Законодательные инициативы — часть общественной работы
— Татьяна Павловна, почему вы решили пойти в политику?
— Это сложный вопрос, который до сих пор сама себе задаю. Наверное, потому, что вся моя жизнь была связана с общественной деятельностью: я отстаивала права людей с инвалидностью, права детей с ограниченными возможностями здоровья и вообще социально уязвимых категорий граждан. Так сложилось судьба еще и потому, что у меня есть ребенок с инвалидностью, хотя сейчас его трудно назвать ребенком, ему исполнилось 18 лет. К активным действиям меня подтолкнуло осознание того, что государство занимается поддержкой людей с инвалидностью на недостаточном уровне и в недостаточном объеме. Я создала общественную организацию «Общество «Даун синдром», многие годы занималась продвижением необходимых социальных инициатив, которые улучшают положение в обществе людей с инвалидностью. Однако наша работа была эффективной до определённой степени. Когда решение проблемы зависит от нормативных актов, общественная организация всегда чувствуешь нехватку ресурсов и полномочий.
Когда мне поступило предложение от партии «Единая Россия» участвовать в выборах, хотя я нечасто взаимодействовала с ней и не являлась членом этой партии, я согласилась. Согласилась потому, что я вижу перспективы по улучшению положения в обществе детей и взрослых с инвалидностью, пожилых людей, детей-сирот и других уязвимых категорий граждан.
— До недавнего времени вы входили в Общественную палату региона, то есть опыт прямого диалога на одном уровне с властью у вас, как у общественника, уже был …
— Да, еще одним этапом моей общественной деятельности была работа в Общественной палате Новосибирской области, в комиссии по вопросам материнства и детства. По итогам первого созыва мы мало чего добились, потому что тогда еще никто не видел в Общественной палате ресурса, способного решать конкретные проблемы, и сам формат работы был новым, требовал организации. Второй раз я попала в Палату при ее четвертом созыве, и тогда поняла, как можно использовать этот ресурс, мой опыт и знания, чтобы объединить общественные организации, занимающиеся проблемами семьи. Так была создана комиссия по вопросам семьи, материнства и детства. В поле зрение комиссии попали проблемы детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями и других категорий.
Комиссия по вопросам материнства и детства Общественной палаты Новосибирской области за два года работы зарекомендовала себя, поскольку было создано несколько рабочих групп, занимающихся вопросом правового регулирования в области ранней помощи семьям с детьми, имеющими отклонение в развитии, школьной медицины и по другим острым вопросам. Было создано несколько законодательных инициатив, и я приняла в этой работе активное участие. В частности, нам принадлежат инициативы по поддержке кровных семей в рамках профилактики социального сиротства. Также я участвовала в поддержке программ по замещающим семьям, где велась работа по профилактике вторичного сиротства, изменениям критерий устройства сирот в семьи и т.д.
Получается, мой путь в Законодательное собрание был постепенным, по ступенькам: сначала общественная работа, затем работа в Общественной палате и формирование законодательных инициатив, затем, выборы в Законодательное собрание Новосибирской области.
— Вы вошли в комитет по социальной политике. Какие вопросы будете поднимать в первую очередь? На первом заседании вы уже внесли немало инициатив, которые взяты в работу Законодательным собранием и правительством региона.
— Общественная деятельность — это в принципе общественно активная позиция, и понятно, что по каждому вопросу, который рассматривается в рамках социального комитета, у меня есть своя точка зрения, свой опыт, который буквально «выстрадан» жизнью. Последние 15 лет я занимаюсь решением социальных вопросов, куда входят проблемы в сфере здравоохранения и образования. Это связано с тем, что многие социальные проблемы тесно связаны с жизнью людей с инвалидностью.
Пока я не ставлю перед собой глобальных задач, потому что мне еще нужно понять, как работает Законодательное собрание, понять механизм продвижения законодательной инициативы. Стиль моей работы в принципе не предполагает глобальной стратегии, я иду к решению проблемы маленькими шагами. Первый шаг — хочу поработать над законом о социальной защите инвалидов, поскольку региональный закон надо привести в соответствие с федеральным. Кроме того, сам закон несовершенен, не охватывает все аспекты жизни людей с инвалидностью. Некоторые категории ущемлены в мерах социальной поддержки.
Например, нужно поработать со статьями, касающимися государственного обеспечения детей-инвалидов, чтобы закон охватывал жизнь таких детей со всех сторон. Нужно внести в закон гарантии на летний оздоровительный отдых для детей-инвалидов. Понятно, что на региональном уровне существуют государственные гарантии на оздоровительный отдых, но у нас нет закона, гарантирующего конкретно летний оздоровительный отдых для детей-инвалидов. Многие думают, что жизнь ребенка-инвалида складывается из постоянной реабилитации, специализированного обучения и дополнительных занятий, но это не так. Ребенок-инвалид хочет отдыхать летом, этого же хотят и его родители. И родители хотят, чтобы их ребенок был интегрирован в детское сообщество, и летнее время — наиболее благодатное время для этого процесса.
— Поправки, о которых вы говорите, необходимо внести в региональный закон или на федеральном уровне? Что еще нужно сделать, чтобы общество более толерантно относилось к людям с ограниченными возможностями?
— Здесь уже другой вопрос. Закон у нас федеральный, и поправок в нем может не быть, но на региональном уровне депутаты Законодательного собрания могут разработать программы поддержки людей с ограниченными возможностями, и они могут учитывать все нюансы трудоустройства людей с инвалидностью на территории нашего субъекта федерации.
Если говорить о формировании нового взгляда у общества на жизнь людей с ограниченными возможностями (не люблю слово «толерантность»), то это должно быть, во-первых, «понимающее отношение», а во-вторых, «принимающее». Это подразумевает включение в общество людей с ограниченными возможностями здоровья с самого рождения: в детское сообщество, школьное, студенческое, рабочее и т.д. Как только у человека обнаруживается ограничение, его нужно сопровождать.
Нам необходимо развивать службы ранней помощи, работники которой могли бы при выявлении отклонений минимизировать их развитие и максимально адаптировать детей с самого раннего возраста. После служб ранней помощи дети должны быть включены в детское сообщество, они должны ходить в обычные детские сады, то есть, мы говорим об инклюзивном образовании на дошкольной ступени. Затем дети с нарушениями должны получать инклюзивное образование в школе. Следует оговориться, что не все дети с ограничениями по здоровью могут учиться в обычной школе, для некоторых возможно учиться только в специализированных учреждениях, и сейчас специальное образование в Новосибирской области находится на хорошем уровне. Но именно инклюзивное образование формирует «понимающее» и «принимающее» отношение, а этого в наших школах не хватает.
Информация взята с infopro54