Борис Мездрич: Мы не хотим ограничиваться розовой классикой

Фото: www.newsib.net
Директор Новосибирского театра оперы и балета подводит итоги уходящего сезона и делится планами на следующий репертуарный год

НОВОСИБИРСКИЙ театр оперы и балета не жалует продолжительные летние «каникулы», оставляя зрителей на месяц-полтора, да и то, кажется, исключительно ради гастролей. В то время как все театральные труппы города вкушают заслуженный отдых, «Сибирский Колизей» готовит несколько новых концертных программ и выпускает главную оперную премьеру сезона. На исходе репертуарного года специально для «Новой Сибири» директор НГАТОиБ Борис Мездрич рассказывает о знаковых событиях недавнего прошлого и открывает творческие планы театра на ближайшее будущее.
      — Борис Михайлович, с вашим возвращением в Новосибирск связано укрепление профессиональных взаимоотношений театра оперы и балета с консерваторией и хореографическим колледжем. Раньше театр благополучно ограничивался приемом в труппу выпускников этих учебных заведений. Теперь каждый июнь на сцене НГАТОиБ проходят выпускные концерты колледжа и консерватории, рождаются совместные постановки, строятся планы. Зачем театру лишние хлопоты?
      — Я учился в Академгородке, где университет и институты Академии наук представляли собой единый научно-образовательный комплекс. Студенты буквально после первого курса работали в институтах, участвовали в дискуссиях, становились свидетелями научных открытий. По моим представлениям, именно таким и должен быть единственно верный способ обучения ребят. Именно это мы и пытаемся реализовать в рамках конгломерата «консерватория — театр — колледж». Студенты хореографического заняты в наших детских спектаклях, выходят на сцену театра в рамках выпускных концертов и получают гранты из фонда театра и Игоря Зеленского. Лучшие выпускники зачисляются к нам в труппу. С консерваторией теперь тоже проводится очень интересная работа. Мы не только отбираем лучших выпускников. Мы предоставляем студентам возможность получить опыт выступления на сцене оперного театра, почувствовать настоящий зал,
      зрителя, профессиональный оркестр, принять участие в оперной постановке. То есть не только проявить себя в качестве концертирующего артиста, но и пройти полный цикл создания спектакля. Это важно и для ребят, и для нашего театра. С одной стороны, через студентов мы привлекаем новую молодежную аудиторию и воспитываем у этой новой аудитории определенный слушательский опыт. С другой — внимательно присматриваемся к студентам.
      — Неужели раньше не присматривались?
      — Раньше это происходило дистанционно. А сейчас мы имеем возможность непосредственно наблюдать весь процесс: как поет студент, как двигается, как общается с партнерами, как ведет себя в цехах, как репетирует и так далее. Таким образом, наш выбор новых исполнителей в труппу становится более осмысленным и точным.
      — В этом году театр оперы и балета впервые совместно со студентами консерватории выпустил две одноактные комические оперы. Расцениваете ли вы этот опыт как удачный? Или же первый блин вышел, как всегда?
      — Конечно, удачный. И с точки зрения зрительского интереса, и с точки зрения пополнения труппы, и с точки зрения реакции коллектива театра, принявшего эту работу очень хорошо. Кроме того, наши совместные с консерваторией одноактовки попали в поле зрения «Золотой маски», прошли уже второй отборочный тур и, возможно, войдут в число номинантов. Так что этот полезный для обеих сторон опыт мы будем продолжать. В феврале будут выпущены еще два совместных спектакля. Названия сейчас обсуждаются. Также готовится фестиваль выпускных оперных спектаклей консерваторий России. Для полноценного фестиваля нам нужно привлечь пять-шесть учебных заведений. Свое предварительное согласие уже дали екатеринбургская, московская, красноярская, новосибирская, нижегородская и казанская консерватории.
      — Театр оперы и балета продолжает закладывать еще одну традицию — концерты под открытым небом.
      — Да, мы развиваем самые разнообразные форматы. В том числе и музицирование на открытом воздухе. В этом году это совместный проект с мэрией, посвященный Дню города. В рамках такого концерта мы можем исполнить самые нетрадиционные программы. В этом году 21 июня горожане услышат «Американца в Париже» Гершвина и «Вестсайдскую историю» Бернстайна. Дирижер — Айнарс Рубикис. Open Air для нас — это интересный опыт, новый зритель, свежая музыка, живые декорации городской среды. Возможно, в дальнейшем мы освоим не только площадь перед театром, но и самые необычные для академической музыки места.
      — Каковы дальнейшие летние планы театра, и что ожидать от «Сибирского Колизея» в следующем сезоне?
      — В начале июля нас ждет премьера оперы «Фауст» Гуно и традиционный балетный репертуар. В середине июля театр отправляется на гастроли во Владивосток. Мы покажем балеты Михаила Фокина — «Шопениану», «Шехеразаду» и «Половецкие пляски», а также одноактные постановки «Шепот в темноте» Эдварда Льянга и «Кармен» Ролана Пети. Интерес к гастролям добавляет тот факт, что мы не были во Владивостоке двадцать три года. А ведь когда-то, в 1951 году, именно этот город стоял на первом гастрольном маршруте нашего театра. Из Владивостока мы перелетаем в Сеул, где запланировано пять показов спектакля «Лебединое озеро», и возвращаемся домой.
      Новый сезон откроется 8 сентября концертом на открытом воздухе. В программе прозвучат поэма «Колокола» Рахманинова и увертюра «1812 год» Чайковского. За дирижерский пульт встанет музыкальный руководитель театра Айнарс Рубикис. Большой зал встретит своего первого зрителя 19 сентября последней оперной премьерой нынешнего сезона, «Фаустом» Гуно. В октябре — премьера произведения, которое никто и никогда не исполнял в России, — «Месса» Бернстайна. Это будет необычное театральное действо на стыке спектакля и концерта, которое войдет в постоянный репертуар театра. Участие в «Мессе» примут джазовый и симфонический оркестры, реперы, а также оперные и джазовые исполнители. В ноябре на нашей сцене планируются гастроли Михайловского театра с балетами Начо Дуато. В феврале нас ждут новые совместные спектакли с Новосибирской консерваторией, а в марте — премьера балета Прокофьева «Ромео и Джульетта». В мае мы представим зрителю обновленного «Щелкунчика». А в июне-июле организуем фестиваль Бенджамина Бриттена, куда войдут сразу три проекта: концерт британского оркестра «Северная симфония», «Военный Реквием» и премьера оперы Бриттена «Питер Граймс». Еще будут выпущены одноактные балеты, и пройдет традиционный Сибирский фестиваль балета.
      — Планы внушительные. А возвращаясь назад, итоги завершающегося сезона лично вам кажутся утешительными?
      — Наблюдаются весьма позитивные сдвиги. Во-первых, мы решили главную стратегическую задачу — пригласили музыкального руководителя и главного дирижера. Для театра оперы и балета это — ключевая позиция, и я рад, что вакантное место занял Айнарс Рубикис — талантливый, активный и очень успешный молодой человек. Во-вторых, мы участвовали в финале «Золотой маски» и увеличили количество дипломов номинантов. В-третьих, мы провели успешные гастроли в Королевском театре Мадрида. В-четвертых, выпустили красивый и «долговечный» балет «Корсар», который пользуется в городе большой популярностью. Кроме того, в театре успешно прошла губернаторская елка, а также создано несколько интересных концертных программ. В частности, просто фантастически прозвучал «Реквием» Верди. Выпустили совместно с консерваторией две одноактные оперы — редкий опыт на территории России. Большой интерес вызвал Сибирский фестиваль балета, пять лет назад придуманный Игорем Зеленским. Готовится опера «Фауст» — мощнейшая и сложнейшая работа в истории театра, над которой работают молодой режиссер Игорь Селин, дирижер-постановщик Евгений Волынский, балетмейстер Кирилл Симонов и известные художники из Санкт-Петербурга Александр Орлов, Ирина Чередникова, Глеб Фильштинский. Сезон был насыщенным, интересным, эффективным. Но есть серьезная проблема. Это нехватка средств на новые постановки в том виде, в котором мы их себе представляем. Для того чтобы поддерживать интерес и в театре, и к театру, мы должны выпускать четыре полноформатных названия в сезон плюс делать концертные программы, фестивали, создавать небольшие одноактные оперы и балеты, организовывать гастроли и работать на выезде. Только при таком раскладе театр будет жить в полном объеме. Но средств на это не хватает. Мы пришли к выводу, что помочь театру осуществлять планы на данном этапе может попечительский совет, в который войдут заинтересованные люди, готовые финансово поддержать театр для создания новых постановок.
      Новосибирск всегда был городом, где происходили самые актуальные художественные события. Именно здесь состоялась первая в СССР выставка Павла Филонова, прошел единственный публичный концерт Александра Галича, фестиваль бардовской песни и так далее. Люди искусства должны формировать вкус и привлекать аудиторию. Мы обязаны предоставлять публике самый широкий диапазон возможностей как классического, так и современного искусства, чтобы формировалось уважительное отношение ко всему непривычному, но талантливо сделанному. Тогда зрители получат богатый опыт и привыкнут к самому разному искусству. И наш театр внесет в этот процесс свою лепту.
     

 
По теме
Уважаемые зрители! В связи с болезнью Лиене Кинча не сможет принять участие в спектакле «Аида» 30 июня .
25.06.2018
Фестиваль Дмитрия Корчака продолжается в НОВАТе. Приглашаем зрителей воспользоваться уникальной возможностью увидеть и услышать на сцене НОВАТа спектакли и концертные программы с участием звёзд мировой оперы, хора,
25.06.2018
Открыть оригинальное изображение - Министерство культуры Заслуженный коллектив народного творчества, образцовый духовой оркестр «Бис Band» Карасукского района Новосибирской области после предварительно конкурсного отбора вновь получил возможность принять участие в творческой с
25.06.2018
 
Открыть оригинальное изображение - Министерство культуры Министерство культуры Новосибирской области и старейший российский литературный журнал «Сибирские огни» объявляют о начале приёма рукописей на Второе региональное совещание сибирских авторов.
25.06.2018
 
По доброй традиции, положенной депутатом Законодательного собрания Александром Кулиничем, для выпускников Карасукского,
25.06.2018
 
Приговор оставлен без изменения - Прокуратура Новосибирской области Приговором Первомайского районного суда от 28.03.2018 40-летний Сергей Фартушин признан виновным в убийстве своего отца и осужден по ч. 1 ст.
25.06.2018 Прокуратура Новосибирской области
В кинотеатре «Победа» вышел в прокат фильм «Дело Собчака», вызвавший у российской общественности волну обсуждения.
20.06.2018 Газета Ведомости
Катерина КОШКИНА Фото предоставлено государственным ансамблем «Чалдоны» В день 125-летия Новосибирска ансамбль «Чалдоны» порадует горожан новыми песнями Коллектив, который в следующем году отметит тридцатилетие,
21.06.2018 Советская Сибирь
Это было НОВО!!! - Газета Ведомости 125-й день рождения Новосибирска запомнился горожанам не только масштабным празднованием, но и новыми рекордами: пирогом-гигантом и спортсменом-силачом Дмитрием Белайцем.
25.06.2018 Газета Ведомости
Тимофей Овчаров после гонки в Чехии в 2017 году - НГС.Новости Тимофей Овчаров после гонки в Чехии в 2017 году 17-летний новосибирский гонщик Тимофей Овчаров занял первое место в четвёртом этапе чемпионата Европы по автокроссу, который прошёл в эти выходные в немецком городе Куневальде.
25.06.2018 НГС.Новости
Сборные резерва. U-20. Мемориал Чеснокова. Россия выиграла турнир - ВК Локомотив В «Волей Граде» (курорт Витязево под Анапой Краснодарского края) завершился традиционный международный турнир молодежных команд «Мемориал Юрия Чеснокова», посвященный памяти легендарного игрока, тренера и волейбольного функционера.
25.06.2018 ВК Локомотив
Фан-зона на Михайловской набережной стала местом притяжения тысяч новосибирских болельщиков.
20.06.2018 Газета Ведомости
Министерство образования Новосибирской области держит на контроле ситуацию с переводом студентов НГАУ, обучавшихся по неаккредитованным образовательным программам для обучения по аккредитованным образовательным программам.
25.06.2018 Правительство Новосибирской области
Открыть оригинальное изображение - Правительство Новосибирской области Глава Новосибирской области Андрей Травников поставил перед региональным министерством ЖКХ и энергетики задачу в течение двух недель проанализировать причины массовых аварийных отключений электроэнергии при неблагоприятн
25.06.2018 Правительство Новосибирской области
Глава Новосибирской области Андрей Травников поставил перед региональным министерством ЖКХ и энергетики задачу в течение двух недель проанализировать причины массовых аварийных отключений электроэнергии при неблагоприятн
25.06.2018 Правительство Новосибирской области