Не могу молчать

Режиссёр из Санкт-Петербурга Александр БАРГМАН об актуальности Вампилова, театральной перпендикулярности и протестной энергии.

Александр Баргман живёт и творит на границе двух театральных профессий, органично существуя на сцене «в роли» актёра и талантливо перемещаясь за режиссёрский пульт в зрительном зале. Лауреат разнообразных театральных премий, отец-основатель театра  «Такой театр», главный режиссёр театра имени В. Ф. Комиссаржевской, большой друг театра Сергея Афанасьева, где он поставил «Утиную охоту» Вампилова. Кстати, Александр Львович является официальным российским голосом Джонни Деппа — всеми любимый капитан Джек Воробей говорит голосом Баргмана, но поднимать эту тему режиссёр интеллигентно отказался.

 

— Александр Львович, знаю, что в текстах и драматургии вы ищете, прежде всего, отклик на то, что лично вас задевает. Вчера это был Мольер, сегодня Вампилов, а завтра Вырыпаев. На что откликнулась «Утиная охота»?

 

— В моей творческой жизни нет заранее продуманной драматургии как таковой — всё приходит само и само же уходит. Что касается конкретно этой пьесы, то, знаете, когда воздуха становится меньше, когда свобода за окном превращается в утренний туман, а стены сужаются, — всегда на сценах Советского Союза, а потом и России, ставилась «Утиная охота». Когда начинались некие послабления и локальные «оттепели», когда появлялся воздух, надобность в этой пьесе отпадала. Сейчас наступило такое время, когда каждый, как говорил Чехов, не знает всей правды, когда индивидуальность человека размывается и становится общест­ву неинтересной. Пришло вновь время этой пьесы — для меня конкретно. Потому что я чувствую, что линия исследования «лишних людей» — от Онегина через Печорина и Базарова к Зилову — сегодня не случайна. Сегодня мы все в какой-то степени лишнее люди. Мы не лишние для самих себя и своих близких, но в потребительском мире мы, к сожалению, мельчаем. И для того, чтобы сохранить свой микромир, свою внутреннюю галерею, мы иногда преступаем через какие-то нравственные законы и ещё через что-то «общественно-социальное». Поэтому пьеса для меня не связана с конкретным контекстом советского времени, она давно уже не временная, а классическая — это в какой-то степени трагическая и грустная притча о человеке, который пытается обрести себя.

 

— Для идейных рецензентов советского пространства такие поиски самого себя получили наз­вание «зиловщины». А сам Виктор Зилов являлся для них примером беспробудного нарциссизма…

 

— Выношу за скобки всё, что он творит. В пьесе об этом написано, что он ведёт себя как нарцисс, как эгоист, что он постоянно обманывает, провоцирует и унижает. Но для меня Зилов, несомненно, талантливый человек, с маскарадным, карнавальным нутром. Он сам не отдаёт отчёт, что это всё в нём есть, но вокруг него всегда много народа, всегда густо, странно, ярко, страшно и опасно. С ним интересно, он непредсказуем, он поэтичен, ироничен и порочен — весь этот «букет» привлекает женщин и друзей. Я думаю, что фильм Балаяна «Полёты во сне и наяву» является размышлением на тему «Утиной охоты», поэтому такие полёты фантазии и воображения Зилова, его воззрения на женщин и друзей, пусть в преломленном пьяном сознании, в моём спектакле обязательно будут. Тем более что Зилова играет замечательный Андрей Яковлев, если бы я не знал, что он служит в этом театре, то я бы вряд ли взялся за Вампилова. Это уникальный артист, с ним очень интересно и тонко работать, он понимает, о чём идёт речь, и держит мою идею насчёт полётности Зилова. Потому что всё, что касается Зилова, его нарциссизма, того, что по сцене ходит «живой покойник», — это всё понятно, обо всём этом написано и часто это делается. Понятно, что Зилов истончается, он практически погибает, он опускается на самое дно одиночества и своей человеческой бездны. Есть такое понятие «мир вокруг коченеет»… Для меня важно, что Зилов не понимает и не принимает, что с ним происходит, — он живёт «сейчас» и пытается выкарабкаться любым способом. Во многом эта пьеса о желании и возможности спасения. Зилов пытается спасти себя, но как — он пока не знает. Его друзья и женщины тоже пытаются в любви, в семье, в иллюзиях ухватиться хоть за какой-нибудь смысл продолжения жизни в условиях «без жизни».

 

— Вы человек с повышенным уровнем «внутренней тревоги» в крови, остро реагируете на все перепады социального барометра. Как вы считаете, сегодняшние реалии идут на пользу российскому театру?

 

— Та протестная энергия, которая возникла в театре в последние годы, работает только на благо театра. Потому что театр существует вопреки, он всегда перпендикулярен времени: чем конфликтнее и страшнее время, тем сильнее театр, тем мощнее его высказывания о жизни души и духа, о неистребимом — в отличие от жизни человеческой. Сегод­ня, к сожалению, стало понятно, что и человек, и художник для власть имущих ничто. Его можно задавить, обвинить и заставить молчать. Эта «политика молчания» необоснованно высокомерна и мерзка не только по отношению к самим жертвам-художникам, но и к обществу в целом. Я всегда избегал манифестов и деклараций в театре и занимался «чистым искусством», но сейчас возник такой период, который прежде именовали «не могу молчать». Ни для кого не секрет, что человек для современной российской власти давно уже не является ценностью. Такой подход касается всего: образования, культуры, социальной сферы…. Поэтому сегодня театр как высказывание, как концентрация художественного слова, подобен мощной стреле. Так было и в 1960-е годы, во времена театра на Таганке, и позже. Что касается меня, то я не человек деклараций. Для меня выбор пьесы, подготовительная работа с командой и выход спектакля на сцену — очень интимный и субъективный процесс, это наша кухня, где нет никаких законов. Есть только один: то, чем ты занимаешься, должно развивать тебя и поддерживать интерес к театру, миру и самому себе.

 

— Вы блистательный актёр, лауреат Государственной премии, четырежды номинант «Золотой маски». Почему занялись режиссурой?

 

— Первая причина — это перенаполненность. В моём случае это произошло потому, что за 15 лет актёрского творчества я был напитан режиссёрами, с которыми мне посчастливилось встретиться. Это и Владимир Егорович Воробьёв, и Ростислав Аркадьевич Горяев, и Григорий Козлов, и Саша Морфов, и Витя Крамер, и Михаил Бычков, Арсений Овсеевич Сагальчик… Все эти люди были готовы к сотворчеству. У нас с ними во время работы возникало поле совместного сочинения спектакля, не было никакого диктата… Что касается содержания моего режиссёрского высказывания, то оно всегда связано с материалом. К счастью, я ставлю только то, что хочу. И это «хочу» меняется. Иногда хочется тонкой ювелирной работы с актёрами, чтобы рассказать пронзительную историю любви в мире без любви, как это случилось со спектаклем «Три товарища». Иногда хочется шалить — как в «Панике», «Сказках с акцентом». Иногда хочется посвящения, как это случилось в Омском театре драмы, где мы поставили «Лжеца» Гольдони и посвятили его Федерико Феллини. Знаете, когда быстро взрослеешь и начинаешь осознавать себя как нечто отдельное, уже независимое и самостоятельное, формируется собственное мировоззрение, которое требует воплощения в чём-то таком, что целиком и полностью тобой сделано. Кроме того, в моей режиссуре есть некий жест протеста против того, что мне не нравится в театре.

 

— Я читала, что вам не нравится «псевдопсихологический театр».

 

— Выражение «псевдопсихологический театр» имеет отношение к штампам и стереотипам психологического театра — их миллионы, я сам ими страдал. Я не люблю психологическую многозначительную предсказуемость — это когда мы занимаемся психологическим театром и имитируем психофизическую жизнь. Я считаю, что в театре есть нечто мощнее и сильнее, чем имитация. Мы же все знаем законы, по которым приходим в театр: зритель — художественно, искренне обмануться, а наша задача — художественно и честно, отчаянно и кроваво сделать какое-то своё предложение. Поэтому нужно идти куда-то выше, чем просто имитировать жизнь человеческого духа.

 

— Некоторые профессии становятся своеобразной «бронёй»: к примеру, в клиническую психологию идут в основном те, кто хочет залатать «внутренние дыры». От чего защищает вас театр?

 

— Театр меня защищает от меня самого. Не просто защищает, а порой спасает от жизни, от собственного несовершенства, от бытовухи, от раздражения. Надо сказать, что не всегда у театра это получается. И, несмотря ни на что, прекраснее театра ничего, наверное, нельзя представить. В репетиционном процессе, в игре на сцене так или иначе мы исследуем человека во всех его проявлениях, со всеми его чувствами и слабостями.

 

— Сколько лет продолжается ваша дружба с Сергеем Афанасьевым и его театром?

 

— Больше десяти лет. В 2008 году я поставил на сцене этого замечательного театра спектакль «Карл и Анна» — по произведению немецкого прозаика и драматурга Леонгарда Франка. Сергей Николаевич был первым человеком, который позвал меня ставить спектакль за пределы Санкт-Петербурга, это был первый спектакль, который я делал на выезде. С Сергеем Николаевичем у нас случилось головокружительное родство душ, это потрясающий режиссёр высокого уровня, и я благодарен ему за наше сотрудничество.

 

Наталия ДМИТРИЕВА |  Фото Валерия ПАНОВА

8
 
По теме
«Дураки на периферии» вышли на сцену «Красного факела» Одной из самых заметных театральных премьер этого сезона стал спектакль «Дураки на периферии»,
23.05.2018
Круг поворачивается - Газета Ведомости В театре Афанасьева показали «пилотную версию» спектакля «Утиная охота». Виктор Зилов — Андрей Яковлев.
10.05.2018
 
#Фестиваль-Театр - Газета Ведомости В июне Новосибирск посетят два именитых российских театра — «Приют комедианта» (Санкт-Петербург) и «Театр-Театр» (Пермь).
08.05.2018
И страшно, и манко - Газета Ведомости Актёр и режиссёр Владимир КУЗНЕЦОВ о подвиге, провокациях на сцене и сумасшедшей профессии.
08.05.2018
 
В Бердск привезут 17 копий картин известных художников - Бердск-Онлайн.Ru Автор:  Ольга Лошкарева. Фото организаторов Записаться на экскурсии можно уже сейчас в городском музее В сентябре жители Бердска смогут посетить выставку копий картин из Третьяковской галереи.
14.08.2018
В Бердск привезут 17 копий картин известных художников - Бердск-Онлайн.Ru Автор:  Ольга Лошкарева. Фото организаторов Записаться на экскурсии можно уже сейчас в городском музее В сентябре жители Бердска смогут посетить выставку копий картин из Третьяковской галереи.
14.08.2018 Бердск-Онлайн.Ru
Этническая музыка на фестивале «Живая вода», новое кино Австрии в «Победе» и другие события недели.
13.08.2018 Газета Ведомости
Театры открывают продажи билетов — чем удивит зрителей предстоящий театральный сезон?
08.08.2018 Газета Ведомости
Задержка с появлением приказа об охранном статусе кинотеатра «Металлист» чуть не стоила ему жизни.
08.08.2018 Газета Ведомости
По итогам прошедшего в Южно-Сахалинске финала VI Национального чемпионата «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» в копилке команды Новосибирской области – 22 медали: 3 золотых, 6 серебряных,
14.08.2018 Сибирский репортер
Анжелина ДЕРЯБИНА Фото предоставлено пресс-службой Новосибирского регионального отделения партии «Единая Россия» В Новосибирск приедут активные сторонники здорового образа жизни со всей страны Команды примерно из 7
08.08.2018 Советская Сибирь
От всей души поздравляю с Всероссийским днем физкультурника спортсменов, тренеров, учителей физической культуры, ветеранов спорта, врачебно-физкультурный персонал и всех тех,
08.08.2018 Газета Бумеранг
Внешне оружие напоминает обычную ручку - Бердск-Онлайн.Ru Автор:  Ксения Горелова, фото управления на транспорте МВД РФ по СФО Бердчанин пояснил, что нашёл опасное изделие возле дома Бердчанин получил срок за опасноую находку.
14.08.2018 Бердск-Онлайн.Ru
Воры не только украли провода, но и сломали 5 деревянных опор ЛЭП АО «РЭС» подало заявление в полицию Тогучинского района Новосибирской области — воры похитили 12 километров проводов с линий электропередачи.
14.08.2018 НГС.Новости