В Общественной палате РФ обсуждают проблему подготовки кадров для оборонки
Ряд приоритетных отраслей ОПК испытывает острый дефицит в кадрах. Так, судостроению, по словам начальника отдела Департамента развития оборонно-промышленного комплекса Минпромторга РФ Евгения Семёнова , нужны высококвалифицированные рабочие, прежде всего сварщики, радиоэлектронике – специалисты по комплектации систем вооружения (наведения, распознавания, ориентации). Другие участники дискуссии указали на нехватку учёных, аналитиков, инженеров-экологов, инновационных менеджеров.
Дело государственной важностиМинобрнауки России совместно с Минпромторгом, Минобороны России, « Росатомом », Роскосмосом и другими ведомствами реализует Стратегию создания в ОПК системы многоуровнего непрерывного образования до 2015 года. Государственный план подготовки научных работников и специалистов для ОПК на 2011–2015 годы утверждён постановлением правительства РФ № 421 от 9 июня 2010 года. Контрольные цифры приёма на основе предварительных заявок предприятий ОПК в 2011 году составили более 15,5 тысячи человек: по среднему профессиональному образованию – 4624 человека, по высшему профессиональному образованию – 10478 человек, по послевузовскому профессиональному образованию – 406 человек. Однако позже сводная заявка оборонки, по словам Евгения Семёнова, сократилась до 6 тысяч человек.
В начале года, как объяснил STRF.ru начальник отдела Минпромторга России, кадры были востребованы с учётом перспектив развития предприятий ОПК, но в дальнейшем некоторые из них не выиграли конкурс и не получили госзаказ, соответственно, потребности в специалистах у них сократились. При этом в вузы поступили всего 3 тысячи человек. Причина в том, что часть абитуриентов нашла более интересные специальности, чем предлагались вузами по целевой, бесплатной, подготовке. К тому же, если количество требуемых ОПК специалистов в конкретной области в разы меньше, чем может обеспечить вуз, например пять вместо тридцати, его руководство объединяет эту специальность с другими, укрупняя направление подготовки. Да и порядок приёма, перечень вузов и их специализацию Минобрнауки России в этом году довело до заинтересованных организаций, как известно, с опозданием.
Все студенты, обучающиеся по госплану целевой подготовки кадров для ОПК, заключают с образовательными учреждениями контракты, гарантирующие им трудоустройство. Выпускники обязаны отработать на предприятиях и в организациях оборонки три года. Но не все из тех, кто получил образование за счёт бюджетных средств по целевому приёму, идут туда работать – находят престижную работу с более высокими, чем в ОПК, заработками. К слову, среднемесячная зарплата в промышленной сфере ОПК в 2010 году составила 18809 рублей, в то время как средняя зарплата по промышленности в целом – 23527 рублей.
Несмотря на то что, в соответствии с нормативными актами Минобрнауки России, выпускники должны возместить государству затраты на обучение, этого не происходит. Суды, если дело доходит до исков, принимают решения в пользу дипломированных специалистов. Между тем, в Германии и некоторых других странах, по словам профессора кафедры «Наноматериалы и энергонасыщенные системы» Московского государственного университета инженерной экологии (МГУИЭ) Олега Тинькова , диплом инженеру выдаётся после того, как он отработал в той или иной «солидной фирме» по своей специальности.
Профессор предлагает использовать такую практику и у нас, а также отказаться от двухступенчатой системы подготовки специалистов оборонного профиля.
«За четыре года выпустить полноценного специалиста для такой наукоёмкой отрасли, как специальная химия, невозможно», – убеждён Олег Тиньков. Он считает, что
для интеграции процесса образования и сферы производства необходимо не только организовать полноценную практику студентов на предприятиях ОПК, но и создавать научно-технические объединения в виде технопарков, лабораторий и творческих коллективов – как на постоянной, так и на временной основе.
Такой подход, по мнению профессора МГУИЭ, поможет более успешно выполнять задачи отрасли, начиная научной проработкой идеи и заканчивая её внедрением. По инициативе кафедры, где трудится Тиньков, в университете «создан наноцентр, который разрабатывает инновационные технологии получения наноструктурных продуктов, в первую очередь к энергетическим конденсированным системам».
И деньги, и амбициозные задачиДля повышения престижа работы в ОПК государство приняло специальные меры. Молодым работникам ОПК, доля которых составляет 21 процент, в дополнение к зарплате с 1 января 2010 года установлена ежемесячная стипендия в размере 20 тысяч рублей каждому. Такая не облагаемая налогом государственная стипендия сроком до трёх лет назначена на 2010–2012 годы одной тысяче молодых специалистов за передовые научно-технические и производственно-технологические достижения. Причём по истечении трёх лет они могут ещё раз подать заявку на такую стипендию, если результаты их работы способствовали улучшению качества, эффективности и конкурентоспособности вооружения, военной, специальной и инновационной техники.
Кроме того, ежемесячную госстипендию в размере 20 тысяч рублей получают за выдающиеся заслуги в оборонке свыше 1500 учёных, конструкторов, технологов и других инженерно-технических работников предприятий и организаций ОПК – исполнителей гособоронзаказа.
Но одними деньгами проблему привлечения молодых специалистов в оборонку не решить – государство должно ставить амбициозные задачи, уверен учёный секретарь ФГУП «ОНПП “Технология”» Игорь Шкарупа . А такие задачи, в том числе в авиационно-космическом комплексе, молодёжь не видит. Дабы её заинтересовать, в ОНПП «Технология» создана и оснащена своими силами кафедра МИФИ, а в самом вузе благодаря усилиям предприятия появился центр, в котором студентов третьего курса готовят к реальной жизни. Массового высшего образования, по мнению Игоря Шкарупы, не нужно. Вузы, число которых сейчас избыточно, должны готовить «штучных», элитарных инженеров.
О низком качестве вузовской подготовки говорил заместитель начальника отдела химии и наук о материалах РАН Игорь Фоменков , который за два года не смог подобрать ни одного подходящего выпускника для Института органической химии имени Н. Д. Зелинского РАН . Спецхимия, по его словам, уже стала мультидисциплинарной. «Сейчас нужны люди, которые хорошо знают в объёме, по меньшей мере, университетского курса органическую химию, физическую химию и при этом ещё физику, кристаллографию, – отметил учёный. – Иначе задачи “высшего пилотажа” уже не решаются».
Выращивание специалиста, который не взорвётся при работе с материалами, по словам Игоря Фоменкова, потребует примерно восемь лет после вуза. А чтобы вырастить научную школу, нужно примерно 60 лет. Если сейчас не принять мер по сохранению и развитию научных школ, то и передавать знания молодым будет некому и отставание от других стран, которое уже сейчас составляет от 10 до 30 лет, не преодолеть. Сильно мешают развитию спецхимии, как считает заместитель начальника отдела РАН, и сложившиеся в последние годы отношения между академией и Минобрнауки России. Выступавший рассчитывает с помощью Общественной палаты РФ решить проблему оценки деятельности учёных РАН, занимающихся «закрытой» тематикой. Публиковаться в западных реферируемых журналах им нельзя, соответственно, набрать высокие баллы, продать разработки или уехать за границу – тоже. «О какой элитности мы можем говорить?» – сетует учёный, предлагая подумать о том, как нивелировать негативные последствия таких ограничений при невысоких зарплатах. Тогда молодые специалисты не будут уходить из науки.
Предложения, высказанные в ходе дискуссии, которую организовала Межкомиссионная рабочая группа ОП РФ по вопросам модернизации промышленности совместно с НП «Экспертный клуб», Союзом машиностроителей России и Общественным советом при Минпромторге России при поддержке Минобрнауки России, будут переданы в профильные министерства и ведомства.
Источник: strf.ru