Нелюбовь

В театре по руководством Сергея Афанасьева «затонул» дом предпринимательницы Вассы Железновой.

Свой новый театральный сезон Городской драматический театр открыл Максимом Горьким — три часа ржавый мир-пароход Вассы Железновой пытался с надрывным скрипом удержаться на плаву, но в финале затонул, оставив металлическое послевкусие нелюбви и семейного постапокалипсиса. «Мы взяли второй вариант "Вассы Железновой", — рассказал на пресс-конференции Сергей Афанасьев . — Мне кажется, второй вариант, хоть и был он написан в 1935 году, сделан жёстче, выписан драматургично — более чисто, более событийно. И я, как любитель событийного театра, очень упругого и взрывного, остановился на этой пьесе».

 

В душном трюме ржавого парохода мечется тонкая, как лезвие клинка, Васса Железнова ( Анастасия Неупокоева ), пытаясь удержать в изящных, но сильных руках истлевшее полотно бытия. Муж ( Семён Летяев ), спившийся распутник и упырь, увяз в уголовном деле по растлению малолетней; младшая дочь Любочка ( Надежда Фаткулина ) больна на голову; старшая Наталья мается от растущего либидо; брат Прохор ( Савва Темнов ) бражничает на сестринские дивиденды, а сноха Рашель ( Татьяна Скрябина ), революционерка и предтеча Фанни Каплан, пытается увезти внучка Колю. В психологическом анамнезе Вассы — систематические унижения от упыря-мужа, от побоев до облизывания мужниных сапог. Грязные кирзачи «маршируют» на сцене стройными рядами, органично вписанные художником Владимиром Фатеевым в общую психологическую канву спектакля. Ими «дирижирует» бесноватая Любочка, нажимая матери на больную мозоль — то любовно протрёт голенища, то сливок на мысок нальёт: «Мамочка, ужин готов!». В общем, есть от чего сойти с ума или стать железной женщиной Вассой Железновой.

Русских женщин колом не перебьёшь. Всё, что не убивает, делает их сильнее. Вот вцепилась экзальтированной хваткой в мужа: «Выпей порошок, Серёженька! Не позорь семью!» Волком на луну воет Серёженька, ибо любовь к жизни — самый сильный человеческий инстинкт. Но смертельная обида делает женщин инфернальными, способными на мистические безумства. Поэтому Сергей Афанасьев смело перемещает Вассу в «шекспировский портал», где Аптекарь ( Денис Казанцев ) снабжает её склянкой яда. Ну а потом — классика жанра, воронка, ухо, «Васса Борисовна, ваш муж умер!». Сильные страстные личности живут в одном пространстве, им не важно, какой на дворе век и какой писатель воскресил их к жизни.

 

Роль Вассы Железновой для Анастасии Неупокоевой — дебют. Раньше она работала в ГДТ завлитом, а сегодня она на сцене — колдунья, раненая волчица, змея-бизнесвумен, сухие чёрные глаза, автоматная очередь в трубку телефона: «Баржу арестовали?! Глупцы!». И укатила решать дела — прямая, как шпага, в ушах бриллианты. А домочадцы-то и выдохнули: свобода, мамаши дома не будет, гуляем! И в пляс — истовый, русский, когда рубаху в клочья, однова живём, жги! Это уже фишка Сергея Николаевича — растворять в музыке героев, выворачивать их нутро через песню или танец, вытряхивать из «внутренних карманов» крошки обнажённой души.

Одна из мощнейших сцен — противостояние Рашели и Вассы. Одна — несгибаемая революционерка, снедаемая изнутри радикальным огнём мирового пожара, где нет места семье и дому. Вторая — владелица пароходов, буржуйка; мой дом — моя крепость. И сынок-внучок Коленька как разменная монета, главный приз победительнице. «Не отдам тебе, Коленьку!» — хлопает себя по заду неприличным жестом Васса: мол, на-ка, выкуси! «Васса Борисовна, отдайте мне сына!» — кричит, как на допросе в жандармерии, Рашель, в глазах — огонь, в руках — футляр от домбры. Стоят друг против друга близнецы-сёстры, зеркальные отражения. Потому что нет ни в одной из них любви — только ненависть только мщение. Сплошная тотальная нелюбовь, от которой ещё быстрее идёт ко дну ржавый мир-пароход. И тут дело даже не в этой пресловутой смене эпох, когда один класс уничтожает другой, ускоряя агонию замкнутого семейного мира. В нелюбви дело.

 

В финале Горький убивает Вассу сердечным приступом. Афанасьев «добивает» больную Железнову выстрелом Рашель из пистолета. Следом за Вассой покидает этим же способом мир и Прохор. Шекспир вновь иронично растягивает тонкие губы в усмешке — ужасный век, ужасные сердца. Ржавый пароход, объятый пламенем, идёт ко дну. Занавес.

 

Наталия ДМИТРИЕВА | Фото Виктора ДМИТРИЕВА, предоставлено пресс-службой ГДТ

10
 
По теме
Житель города Бердска предстанет перед судом по обвинению в убийстве родственника - Следственный комитет фото СУ СК РФ по Новосибирской области Следственным отделом по городу Бердск следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Новосибирской области завершено расследование уголовного дела в отно
Следственный комитет
Делаем всё возможное - ГБУЗ НСО ГНОКБ За два года, в течение которых на базе Новосибирской областной больницы работает детское онкологическое отделение, 11 маленьких пациентов прошли процедуру заместительной почечной терапии - гемодиализ.
ГБУЗ НСО ГНОКБ
Что приносит почтальон - Черепановская ЦБС       28 марта в Городской библиотеке побывали ребята из детского сада «Колокольчик» на завершающем мероприятии "Недели детской книги".
Черепановская ЦБС
Искусство на все времена - Газета Ведомости Выставка Рубенса в художественном музее, спектакль «Три мушкетёра» в «Глобусе», фильм «Летучий голландец» в кинотеатрах города.
Газета Ведомости