагоги и прекрасная молодёжь. Надо только выработать механизмы, которые помогут этим талантам реализоваться. Новосибирская область может стать в этом плане образцовым регионом для всей страны, поскольку нигде не накоплен такой опыт поиска и взращивания научных кадров, как в Новосибирске, — отметил Александр Жуков.

 

А врио губернатора Новосибирской области Андрей Травников неожиданно признался, что не видит ничего плохого в том, что научная молодёжь зачастую стремится реализовать себя не на малой родине, а в других регионах и странах.

 

— Если человек амбициозный, он ищет для себя сложные задачи, чтобы их решать, — сказал Травников. — Хотя возвращение молодых ребят для работы на родину — один из трёх элементов решения проблем науки. Мы делаем ставку на взращивание своих молодых учёных и инноваторов. А региональное иждивенчество, когда молодые люди переманиваются из других регионов, я не поддерживаю. Успеха можно достичь за счёт создания своей «экосистемы» для науки, что и доказали создатели Академгородка.

 

Между тем в ближайшее время российской науке потребуется более 30 тысяч новых молодых учёных — именно такое «вливание» в науку, по расчётам Михаила Котюкова, нужно для успешной реализации нацпроекта «Наука». По словам министра, в рамках нацпроекта предусмотрено несколько направлений, которые поспособствуют преумножению интеллектуального капитала страны. Это развитие инфраструктуры — в частности, создание установок класса «мегасайнс», одна из которых появится и в Новосибирске. А также создание порядка 900 новых лабораторий, которые возглавят молодые исследователи. Разработки молодых учёных, которые могут получить промышленное развитие, должны вестись вместе с индустриальными партнёрами — они станут затем заказчиками перспективных разработок и они же внедрят их в производство.

 

— Самое важное — это наличие у человека личного проекта, в котором он заинтересован и видит перспективу в виде денег, славы, чего угодно, — полагает ректор Сколковского института наук и технологий Александр Кулешов. — Но беда в том, что сейчас твёрдо сформулированных задач с хорошей перспективой гораздо меньше, чем людей. Плюс финансовый вопрос, который не научились решать во всём мире.

 

Новое слово в подготовке кадров пытается, и небезуспешно, сказать Ассоциация внедрения инноваций в сфере 3D-образования, которая в прошлом году получила президентский грант. Её проект, о котором рассказал президент Ассоциации Роман Бондаренко, — создание пилотной связки между школой и вузом, при котором студент выступает в роли наставника для двух школьников, работающих над проектом, привлечённым от промышленности. За три года в проект ассоциации включились около 40 регионов.

 

— Часто в вузе нам говорят: «забудьте, чему вас учили в школе», а на работе — «забудьте, чему учились в вузе», — говорит Роман Бондаренко. — Когда мы создадим полноценную связку «школа-вуз-предприятие», мы уйдём от этого, и ребёнок будет получать те знания и компетенции, которые действительно пригодятся ему в будущем.

 

Во время работы «Технопрома» Ассоциация подписала меморандум с правительствами Новосибирской области и Удмуртской Республики, а также с политехническими университетами Москвы и Санкт-Петербурга о создании Национального детского акселератора. Через месяц у этого проекта, направленного на поддержку детских стартапов, появится собственная дорожная карта.

 

Подводя итог дискуссии, Андрей Травников заметил, что для молодёжи важны не только материальные возможности, которые открывает перед ними занятия наукой, но и «среда обитания»: «Важно учесть и наличие, и доступность социальных объектов, и возможность организовать досуг — и поэтому, когда мы приступили к работе над проектом Академгородка-2.0, то значительное внимание уделили развитию территорий».

Для молодёжи важны не только материальные возможности, но и «среда обитания».

Свобода и авторитарность

Этот разговор продолжился на другой площадке и уже под другим углом. От вопроса о кадрах перешли к вопросу о научных центрах мирового уровня. Каким критериям должен соответствовать такой центр, попытался сформулировать президент РАН академик Александр Сергеев:

 

— Такие центры у нас в России есть — кто возразит, что Новосибирск не один из них? Но они находятся в условиях жёсткой конкуренции с центрами всего мира. Чтобы выйти на лидерские позиции, им нужно серьёзное государственное внимание. Центр мирового уровня должен быть создан на базе учреждения с сильной научной школой и наработками мирового уровня. Но в обновлении научной базы мы катастрофически отстаём: на каждого исследователя в системе академических институтов у нас тратится в 10—100 раз меньше средств, чем в Китае или Японии. А научная программа такого центра должна формироваться международным наблюдательным советом.

 

Дальнейшая дискуссия больше напоминала блиц-опрос, который проводил Андрей Фурсенко в роли модератора. Может ли такой центр быть исключительно научным, может ли заниматься только фундаментальными исследованиями, может ли быть узконаправленным по специализации? Мнениями на эту тему обменялись представители науки, производства и финансовой сферы. Основной посыл — сосредоточиться полностью на науке, тем более узкой, получится вряд ли. Тем более сейчас наука стоит перед уходом от жёсткого разделения на фундаментальную и прикладную. Плюс для развития экономики важно наконец-то оторваться от пресловутой «сырьевой иглы» — и здесь научные центры призваны сломать устоявшийся экономический менталитет.

 

Говоря о российской науке, сразу вспоминается удивительное противоречие: по количеству публикаций в изданиях мирового уровня российские учёные — на 11-м месте, по патентным заявкам — восьмые, а по общему количеству исследователей Россия в пятёрке. И при этом доля науки в структуре экономики, кажется, что ниже уже некуда. На это обратил внимание Михаил Котюков, подчеркнув, что на старте создания центров мирового уровня оценивать возможности надо трезво и чётко представлять, на какой основе будет формироваться «новый ландшафт».

 

— Центры мирового уровня нужны для одного — сделать государство как территорию лучше и привлекательнее, чем все остальные, — считает гендиректор НИЦ «Институт имени Н. Е. Жуковского» Андрей Дутов. — Технологии — это сегодня основной инструмент зарабатывания бюджетных средств. Если он работает — государство имеет рабочие места и получает поступления в бюджет. Поэтому важно привязывать серийное производство к конкретной территории.

 

— О создании одних научных центров в современном мире говорить нельзя: они окружаются сервисными предприятиями, внедренческими организациями, промышленными зонами, — отметил Андрей Травников, напомнив, как формировался Академгородок в Новосибирске. — Поэтому становится актуальным и вопрос управления территорией, охватывающей разносторонний земельный комплекс, у которого много собственников. Для России важно выработать модель управления таким научным центром.

 

Какой должна быть эта модель — к единому мнению участники круглого стола так и не пришли. Андрей Травников вспомнил о так и не сформированной до конца связке между РАН и ФАНО, функции которого теперь перешли к Миннауки. Михаил Котюков предложил усиливать в управлении роль индустриальной составляющей, отметив, что пилотные научные проекты за последние три года быстрее запускались в тех регионах, где работа шла вместе с губернаторами. Самую же «крылатую» формулировку предложил директор Института системного программирования РАН Арутюн Аветисян: «Надо создать систему абсолютной творческой свободы при авторитарном правлении!»

 

Между тем именно для Сибири подобные обсуждения могут стать особенно важными: согласно предложению СО РАН 10 из 15 российских научно-образовательных центров мирового уровня должны быть созданы здесь.

 

Виталий СОЛОВОВ |  Фото Валерия ПАНОВА

12

Ещё новости о событии:

Куда послать науку? - Газета Ведомости
Что мешает Новосибирскому Академгородку быть мировым центром научного притяжения не в отдалённом будущем, а уже сегодня?
16:54 28.08.2018 Газета Ведомости - Новосибирск
Вопросы создания и развития инновационной экосистемы, которая позволит эффективно искать, выявлять и воспитывать молодых учёных и инноваторов обсудили на пленарной сессии «Притяжение талантов»,
11:15 28.08.2018 Министерство образования - Новосибирск
Вопросы создания и развития инновационной экосистемы в Новосибирске, которая позволит воспитывать молодых ученых и инноваторов обсудили Андрей Травников и Михаил Котюков с экспертами.
10:43 28.08.2018 Сибкрай.ru - Новосибирск
Вопросы создания и развития инновационной экосистемы, которая позволит эффективно искать, выявлять и воспитывать молодых учёных и инноваторов обсудили на пленарной сессии «Притяжение талантов»,
18:02 27.08.2018 Правительство Новосибирской области - Новосибирск
 
По теме
Основная цель Фестиваля науки, который стартует в регионе 18 октября, — привлечение молодежи к научному творчеству, воспитание интереса к исследовательскому поиску, популяризация фундаментальных знаний,
«Большое внимание к науке, Академгородку — это фактическое подтверждение слов Президента РФ, что Новосибирск — третья, научная, столица России», — считает мэр Новосибирска Анатолий Локоть.
Его можно принести в школу или подать через Госуслуги. Фото: unsplash.com Мэрия Новосибирска назвала дату начала приема заявлений для зачисления детей в 1 класс — документы начнут принимать 1 апреля.
С Сергеем Михалковым – весело! - ЦБС Баганского района Во второй день Недели детской книги в библиотеке состоялась встреча с воспитанниками детского сада «Колокольчик».
ЦБС Баганского района
Игра по правилам - Газета Ведомости Преподаватель программирования из Новосибирска разработал вместе с детьми виртуальный тренажёр для отработки ПДД Станислав Проненко вместе со своими учениками-разработчиками в студии «Безопасная среда» на ВГТРК.
Газета Ведомости