Наедине со всеми

Звезда театрального Новосибирска Владимир Лемешонок на творческой встрече со зрителями.

“ Искусство должно обжигать, пугать, бить, вонзать
в тебя что-то, быть НЕПРЕДСКАЗУЕМЫМ.
Тогда оно
НАСТОЯЩЕЕ».

Звезда театрального Новосибирска, актёр «Красного факела», заслуженный артист России Владимир ЛЕМЕШОНОК отметил юбилей — 60 лет. Новосибирский клуб зрителей по этому случаю устроил с артистом творческую встречу. Отвечая на вопросы, Владимир Евгеньевич был искренен и откровенен.

 

Абсолютная неизвестность

 

Актёр — подчинённый человек. И это очень трудно, потому что борешься с этим всю жизнь, это такие сложные взаимоотношения с собственным достоинством. Это вечная работа, до смерти. Она опасна тем, что ты никогда не знаешь, победишь или проиграешь. И если вдруг ты обнаружишь себя сломанным, это будет трагическая неожиданность. И это главная опасность — оказаться уставшим, сломленным, выдохнувшимся и уже никому не нужным, при этом достигшим определённого уровня. И вот ты с этим уровнем выходишь на сцену, а под ним ничего нет.

Когда-то подобное ощущение у меня было от Иннокентия Смоктуновского. Моего абсолютного кумира, человека, который сформировал меня: под впечатлением его творческой личности я рос, будучи подростком, он был для меня громадой, бесконечным космосом. И вдруг в какой-то момент, спустя годы, мне показалось, что Смоктуновский устал, не было того электричества, которым прежде наполнялось его творчество. Он был совершенен и вдруг забуксовал, это продолжалось два-три года, а может, это было только моё ощущение.
И я подумал, что даже такой человек может дать холостой ход.
А потом вдруг опять шестерёнка зацепилась и механизм заработал. Я даже помню, когда это случилось — был поэтический вечер, он читал Пушкина. И я снова услышал того Смоктуновского… Такое случается, только предсказать это невозможно. Вот эта абсолютная неизвестность является неотъемлемой частью нашего существования в театре, но она чревата сюрпризами, в этом позитив.

Чёрная тень

 

У меня категорически отсутствует ощущение маститости, оно мне глубоко противно. Мне кажется, это величайший враг в жизни артиста, чёрная тень, которая может упасть на тебя — вот эта маститость. И тогда капец. Тогда тебе уже не надо работать ни с состоявшимися режиссёрами, ни с молодыми, потому что ты безнадёжен. Я как раз очень люблю молодых режиссёров. Хотя иногда мне кажется, что я уже не нужен некоторым режиссёрам. И это больно, но это моя проблема, а не кого-то. Я готов работать, потому что, несмотря на то, что я старею безнадёжно, стремительно, творчески я хочу оставаться молодым.

Были ли у меня предложения от других театров? Каких-то несусветных предложений — МХАТ, «Табакерка» или бы меня пригласил Богомолов — такого не было. Сам я пытался уехать из Новосибирска, я ведь всю жизнь здесь живу, с раннего детства, и не очень люблю Сибирь, этот климат. Но там, в других местах, я вдруг ощущал себя абсолютно чужим, и всё было чужим вокруг, и мне хотелось домой, прямо бегом. У меня вообще есть такой пунктик: я очень легко чувствую себя чужим, ненужным, неуместным. И малейшая провокация таких фобий и комплексов выносит меня на грань безумия. Мне важно быть там, где я среди своих и где, как мне кажется, я кому-то нужен.

Премии

С насмешкой отношусь к актёрам, которые наградами и премиями меряют свою жизнь, думаю, что это глупо. Относиться к этому демонстративно пренебрежительно  — также глупо. Награды и премии дают на короткий срок отдохновение от комплексов, которые есть у всех. Приятная, нужная вещь, я ценю все свои награды и номинации, но серьёзного значения для меня как для творческой личности они не имеют, потому что рост совершается в другом пространстве. А это лишь то, что выносят обычно за гробом на подушечках.

Моцарта
не стал бы травить

Сыграть все роли, которые ты мог бы и хотел, невозможно, всё равно не доиграешь, уйдёшь, «не доиграв, не докурив последней папиросы»…

Я хотел сыграть Хлестакова и Гамлета, мне казалось, что между ними находятся все роли. Гамлета не сыграл, значит, так оно и должно было быть. Зато сыграл Хлестакова и даже специально для этого уходил из «Красного факела».

У меня нет любимых ролей, есть важные. Брюно в «Великолепном рогоносце» — самая мучительная роль в моей жизни, труднейший текст, жуткая амплитуда эмоциональных состояний, но эта роль стала для меня переломной. Была ещё непростая роль принца Дженнаро в «Вороне», или очень гармоничная — Астрова в «Дяде Ване». Что-то внутри меня совершалось, на какую-то новую ступень я вскарабкивался, что-то в себе побеждал в связи с этими ролями. Всё это расширяло моё пространство. Была ещё роль Сальери, которая мне во многом очень близка. Многие из переживаний Сальери — мои переживания, я только Моцарта не стал бы травить, а так там очень много про меня, как это ни печально, может быть.

Какую роль мне хотелось бы сыграть сегодня? Первое, что приходит на ум, роль о потерях, о крушении надежд, о конце жизни, такая мощная роль для пожилого актёра — король Лир, конечно.

Великие
избранники

Михаил Чехов, когда его бросила жена, написал рассказ и читал его со сцены, а после признался, что не нужно было, потому что по «свежей крови» этого делать нельзя, должно пройти время.

Театр в принципе штука пограничная, он может буквально приблизиться к твоей коже. Актёры, которые умирали на сцене, — великие избранники судеб — Миронов, Добронравов. Сейчас Табаков очень болен и играет человека, который также смертельно болен, поставил спектакль Богомолов, говорят, потрясающий.

Я сам неоднократно пытался разобраться в себе, обращался к психологам, потому что периодически плохо себя чувствую, бывают такие ужасные состояния. И, честно говоря, я не верю, что кто-то мне может помочь. Само проходит. Ещё помогают книги. Когда мне тяжело, я ныряю в книгу, убегаю туда из жизни, засовываю голову, словно страус. Тогда эмоции от прочитанного уводят меня от реальности, и мои сиюминутные переживания отступают.

У времени
в плену

Я люблю современную драматургию. Вырыпаев, Пулинович. В них есть современный язык, интонации, когда-то это очень умело делала Людмила Петрушевская — поймать интонацию пронзительную, живую, это и на сцене интересно сыграть. Ведь всё дело во времени. Пастернак как-то сказал: «Ты — вечности заложник у времени в плену». Потрясающая формула подлинной жизни в искусстве. В советской драматургии мне очень нравился Розов, это просто мой драматург, я начинал с его «Мальчиков» — Пров Судаков — самая важная роль моей юности. Арбузов сегодня выглядит приторным, хотя тогда таким не казался, Володин — это гениально, изумительно, его личность в числе тех, кто произвёл на меня сильное впечатление.

Цензура

Под влиянием цензуры внешней в людях растёт, созревает внутренняя цензура, она страшнее и опаснее. Внешняя цензура может вдруг уйти, или выйдет какое-то послабление, а у тебя внутри уже сформировался свой мощный цензор. Его воспитал твой страх.

Я думаю, что люди или группы людей, которые думают, что искусство — инструмент какой-то идеологии, пусть даже самой прекрасной, это убийцы искусства, часто по неведению. Искусство должно быть свободно, как огонь, его нельзя запаковать. Оно должно быть непредсказуемо, художник часто сам не знает, куда его занесёт. И ни в коем случае нельзя строить бетонных стен, вдоль которых он поедет. Как Высоцкий: «Попал в чужую колею…» Не дай Бог, колея — это страшно! Дорога искусства должна быть чистой, свободной, с высокой скоростью. Искусство должно обжигать, действовать, пугать, бить, вонзать в тебя что-то, быть непредсказуемым. Тогда оно настоящее. Театр не может превращаться в музей или лекторий. Он не должен воспитывать или образовывать, для этого есть другие структуры. Он никуда не направляет, он просто живёт, трепещет и обжигает.

Есть два пути и в жизни и на сцене — быть и казаться. И часто люди, которые хотят казаться, достигают определённых высот. Но казаться и выглядеть — не очень плодотворное занятие. А БЫТЬ, стараться быть — очень трудная работа. Каждый выбирает по себе.

Аплодисменты

Зритель — неотъемлемая часть представления. И, конечно, он влияет, но каждый раз по-разному. Сегодня одно представление, завтра — другое, и неизвестно, как послезавтра зритель будет взаимодействовать с актёрами, с тем, что происходит на сцене. Это всегда великое чудо — кто ТАМ сидит. Когда совершенно разные люди вдруг образуют какое-то единое целое. А после представления они расходятся, и это единое целое рассыпается на атомы, и каждый уносит своё.

Алексей Максимович Пешков по незнанию написал: «Аплодисменты, брат, это как водка». Я понимаю абсолютную тщету этих звуков, за их шумом не разобрать тонкостей. А вот во время спектакля вдруг послышится всхлип, вздох, звук, от которого у тебя перехватывает горло, и ты понимаешь, что ты попал в кого-то. Вот это потрясающе!

Марина ШАБАНОВА
Фото Валерия ПАНОВА

 

Автор:  Марина Шабанова
 
По теме
В рамках Всероссийского фестиваля молодёжного и семейного экранного творчества «МультСемья» на протяжении 2 месяцев проходил онлайн интенсив-конкурс молодёжного медиатворчества «Контекст»: для юных журналистов,
Участник XI Международного Транссибирского Арт-Фестиваля Молодой французский дирижер, участник XI Международного Транссибирского Арт-Фестиваля  Клемана Нонсьё посетил Художественный музей,
Житель города Бердска предстанет перед судом по обвинению в убийстве родственника - Следственный комитет фото СУ СК РФ по Новосибирской области Следственным отделом по городу Бердск следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Новосибирской области завершено расследование уголовного дела в отно
Следственный комитет
Сначала анализ, потом — диагноз - Газета Степная нива С самого утра в кабинеты клинико-диагностической лаборатории центральной районной больницы стекаются пациенты с направлениями от всех врачей.
Газета Степная нива
Делаем всё возможное - ГБУЗ НСО ГНОКБ За два года, в течение которых на базе Новосибирской областной больницы работает детское онкологическое отделение, 11 маленьких пациентов прошли процедуру заместительной почечной терапии - гемодиализ.
ГБУЗ НСО ГНОКБ
Гайдар – для поколений - Тогучинская ЦБС 6 марта Юртовская сельская библиотека присоединилась к региональной акции «Аркадий Гайдар – для поколений», посвящённой 120–летию со дня рождения А. П. Гайдара и Году семьи.
Тогучинская ЦБС
Путешествие по пушкинским страницам - ЦБС Баганского района Двадцать девятого марта в Теренгульской сельской библиотеке состоялся увлекательный квизбук «Путешествие по пушкинским страницам».
ЦБС Баганского района