Не хватает пьесы — пой!

Театральная антреприза «Артистическое созвездие» в этом сезоне выпустила две премьеры, открывшие имена новых драматургов и иные способности известных актеров

СЛЫХАЛИ ль вы, что в новосибирском Академгородке живет и пишет «для Москвы» Ольга Степнова — красивая и смелая, жизнерадостная и плодовитая автор иронических детективов и сценариев для телесериалов? Я бы, возможно, еще долго не узнала о том, если бы та самая Ольга Степнова не была страстной поклонницей замечательной актрисы Светланы Галкиной, подарившей ей в знак признательности свою новую пьесу. Возможно, со словами: «Это сможете сыграть только вы!», возможно, с другими словами, но явно с тем намеком и посылом. Востребованная и в НАМТ «Глобус», которому верой и правдой служит, и во множестве других творческих проектах Галкина — человек неутомимый, готовый, кажется, репетировать и играть 24 часа в сутки. Естественно, она прочла дареную пьесу и задумалась, а претворить думы в реальность, в постановку ей помог актер, педагог Новосибирского театрального института Андрей Бутрин, дебютировавший в качестве режиссера. Премьеру спектакля с длинным и казуистичным названием «Попутчица с комфортом, или Купе усиленных удобств» выпустило «Артистическое созвездие», и в январе он дважды собрал аншлаги в немаленьком зале ДК «Энергия».
      Добавлю, что другие, прежние пьесы Ольги Степновой широко идут в негосударственных театрах страны, в частности, в московской антрепризе комедию «Жена на двоих» (по пьесе «Двое в лифте, не считая текилы») разыгрывают Петр Красилов и Дмитрий Орлов, многократно оэкраненные. У ее творчества, что называется, большой кассовый потенциал. Это, со всей очевидностью, массовый продукт, неинтересный интеллектуалам, но и своего рода феномен популярности, который и исследовали актеры «Артсозвездия». О чем пьеса? Сюжет сказочный: Он — импозантный бизнесмен, несчастливый в браке, покупает целое купе в вагоне поезда Москва — Владивосток, мечтая о неделе покоя и одиночества. Она — экстравагантная дамочка, насильно, враньем проникающая в его купе. Пьеса, на мой взгляд, абсолютно дилетантская — ну нельзя с первых же минут действия обнаруживать, какие у кого из персонажей намерения. А Она (Светлана Галкина в белокуром парике и провокационном мини) тотчас устанавливает в купе видеокамеру, маскируя ее шляпкой, и принимается отчаянно соблазнять хмурого, замкнутого попутчика. У него — непримиримое неприятие, у нее — бездна жантильности, изощренные уловки с переодеваниями, неглиже, просьбами о брудершафте, непременными при совместной выпивке наедине. Словом, в пьесе — масса ходульных и дежурных пассов, не подкрепленных сколько-нибудь интригующими, да и соответствующими лексике нашего времени репликами и диалогами. Текст такой, что любая домохозяйка, регулярно смотрящая сериалы, лучше, цветистее выскажется. А Бутрин из этой пьесы сделал откровения современника, насытив действие своими представлениями о правде жизни и правде искусства. Материал воспринял, как кальку голливудских комедий, и воплотил чередой картинок комикса, с изрядным отстранением. Притом ему удалось настолько органично включить в действие поэзию и музыку, что фрагменты декламаций и пения (редкие, без перебора) облагородили историю, придали неубедительному по пьесе железнодорожному роману бизнесмена и сотрудницы детективного агентства «Измена» почву для движения чувств, для раскрытия образов.
      «Бывают дни, когда опустишь руки, и нет ни слов, ни музыки, ни сил», — говорит герой Андрея Бутрина, выходя к рампе, словно вырываясь из душного вагона. Он не поет и не декламирует, просто произносит слова известнейшей песни Андрея Макаревича и делает это так искренне, что зрителей пронзает. Именно в этом фрагменте звучат первые громкие аплодисменты. Она, Светлана Галкина, ответно, снимая пафос признания, играя, как бы шутя и дурачась, читает раннюю Марину Цветаеву:
      «Я вас люблю всю жизнь и каждый день.
      Вы надо мною как большая тень,
      Как древний дым полярных деревень.
      ... Я поняла: вы — северный олень»
      Я стихотворение Цветаевой сократила, а актриса исполнила полностью, с настоящим интонационным богатством. И далее «поезд»-спектакль покатился ладно, складно, без спотыканий о вычурно-надуманный текст. В купе то и дело заглядывал, вклинивался «третий лишний», то проводник, то отсидевший зэк (несколько ролей сыграл заслуженный артист России Сергей Новиков; во втором составе их исполняет студент НГТИ Виктор Жлудов). Параллельный комизм и драматизм задавал голос проводницы Марины Колупаевой, которая то млела от ласк мужа, то ссорилась с ним, — и все это работало на развитие отношений персонажей, дошедших в понимании друг друга до... высот слаженного песенного исполнительства. Сначала Светлана Галкина замечательно исполнила «Жизнь в розовом свете» Эдит Пиаф, а счастливый финал увенчало дуэтное исполнение песни из репертуара Ива Монтана C’est si bon — «Хорошо по бульварам шагать, ее руку сжимать, слушать слов нежный шелк, говорить ни о чем». Удивительно, но именно совместное упоенное и упоительное пение подчеркнуло счастье пары, возникшей случайно. И весь спектакль вдруг обрел элегантность, которой и не предполагала пьеса. Вкус и талант правили бал. Аплодисменты стояли стеной.
      Деятельность «Артсозвез- дия» и в целом разбивает мифы о «низости» развлекательных жанров. Вторую премьеру этого сезона «Цирк на троих» по не новой, не вчерашней, но до сих пор не открытой пьесе известного красноярского драматурга Андрея Иванова выпустил худрук, заслуженный артист России Евгений Важенин. В «Цирке» тоже участвуют всего трое артистов — «глобусовцы» Наталья Тищенко, Нина Квасова и Максим Гуралевич. Коротко завязку можно обозначить как треугольник «две сестры и обаятельный мошенник». Старшая сестрица вырвалась в город, сделала «карьеру», купила квартиру и обрела прочие материальные блага, торгуя бесполезными биодобавками, но увязла в проблемах, от которых хочется сбежать, исчезнуть. Актриса Тищенко — тонкая и звонкая — играет ее нервной, дерганой, почти затравленной, и это убедительная актерская работа. Младшая сестра, румяная и полнокровная, естественная, как трава у дома, осталась в деревне, легко и радостно справляется с должностью свинарки на ферме. Но у нее есть выдающийся голос, есть мечта стать певицей, и ради участия в конкурсе она едет в столицу, — исполнительница этой роли Нина Квасова действительно звонко, чисто, красиво поет. Крепкое сопрано. А пением, своим чистым сопрано, город — царство суеты и надувательства — не проймешь, двери не открываются... Меньше всего уместен пересказ практически приключенческих событий премьерной постановки Евгения Важенина, где есть драйв, много неожиданных поворотов и совершенно непредсказуемый финал. Он, по сути, выполнил социальную комедию, заставившую зрителей послевкусием от смеха ощутить горечь. Выдержал в как бы развлекательном жанре, сделал увлекательной нестареющую философскую притчу о многих искушениях и соблазнах на дороге к себе, о тернистости праведного пути.
      Впрочем, комедией с двойным дном, с серьезным подтекстом явилась и премьера прошлого сезона «Корвалол для киллера», до сих пор остающаяся хитом репертуара «Артсозвездия». Это постановка Дениса Малютина, актера и режиссера НАМТ «Глобус», ныне работающего главрежем драмтеатра в Уссурийске, по пьесе дебютантки на ниве драматургии Ольги Туханиной. Автор — наша, новосибирская по рождению девушка, выпускница пединститута, уехавшая за мужем, знаменитым острословом Максимом Туханиным (продолжительное время он был членом ПАН-клуба нашей газеты «Новая Сибирь»), «аки декабристка», в Москву. Ольга сполна реализовалась как учитель, как жена и мать двух детей, пишет серьезные концептуальные журналистские тексты, известный блогер с отчетливой гражданской позицией. Ее «проба пера» в драматургии дорогого стоит — это вовсе не коммерческая безделица, условно говоря, о любовниках в шкафах, в лифтах или под кроватью, а текст, задающий сегодняшние вопросы: до какой бездны отчаяния должен дойти нормальный образованный человек, чтобы оставить свои излюбленные филологические занятия, фольклорные изыскания и податься в наемные убийцы? До какой степени жертвенности должна дойти его измученная нищетой жена, чтобы не терпеть, а с нарастающей силой любить этого неудачника, чудака, этого кулему, который не ступить, не молвить? Отнюдь не легкий уровень размышлений вызывает спектакль по пьесе Туханиной, которому режиссер Малютин местами придает форму, близкую к абсурдистской. На мой взгляд, в «Корвалоле для киллера» одной из самых ярких, запоминающихся стала немая пластическая сцена, окрашенная игрой света то в красную кровожадность, то в сумерки лишения разума. Нечто между сном и явью, которая сродни кошмарному видению: непонятно, убил — не убил, кто охотник, кто добыча? В ней есть художественность, наличествует выразительное пластическое решение. Приметы не из арсенала воздействия на массовое сознание, жаждущее простых зрелищ и утех. Впрочем, кто решил, что надо любой ценой обеспечивать смех в зале? «Артистическое созвездие» на пути к тому, чтобы менять стереотипы посредством актуальных пьес и актуальных зрелищ.
     

 
По теме
Яркий, многогранный мир литературы наполнен интереснейшими животными и магическими существами.
«Храните, люди, старину» В культурно-досуговом центре поселка Приобский в центре национальных традиций состоялась интерактивная программа «В гостях у самовара» по Пушкинской карте.
1 и 2 апреля 2024 года в Новосибирском областном колледже культуры и искусств состоится межрегиональный конкурс исполнителей на балалайке и домре «Золотые струны Сибири».
В Алтайском крае предупредили о подъеме уровня воды в реках - 4S-Info.Ru Фото: ГУ МЧС по Алтайскому краю По данным Западно-Сибирского управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, в период с 27 по 30 марта ожидается вскрытие реки Алей в районе села Старо-Алейского,
4S-Info.Ru
Редкую патологию обнаружили у девочки из Новосибирска - более десяти лет потребовалось, чтобы установить диагноз Ребенок не может нормально питаться, твердая пища вызывает боль и кровотечения во рту.
ГТРК Новосибирск
С Сергеем Михалковым – весело! - ЦБС Баганского района Во второй день Недели детской книги в библиотеке состоялась встреча с воспитанниками детского сада «Колокольчик».
ЦБС Баганского района
Поезд, идущий в овраге - Газета Ведомости «Собаки» и «Гадкий утёнок» — какие сюрпризы приготовили детям новосибирские театры?
Газета Ведомости
С новым званием! - Краеведческий музей Поздравляем Риту Анатольевну Полянскую с присвоением звания «Почетный работник культуры» Новосибирской области!
Краеведческий музей