Контрольно-счетной палатой Новосибирской области проведена проверка использования средств областного бюджета, направленных поддержку малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе.

Контрольно-счетной палатой Новосибирской области проведена проверка использования средств областного бюджета, направленных поддержку малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе.
Фото: www.kspnso.ru
Отчет Контрольно-счетной палаты Новосибирской области по результатам проверки законности и эффективности использования средств областного бюджета, направленных на государственную поддержку малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе Новосибирской области в 2016 году (в том числе безвозмездных поступлений из федерального бюджета) рассмотрен коллегией палаты и направлен в Законодательное Собрание Новосибирской области и Губернатору Новосибирской области.
Объектами контрольного мероприятия стали:
  1. Министерство сельского хозяйства Новосибирской области (Минсельхоз НСО).
  2. Индивидуальный предприниматель Глава крестьянского фермерского хозяйства Ишметова М.В. Колыванский район (ИП КФХ Ишметова М.В).
  3. Индивидуальный предприниматель Глава крестьянского фермерского хозяйства Некрылов Д.А. Тогучинский район (ИП Глава КФХ Некрылов Д.А.).
  4. Индивидуальный предприниматель Глава крестьянского фермерского хозяйства Лихтнер А.А. Тогучинский район (ИП Глава КФХ Лихтнер А.А.).
В результате проверки установлено:
  1. В 2016 году расходы на государственную поддержку малых форм хозяйствования в рамках государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Новосибирской области на 2015-2020 годы» составили 180 332,3 тыс.руб. (98,4% к плану и 98,3% к уровню 2015 года).
Господдержка 3-х программных мероприятий осуществлялась с софинансированием за счет средств федерального бюджета (104 812,6 тыс.руб. или 58,1% от общего объема), расходы по которым составили:
- гранты на создание и развитие КФХ начинающим фермерам – 67 732,5 тыс.руб. (100,0% к плану и 116,6% к 2015 году);
- гранты на развитие семейных животноводческих ферм, созданных на базе КФХ – 76 923,0 тыс.руб. (100,0% к плану и 95,3% к 2015 году);
- возмещение части процентной ставки по долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным кредитам, взятым малыми формами хозяйствования – 8 314,6 тыс.руб. (88,9% к плану и 40,0% к 2015 году).
Только за счет средств областного бюджета оказывалась поддержка на:
- возмещение затрат КФХ, при оформлении в собственность используемых ими земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения – 1 891,0 тыс.руб. (66,4% к плану и 472,8% к 2015 году);
- приобретение основных и оборотных средств для осуществления деятельности КФХ, ИП и СПоК – 14 500,0 тыс.руб. (93,6% к плану и 93,2% к 2015 году);
- возмещение стоимости молодняка КРС, приобретенного ЛПХ – 10 971,2 тыс.руб. (99,7% к плану и 143,7% к 2015 году).
2. Использование полученных в форме грантов бюджетных средств предусмотрено в течение 18 месяцев – начинающими фермерами и 24 месяцев – семейными фермами. Фактов незаконного и неэффективного использования бюджетных средств не установлено.
3. Минсельхозом НСО при предоставлении бюджетных средств допущены следующие нарушения и недостатки:
3.1. Установленное в п.34 Постановления №480-п право конкурсной комиссии определять размер гранта при отсутствии утвержденной методики расчета размера гранта с учетом всех влияющих параметров носит признаки неопределенности условий и оснований принятия решения комиссией. В результате наибольший размер гранта получили КФХ, имевшие более низкие рейтинговые оценки. Конкурсной комиссией также принято решение не выдавать единовременную помощь на бытовое обустройство начинающему фермеру, так как все участники конкурсного отбора (10 заявителей всего на сумму 2 500,0 тыс.руб.) имеют достаточный уровень бытового обустройства. При этом на федеральном и областном уровне указанное основание для отказа в предоставлении единовременной помощи не предусмотрено. Заключения по оценке уровня бытового обустройства заявителей не составлялись, уведомления об отказе в предоставлении данного вида господдержки не направлялись.
3.2. В нарушение п.23 и п.26 Постановления №480 журнал регистрации заявок не содержит ФИО лица, осуществляющего прием и регистрацию заявок и прилагаемых документов и информацию о дате возврата заявки и документов в случае несоответствия заявки и прилагаемых документов установленным требованиям.
3.3. В нарушение п.5 ст.78 БК РФ, п.5 Порядка предоставления грантов, утвержденного Постановлением №37-п (приложением №5), заключенные соглашения о предоставлении грантов не содержали согласия субъекта господдержки на осуществление Минсельхозом НСО и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения условий, целей и порядка их предоставления.
В нарушение Приказа Минсельхоза НСО №9-нпа в ряде соглашений на предоставление субсидий отсутствует условие по обеспечению субъектом господдержки целевого и эффективного использования субсидии.
3.4. В нарушение п.35 Постановления №480-п гранты на общую сумму 2 267,7 тыс.руб. за счет областного бюджета перечислены 2-м победителям конкурсного отбора позднее 30 календарных дней со дня заключения соглашений.
3.5. Контроль за использованием грантов осуществлялся не в полной мере. В нарушение требований п.11 Порядка предоставления грантов и обязательств получателя гранта, установленных в п.5 заключенных соглашений, отчеты за 2 и 3 квартал 2016 года получателями грантов в Минсельхоз НСО не представлялись, а за 2016 год представлены позднее установленного срока и не зарегистрированы при поступлении.
4. Проверкой представленных отчетов о целевом использовании грантов установлено:
4.1. Получатели грантов недостаточно ответственно относятся к соблюдению уровня софинансирования затрат за счет грантов и составлению отчетов об использовании бюджетных средств, в ряде случаев бухгалтерский учет с раздельным учетом использования средств гранта и собственных средств грантополучателями не ведется.
Представленные к отчетам расходные документы не всегда однозначно подтверждают целевое использование бюджетных средств, при этом нормативными актами либо соглашениями не утвержден перечень этих документов, не определена ответственность грантополучателя за неполное и (или) недостоверное подтверждение произведенных за счет бюджетных средств расходов.
4.2. Расходными документами подтверждено использование только 11 128,4 тыс.руб. (16,4% от выделенной суммы и 30,4% от отчетной суммы) по начинающим фермерам и 36 672,5 тыс.руб. (47,7% от выделенной суммы и 79,0% от отчетной суммы) по семейным фермам.
4.3. Не представили отчеты об использовании грантов 9 получателей (из 63-х получивших гранты), полностью отсутствуют документы, подтверждающие расходование средств гранта у 18-ти получателей (из представивших отчеты), подтверждено использование грантов частично у 28-ми получателей.
4.4. Отчеты грантополучателей содержат следующие недостатки:
- представлены документы по расходам, которые не соответствуют Плану расходов, либо включены расходы, произведенные в целях бизнес-проекта, но за период, предшествующий получению гранта, или за следующий отчетный период;
- выполнение работ по строительству ферм и животноводческих помещений не подтверждено заключенными договорами и актами выполненных работ;
- расходы по договору покупки сельскохозяйственных животных компенсированы одновременно за счет бюджетных средств по двум видам господдержки (за счет средств гранта на развитие семейных ферм и субсидий на приобретение молодняка товарного скота специализированных мясных пород) всего в сумме 572,2 тыс.руб. (или 87,3% от затрат 655,6 тыс.руб.).
5. В результате реализации программных мероприятий Госпрограммы по поддержке малых форм хозяйствования, в 2016 году достигнуты плановые значения по 2-м из 3 основных целевых индикаторов:
- количество КФХ, начинающих фермеров, осуществивших проекты создания и развития своих хозяйств – 47 (в 2014 году – 23, в 2015 году – 41);
- количество построенных или реконструированных семейных животноводческих ферм на базе КФХ – 16 (в 2014 году – 15, в 2015 году – 16).
Целевой индикатор «Площадь земельных участков, оформленных в собственность КФХ» исполнен лишь на 68,6% к плану и составил 4,3 тыс.га или на 1,5 тыс.га меньше запланированного значения (в 2014 году – 4,0 тыс.га, в 2015 году – 1,1 тыс.га).
В Госпрограмме отсутствует целевой индикатор, позволяющий оценить эффективность и результативность государственной поддержки ЛПХ.
6. По ряду районов области (Барабинский, Коченевский, Маслянинский, Мошковский, Новосибирский, Северный, Татарский, Чановский) прослеживается крайне низкая активность получателей господдержки, что свидетельствует как о недостаточной информированности КФХ и ЛПХ о возможностях привлечения бюджетных средств для развития хозяйств, так и о об отсутствии заинтересованности граждан в развитии предпринимательской деятельности в сфере сельского хозяйства в силу общеэкономических причин.
По итогам контрольного мероприятия Контрольно-счетной палатой Новосибирской области предложено Министерству сельского хозяйства Новосибирской области:
- устранить предпосылки к возможности коррупциогенного подхода к определению размера гранта, разработать четкие и однозначные критерии, позволяющие произвести конкурсной комиссии расчет гранта каждому победителю конкурса с отражением этих расчетов в протоколах конкурсной комиссии;
- разработать порядок осуществления контроля за использованием грантов их получателями в соответствии с условиями и целями с включением соответствующих обязанностей в должностной регламент ответственного со-трудника;
- разработать перечень необходимых документов, представляемых вместе с отчетом, в том числе при производстве грантополучателем строительных работ в рамках реализации бизнес-проекта;
- привести в соответствие перечни документов, необходимых для получения государственной поддержки на возмещение части затрат крестьянских (фермерских) хозяйств, включая индивидуальных предпринимателей, при оформлении в собственность используемых ими земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, установленные в административном регламенте и в Госпрограмме.
Для устранения выявленных недостатков и нарушений представление Контрольно-счетной палаты Новосибирской области направлено в Министерство сельского хозяйства Новосибирской области.
 
По теме
Результаты проверки законности и эффективности использования средств областного бюджета, направленных на государственную поддержку малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе Новосибирской области в 2016 году,
Министерством юстиции НСО совместно с Минсельхозом НСО проведена работа по возврату в доход денежных средств областного бюджета Новосибирской области в размере 13 674 565 рублей.