Анна Маслова: Театральная фотография как испытание и волшебство

Влюбленные пары, семьи и династии украсили своим присутствием творческую жизнь и фойе театра «Глобус»

ЮБИЛЕЙ театра — всегда повод для отчетной экспозиции по волнам зрительской памяти. Есть в этом фотографическом камбэке и прелесть, и искушение: портреты в образе, аттитюды в интерьерах, коллективные панорамы, навек замершие мизансцены. Театр «Глобус» не упустил случая воспользоваться традицией, однако подошел к вопросу с другой стороны, взяв за точку отсчета не прошлое, а настоящее, в той его хитросплетенной форме, которая позволяет чувствовать пульс времени и буквально физически ощущать связь поколений. Так и появилась на свет выставка с редким художественным обаянием и арифметическим названием «282» — серия авторских работ известного новосибирского фотографа Анны Масловой, руководителя именной фотошколы, автора персональных выставок «Будни одного дома», Fairytale, «Сказочные дети» и многих других.
      Героями экспозиции, не лишний раз напомнившей о том, что душа театра — прежде всего его люди, выступили семейные пары, влюбленные и целые династии. Представители актерской труппы, балетной и вокальной студий, цехов и зрительских служб, те, кто пришел в театр работать, а обрел здесь семью и второй дом. Съемки проходили в пространстве театрального закулисья — в кулуарах, скрывающих подноготную сценического волшебства и тайнопись машинерии, на рабочих местах, где по обыкновению не предусмотрено места для безмятежности и сантиментов. В объектив же попали любовь, очарование, нежность, тихое семейное счастье и трогательные, бесконечно трогательные отношения. О том, как воплощался нестандартный юбилейный замысел и откуда в названии выставки появилось трехзначное число, в интервью «Новой Сибири» рассказывает фотохудожник Анна Маслова.
      — Анна, как театральный фотограф Вы дебютировали около полугода назад. Что привело Вас за кулисы?
      — Я очень любопытный человек. Если мне что-то или кто-то становится интересен, я стараюсь подойти поближе. А фотография — это идеальный способ быть рядом и все разглядеть подробно. В выставке Fairytale я близко подошла к неформалам. В свадебную фотографию попала, потому что мне всегда были интересны невесты — они очень красивые. Театр меня интересовал с детства. Причем не столько сами спектакли, сколько то, что обычно скрыто от глаз зрителя, — волшебный мир закулисья: что происходит на сцене, когда закрывается занавес? Как шьются костюмы? Как гримируются актеры? И когда я услышала о том, что в «Глобусе» готовится спектакль «Ворон», я подумала: «А почему бы и не снять все этапы спектакля? Это должно быть интересно». Но, оказалось, до премьеры «Ворона» остались считанные дни, поэтому пресс-служба тетра предложила мне взять в объектив спектакль «Робин Гуд». Так я попала за кулисы. Съемка первой театральной выставки стала для меня волшебством, а для моей техники — испытанием: ведь снимать приходилось в очень сложных по свету условиях.
      — Я прекрасно помню Ваш фоторассказ о создании мюзикла «Робин Гуд», в котором не была и намека на застывшую театральную жизнь. Только сила, тайна и такая нежная фантасмагория, которая оставляет впечатление, если и не навсегда, то надолго. А как родилась идея юбилейной экспозиции «282» и ее название?
      — Идея второй выставки была совместной, и пришла к нам — мне и руководителю пресс-службы театра «Глобус» Татьяне Карпухиной — одновременно за чашкой чая, которой мы отмечали открытие выставки по «Робину Гуду». Мы подумали, а что бы нам еще такого сделать? И решили запечатлеть театральные династии. Потом я уже придумала, как снимать каждую семью и в какой стилистике выдержать всю экспозицию. Название же пришло в самом конце съемок, внезапно, как обычно это и бывает. Понимаете, называть выставку банальностями вроде «Театральные династии», «Мы служим театру» или «Театр — наша жизнь» мне не хотелось. Поэтому я подумала, что неплохо было бы сосчитать, а сколько все-таки лет мои модели отдали театру. Посчитали — оказалось, что сумма впечатляющая — 282 года. Так и получилось — выставка «282».
      — Продолжая театральные подсчеты: сколько династий приняло участие в фотопроекте?
      — Изначально мы планировали снять 12 семей, но после подумалось, что выставку из дюжины фотографий очень сложно назвать полноценной. Посмотрели, кого еще можно задействовать, — в итоге получилось 23 семьи.
      — Как Вы искали своих героев? Все ли соглашались: ведь объектив коснулся не только актерских семей, привыкших к публичности?
      — Не могу ответить на этот вопрос. Поисками героев занималась Татьяна Карпухина. Я же только приходила и снимала. Вообще, Таню смело можно считать соавтором этой выставки, ей досталась самая сложная часть кампании — организационная — и роль моего бессменного ассистента. А у моих ассистентов сложная работа.
      — Как складывались отношения с «моделями»?
      — На самом деле, работать было легко. Да, я решала фотографические задачи и много экспериментировала со светом. Были сложные быстрые съемки, когда у меня имелось на все про все 10-15 минут. Но все это в большей степени касается самой съемки, а не моделей. Моделям же хочется сказать большое спасибо за их моральную готовность — это самое главное. На мой взгляд, профессия не сильно влияет на то, как человек будет вести себя перед камерой. Фотография — это более глубокое познание человека, его осознание себя, поэтому со всеми героями, кроме актеров, съемка велась в обычном режиме. С артистами другая история. Актеров я только начинаю снимать. Это новый и интересный для меня опыт, поэтому важно и сложно было найти тот образ, который совпал бы с внутренним восприятием человека. Только так фотография могла понравиться модели. Приходилось экспериментировать, искать свои слова для каждой семьи. Поэтому сейчас, когда я слышу, что моим героям понравились их фотографии, для меня как для фотографа это лучшая награда.
      — Вы заранее не согласовывали фотографии для экспозиции?
      — Я показывала героям снимок на экранчике камеры — и все. Остальное они увидели только на открытии выставки. Мы до последнего старались сохранить интригу, поэтому экспозиция была смонтирована за час до ее открытия, чтобы никто заранее ничего не увидел. Так что это был сюрприз для героев «282».
      — Вы интересовались историей каждой семьи? Придумывали сюжет заранее, или образы рождались прямо на съемочной площадке?
      — Я очень люблю работать с чистого листа, когда образ рождается на съемке. Фотография, а в частности, свадебная фотография, научила меня никогда не планировать съемку жестко. Поэтому я не думаю о конкретных образах заранее. Прихожу на площадку, и уже тогда все складывается само собой. Конечно, я изначально узнавала, кого буду снимать, и подбирала место съемки с учетом этих знаний. Но были и такие случаи, когда все приходилось резко менять. Например, для Светланы Галкиной мы приготовили съемку в декорациях ее спектакля, но когда я увидела актрису в удивительном платье (она была божественно красива), поняла, что декорации не подходят к задуманному образу. Поэтому я собрала весь свет и стала снимать черное на черном.
      — С какими техническими, а может быть, и психологическими трудностями Вы столкнулись во время работы над этим фотопроектом?
      — Каждую съемку я стараюсь провести так, чтобы узнать что-то новое. Я всегда учусь, и при работе над выставкой я специально ставила перед собой более сложные задачи, чем требовали обстоятельства. Понимаете, снимать при свете от окна технически проще, чем с шестью софитами и студийным светом одновременно. Но мне было интересно попробовать поснимать так, как я не делала до этого. Поэтому, конечно, это можно назвать техническими сложностями, но они были сознательно обучательные. Что же касается психологии, то особых затруднений не было.
      — В экспозиции «282» у Вас есть свои любимые кадры?
      — Мне очень запомнилась первая съемка со звукооператором Ильей Олейником и его мамой. Они были настолько красивы, а вокруг звукооператорская так билась током, что потом было сложно отобрать один кадр на выставку — получилось много удачных снимков. Также я люблю кадр с Никитой Зайцевым и Ангелиной Наджмединовой, хотя он был один из самых трудных по свету. Мы долго выставляли свет в наитемнейшем кармане сцены. Ассистенту — Тане Карпухиной — даже пришлось залезть на огромное пыльное колесо и работать штативом, держа вспышку на вытянутых руках. Но наши ползания впотьмах были вознаграждены, за что Тане отдельное спасибо — без нее картинка бы не получилась.
      — Планируете ли Вы продолжение «театральной карьеры»?
      — По-моему, тема театра бесконечна. Он изменчив и богат темами для съемок. Поэтому, думаю, что это не последняя моя выставка на театральную тему. Мне все так же интересно закулисье, работа режиссера и художника по костюмам. Отдельно стоит тема классического танца — я все присматриваюсь к ней и пытаюсь найти свое прочтение.
     

 
По теме
1 и 2 апреля 2024 года в Новосибирском областном колледже культуры и искусств состоится межрегиональный конкурс исполнителей на балалайке и домре «Золотые струны Сибири».
Прогноз возможных чрезвычайных ситуаций на территории НСО на 29 марта - Город Искитим При составлении прогноза использована информация ФГБУ «Западно-Сибирское УГМС», Верхне-Обского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, Алтае-Саянский филиал ГС СО РАН,
Город Искитим
С Сергеем Михалковым – весело! - ЦБС Баганского района Во второй день Недели детской книги в библиотеке состоялась встреча с воспитанниками детского сада «Колокольчик».
ЦБС Баганского района