Пугающие и манящие одновременно экспонаты наполнили Большой зал Новосибирского краеведческого музея. Масштабная выставка «Последние неизвестные» представляет подлинные предметы из частной коллекции, собранные в Новой Гвинее в 60—70 годах ХХ века. Всего более 140 экспонатов — церемониальные маски, скелеты, экзотические украшения и предметы одежды, а ещё оружие, орудия труда и предметы повседневного быта папуасов, живущих в районе Ириан-Джая. Западная часть удивительного острова принадлежит Индонезии. В Папуасии время застыло где-то в каменном веке, а дикие нравы и кровожадные людоеды только добавляют интереса к этим местам. Люди здесь живут в пальмовых хижинах, охотятся каменными топорами и копьями с деревянными наконечниками, добывают огонь трением и верят, что сушёная голова умершего предка увеличивает жизненную силу.
Джунгли, горы и болота делают Папуасию опасным и труднодоступным районом для путешественников. Здесь до сих пор есть народы, которые совсем не общаются с местной администрацией или делают это крайне редко. Разделённые долинами, они говорят на разных языках, захватывают себе жён во время военных походов и не гнушаются человечиной. Официально с каннибализмом давно покончено: последней известной жертвой считается внук Рокфеллера этнограф и антрополог Майк Рокфеллер, пропавший в начале 1960-х годов. Но в силу того, что папуасы до сих пор верят в божественную манну, которой обладает сильный человек или хороший мастер, соблазн обладать ею велик. «Если твой дедушка был опытным магом, наставником молодёжи, съесть его мозг очень важно, потому что тогда его манна станет твоей, — рассказывал на экскурсии журналистам директор НГКМ Андрей Шаповалов. — С другой стороны, смерть, с точки зрения папуаса, не конец, а переход в иное состояние. Умерший становится костяным человеком и одновременно предком, то есть тем существом, которое живёт где-то здесь, рядом. Оно может помогать, или вредить, или уберечь от бед».
Верования о духах предков и манне — самые важные, культовые представления папуасов. Находясь на празднике плодородия или празднике поедания свиньи, папуасы сами становятся персонажами: они попадают из повседневного мира в сакральный, вечный, переходя из настоящего времени во время оно. Так, на столбе предков народности асмат человеческие фигуры переплетаются между собой, касаясь друг друга многими частями, карабкаясь всё выше, выстраивая единое целое, — тем самым демонстрируют крепость рода и преемственность поколений.
Уникальная выставка проработает ближайшие два месяца. По словам директора музея, если новосибирцы будут проявлять стабильно высокий интерес, время экспонирования продлят.
Марина ШАБАНОВА | Фото Валерия ПАНОВА