Люди и куклы

Открываем тайну: в Новосибирском театре кукол рождаются герои самой таинственной сказки Вильгельма Гауфа «Карлик Нос» — над ними сейчас колдуют руки мастеров-профессионалов.

Святая святых любого кукольного театра — это бутафорский цех, где «живут» настоящие творцы: художники-бутафоры, декораторы, модельеры и гении кукольной инженерии — механики. Сегодня в цехе светло и людно: каждый мастер занимается своим делом — кто-то из папье-маше рукодельничает утварь для нового спектакля, кто-то выкраивает камзол, а вот художник-бутафор Зинаида Федораева завивает на бигуди ресницы гламурной графини из новой постановки «Женитьба Фигаро».

— У нашей графини очень томный характер, — рассказывает художник. — Она любит украшать себя, наряжаться и всегда при модном макияже. После спектакля у неё чуть-чуть развились реснички, а она уже недовольна, в ней всё должно быть прекрасно.

Зинаида Федораева рассказывает, что каждая кукла обладает собственным характером. Она может и захандрить, и закапризничать, и даже заболеть серьёзно. И наряд новый для себя потребовать. Ну, этим, конечно, героини в основном грешат.

 

Пока Зинаида Федораева занимается срочной текущей работой, Марсела из «Женитьбы Фигаро» терпеливо ждёт своей очереди. Соблюдайте иерархию, девочки! Сначала — дворяне, затем кто попроще.

 

А это цех, где настоящие демируги Юрий Юрин и Константин Фадеев вдыхают жизнь в кукольные тельца, заставляя глаза моргать, рты смеяться, а ноги — уверенно бежать навстречу новым приключениям. Сейчас Юрий Юрин решает вопрос «божественного бытия»: каким быть или не быть главному герою сказки «Карлик Нос» Якобу.

— У этого героя глаза будут моргать — это придаст его образу больше выразительности, — уверен механик. — Чтобы добиться эффекта «живых глаз» у нашего Якоба, мы выводим управление его глазами на специальный джойстик, который крепиться к голове. Артист будет управлять джойстиком, и Якоб станет испуганно моргать и вращать глазами, как живой человек.

 

Художник-постановщик Александра Павлова обсуждает с Юрием Юриным нюансы характера кукольного героя, а заодно выдаёт нам секреты будущей постановки.

— Сказку «Карлик Нос» будут рассказывать бродячие артисты около костра, — говорит талантливая Александра, закончившая Санкт-Петербургскую театральную академию. — Помните, как мы собирались в детстве около костра и рассказывали друг другу страшные истории? Вот так и наши артисты едут куда-то на своей повозке, набитой чемоданами с костюмами и реквизитом, ночь застаёт их в дороге и они решают скоротать её, рассказывая друг другу истории. И, конечно, по ходу рассказа они сами превращаются в героев сказки «Карлик Нос», а чемоданы служат им декорациями, то превращаясь в зал злой колдуньи, то в улицы старого города.

 

После спектаклей куклы часто «приходят» в цех Константина Фадеева и Юрия Юрина — «подлечиться». Как говорят сами творцы, артисты в Новосибирском кукольном театре работают эмоциональные, и в процессе общения с куклой разное происходит, к примеру, пресловутая амортизация. Вот, на днях пришёл в цех этот яркий Арлекино из «Спящей красавицы»: он кукла-марионетка и запутались у него «кукловодные нити». А когда нити у куклы путаются, то и вся его жизнь клубком под откос катится. Тем более Арлекин — натура творческая, нервическая, он в таких условиях работать не может!

 

Александра Павлова и художник-бутафор Антон Кышлару работают над образом помощников злой колдуньи, которая превратила высокомерного мальчика Якоба в согбенного карлика. На столе — компания вредных мышей, любящих разные проделки и сыр.

— Конечно, сказка «Карлик Нос» — с правильной моралью, которые мы попробуем донести до зрителя, — объясняет режиссёрскую задумку Александра. — Высокомерие и гордыня всегда лечатся страданиями.

 

Антон Кышлару говорит, что сценический минимализм «Карлика Носа» позволит спектаклю гастролировать по городам и весям: мобильные кукольные чемоданы позволят менять пространство спектакля за считанные минуты.

 

Эта чёрная чаша в руках заведующего художественно-постановочной частью Владимира Веселаго — будущий костёр, у которого будут греть озябшие руки актёры кочевого театра и над которым будет булькать котёлок с волшебным супом в замке колдуньи. Костерок будет настоящим — с язычками красного пламени, которые будет «шевелить» маленький вентилятор.

  Каждая постановка сначала получает «добро» в нашей части, — раскрывает производственные секреты Владимир Ростиславович. — Художник и режиссёр могут придумать потрясающий проект, но мы должны решить, хватит ли нам производственной мощи, чтобы воплотить задуманное в жизнь. У нас — особенный театр, это не драматическое искусство, которое застраивается на личность актёра, у нас главное действующее лицо — кукла, которую нужно сначала сотворить, а потом оживить. Это очень длительный процесс, когда на одну постановку требуется полгода кропотливой работы. У нас же иногда на одну куклу требуется два-три дубля сделать.

Владимир Ростиславович рассказывает, что не всякий режиссёр может работать в кукольном театре. Некоторые уходят в драматический театр и облегчённо вздыхают: уффффф, с человеком-то проще работать, чем с куклой. Потому что всё-таки есть в кукольном театре некая мистика и волшебство, как ни крути…

 

Обычный день в бутафорско-пошивочном цехе. На шкафу «отдыхают» два Керубино из «Женитьбы Фигаро» — герой и его двойник.

 

Спящая красавица «притомилась» и пришла на реабилитацию в бутафорский цех.

 

В столярном цеху декоратора Виктора Бурмистрова пахнет свежей стружкой, клеем и ещё чем-то вкусным, удивительным и детским.

— А мне вам и показать-то нечего, — разводит руками Виктор. — Я как только какой-то предмет вытачиваю-выстругиваю, сразу отдаю его бутафорам. У нас тут настоящий конвейер. Вчера бы пришли, ещё были декорации к «Карлику Носу», а сегодня уже нет. 

А говорит это только об одном: коллектив Новосибирского областного театра кукол работает оперативно-творчески!

 

За кулисами, где хранятся декорации, рта не разевай — можешь запросто попасться под горячую руку монтировщиков сцены. А они парни серьёзные, у них не забалуешь — потягай-ка весь день все эти выгородки и «грядки» на себе!

 

По правую руку (если стоять лицом к сцене) можно увидеть «сердце спектакля» — пульт помощника режиссёра, откуда и звонки в зрительный зал подаются, и актёры на сцену приглашаются. Помреж — боевая единица любого театра, от него весь темпоритм спектакля зависит. Кто знает на какой музыкальной ноте занавес закрыть? Помреж! Кто вовремя монтировщика на перестановку позовёт? Помреж!

 

В потаённых театральных уголках можно встретиться с самыми неожиданными вещами…

 

Днём в театре всегда волшебно. Пустая сцена ещё хранит отголоски прошлых спектаклей, но уже готовится к новым чудесам. А в уютном зале бродят тихими призраками вчерашний зрительский смех, аплодисменты и улыбки.

11 11
 
По теме
Искитимцам: С 18 по 24 марта - неделя профилактики инфекционных заболеваний - Город Искитим Государственное казенное учреждение здравоохранения Новосибирской области "Региональный центр общественного здоровья и медицинской профилактики" проводит тематические недели профилактики заболеваний и формирования мотива
Город Искитим
Родителям о прививках - Администрация г. Бердск Вакцинация - единственный способ защиты от ряда заболеваний, которые невозможно вылечить другими средствами или само лечение может вызвать осложнение (например, туберкулёз, дифтерия, полиомиелит, и пр.).
Администрация г. Бердск
Мой президент, моя страна, мой выбор! - ЦБС Баганского района Пятнадцатого марта библиотекарем Теренгульской сельской библиотеки проведена уличная акция-призыв с раздачей информационных буклетов «Мой президент, моя страна,
ЦБС Баганского района
Мы вместе, Крым с нами! - ЦБС Баганского района  Будет небо чистым и синим, В русском море – попутной волна. Крым всегда будет вместе с Россией, Это наша с тобою страна.
ЦБС Баганского района
«Крым и Россия – единая судьба» - ЦБС Баганского района Библиотекарь Ивановской сельской модельной библиотеки Тараканова В.Н. провела акцию по раздаче буклетов «Крым и Россия – единая судьба» на улицах села Ивановка.
ЦБС Баганского района