«Лифт» для законов

Почему законопроекты, поступающие в Госдуму из регионов, крайне редко имеют счастливую судьбу быть принятыми?

По разным оценкам, число таких документов составляет от 3 до 10%. Напомним, правом законодательной инициативы в нашей стране наделены Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной думы, Правительство РФ, а также законодательные (представительные) органы субъектов Федерации. В последние несколько лет региональные парламенты ежегодно вносят в Госдуму в среднем по 300—400 законопроектов. Форму закона в год обретают 25—40. Причиной единодушно называют неподготовленность законопроектов, их низкое качество, отсутствие необходимых заключений или финансового обоснования.

Законы пишутся для обыкновенных людей, поэтому они должны основываться на обыкновенных правилах здравого смысла.
Томас Джефферсон


В 2012 году Госдума и Совет Федерации образовали Совет законодателей, целью создания которого стало совершенствование законодательства, налаживание взаимодействия с региональными парламентами. Позже неоднократно высказывалась идея о том, чтобы обязать регионы согласовывать свои инициативы с Советом законодателей, который выступал бы в роли некоего фильтра для отсева совсем «непроходимых» документов. В нынешнем, седьмом, созыве Госдумы не так давно с таким предложением вновь выступил спикер Вячеслав Володин, предложив сделать Совет законодательным «лифтом». Он отметил, что лишь 11% поступивших в Думу инициатив из субъектов Федерации обсуждалось на Совете законодателей.

2 343
законопроекта, многие из которых давно устарели, достались в наследство Думе нынешнегоVII созыва.

Председатель Госдумы предложил «сделать всё, чтобы регионы, продвигая свою законодательную инициативу, были заинтересованы в рассмотрении её на площадке Совета законодателей». По его мнению, получение экспертной поддержки Совета — в интересах региональных законодателей. Эффективное взаимодействие с парламентами на местах помогло бы решать и проблемы, являющиеся общими для ряда регионов. В этой связи Вячеслав Володин предложил изменить регламенты работы региональных парламентов, прописав в них внесение инициатив с мест в Совет законодателей до их внесения в Государственную думу. Тем не менее он подчеркнул, что эта норма должна быть рекомендательной.


Законодательное собрание Новосибирской области пятого созыва за 2011—2015 годы выдвинуло на федеральный уровень 12 законодательных инициатив. Три из них обрели форму законов. Самый громкий из них касается установления административной ответственности за пропаганду гомосексуализма среди несовершеннолетних. Он регламентировал внесение изменений в статью 5 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Законопроект поддержало 18 региональных парламентов. Кроме того, по инициативе новосибирских депутатов были внесены поправки в федеральный закон об общем числе мировых судей (оно увеличено) и в Кодекс об административных правонарушениях (в части уточнения их составов). Четыре законопроекта были возвращены в заксобрание, четыре отклонены, один отозван.


Депутаты шестого созыва пока отметились тремя инициативами, одна из которых стала законом, — это внесение изменений в статью 5 Федерального закона «Об исчислении времени», в результате чего Новосибирская область вслед за своими соседями перешла на четырёхчасовую разницу с Москвой.


Второй законопроект, предлагавший внести изменения в Земельный кодекс РФ, был отклонён. Сейчас в Госдуме находится законопроект о внесении изменений в статью 32 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Согласно этому документу депутаты представительных органов и главы муниципалитетов, чьи полномочия были досрочно прекращены в связи с несоблюдением антикоррупционного законодательства, не могут вновь занять те же места, повторно приняв участие в выборах.


Татьяна МАЛКОВА

 

ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ

 

Максим КУДРЯВЦЕВ, депутат Госдумы от Новосибирской области:
— Хотя далеко не все законопроекты, поступающие из регионов, отклоняются, надо понимать, что законотворчество — это процедура, к которой надо подходить очень тщательно. Регионы не всегда в полной мере соблюдают все требования, нередко возникает дублирование уже внесённых законопроектов. Федеральным и региональным законодателям надо теснее сотрудничать, выстраивать диалог, мнения с мест в любом случае нельзя не принимать во внимание. Участие в этом процессе Совета законодателей было бы не лишним — ведь чем тщательнее подготовлен законопроект, чем полнее юридическая, аналитическая, экспертная оценка, тем вероятнее, что инициатива будет принята. И необходимо включать в эту работу депутатов Госдумы от территорий, которые помогут её координировать в соответствии с требованиями времени.

 

Вера ГАНЗЯ, депутат Госдумы от Новосибирской области:
— Регионы, как правило, вносят законопроекты с поправками в федеральные законы, которые позволили бы нивелировать негативные последствия их правоприменения, поскольку при принятии федеральных законов не всегда учитывается мнение субъектов. Но дело в том, что сам процесс создания и внесения законопроекта очень зарегламентирован, и, чтобы разработать документ в соответствии со всеми требованиями, нужно иметь гораздо больше семи пядей во лбу. На мой взгляд, нужно менять сам подход к оценке инициатив из регионов. В конце концов, у нас огромный аппарат — неужели там не могут подправить какие-то технические моменты? Поэтому я считаю, что разговоры о низком качестве законопроектов из регионов только отговорка, чтобы их не принимать. У нас на «ура» принимаются только инициативы президента, правительства или одобренные правительством.

 

Юрий ШПАКОВ, член комитета заксобрания области по госполитике, законодательству и местному самоуправлению:
— Причин, по которым только около трёх процентов законопроектов из регионов, по моим данным, доходят до стадии закона, я бы назвал три. Первое: инициативы отметаются по формальным признакам, при этом нередко бывает, что заложенные в них идеи потом с небольшими коррективами реализуются самой Госдумой. Второе — недостаток внимания к законопроектам, поступающим из регионов, не выстроен диалог законодателей, нет устоявшегося контакта, в чём я неоднократно убеждался на собственном опыте: обращаешься в профильный комитет с вопросом или за оценкой — реакция нулевая. Третья причина — действительно невысокое качество документов, хотя хочу сказать, что законопроекты от Новосибирской области, как правило, готовятся на достаточно высоком уровне. Совершенствовать инициативы с помощью Совета законодателей — идея, безусловно, благая, но боюсь, что она упрётся в технические препятствия.

 
По теме
На клеточном уровне - Газета Ведомости Уникальные разработки для борьбы с раком, не имеющие аналогов в мире, создают в молодёжной лаборатории,
Газета Ведомости
18 марта День воссоединения Крыма с Россией - ЦБС Баганского района Во Владимировской сельской библиотеке библиотекарь совместно с заведующим клубом  провели час истории «Крым и Россия «Мы вместе!» День воссоединения Крыма с Россией.
ЦБС Баганского района
Очарование русского романса - Газета Новосибирский район - территория развития В Центральной районной библиотеке прошло интересное мероприятие для молодежи.
Газета Новосибирский район - территория развития
Мой президент, моя страна, мой выбор! - ЦБС Баганского района Пятнадцатого марта библиотекарем Теренгульской сельской библиотеки проведена уличная акция-призыв с раздачей информационных буклетов «Мой президент, моя страна,
ЦБС Баганского района