Борис Мездрич: Мы не хотим ограничиваться розовой классикой

Фото: www.newsib.net
Директор Новосибирского театра оперы и балета подводит итоги уходящего сезона и делится планами на следующий репертуарный год

НОВОСИБИРСКИЙ театр оперы и балета не жалует продолжительные летние «каникулы», оставляя зрителей на месяц-полтора, да и то, кажется, исключительно ради гастролей. В то время как все театральные труппы города вкушают заслуженный отдых, «Сибирский Колизей» готовит несколько новых концертных программ и выпускает главную оперную премьеру сезона. На исходе репертуарного года специально для «Новой Сибири» директор НГАТОиБ Борис Мездрич рассказывает о знаковых событиях недавнего прошлого и открывает творческие планы театра на ближайшее будущее.
      — Борис Михайлович, с вашим возвращением в Новосибирск связано укрепление профессиональных взаимоотношений театра оперы и балета с консерваторией и хореографическим колледжем. Раньше театр благополучно ограничивался приемом в труппу выпускников этих учебных заведений. Теперь каждый июнь на сцене НГАТОиБ проходят выпускные концерты колледжа и консерватории, рождаются совместные постановки, строятся планы. Зачем театру лишние хлопоты?
      — Я учился в Академгородке, где университет и институты Академии наук представляли собой единый научно-образовательный комплекс. Студенты буквально после первого курса работали в институтах, участвовали в дискуссиях, становились свидетелями научных открытий. По моим представлениям, именно таким и должен быть единственно верный способ обучения ребят. Именно это мы и пытаемся реализовать в рамках конгломерата «консерватория — театр — колледж». Студенты хореографического заняты в наших детских спектаклях, выходят на сцену театра в рамках выпускных концертов и получают гранты из фонда театра и Игоря Зеленского. Лучшие выпускники зачисляются к нам в труппу. С консерваторией теперь тоже проводится очень интересная работа. Мы не только отбираем лучших выпускников. Мы предоставляем студентам возможность получить опыт выступления на сцене оперного театра, почувствовать настоящий зал,
      зрителя, профессиональный оркестр, принять участие в оперной постановке. То есть не только проявить себя в качестве концертирующего артиста, но и пройти полный цикл создания спектакля. Это важно и для ребят, и для нашего театра. С одной стороны, через студентов мы привлекаем новую молодежную аудиторию и воспитываем у этой новой аудитории определенный слушательский опыт. С другой — внимательно присматриваемся к студентам.
      — Неужели раньше не присматривались?
      — Раньше это происходило дистанционно. А сейчас мы имеем возможность непосредственно наблюдать весь процесс: как поет студент, как двигается, как общается с партнерами, как ведет себя в цехах, как репетирует и так далее. Таким образом, наш выбор новых исполнителей в труппу становится более осмысленным и точным.
      — В этом году театр оперы и балета впервые совместно со студентами консерватории выпустил две одноактные комические оперы. Расцениваете ли вы этот опыт как удачный? Или же первый блин вышел, как всегда?
      — Конечно, удачный. И с точки зрения зрительского интереса, и с точки зрения пополнения труппы, и с точки зрения реакции коллектива театра, принявшего эту работу очень хорошо. Кроме того, наши совместные с консерваторией одноактовки попали в поле зрения «Золотой маски», прошли уже второй отборочный тур и, возможно, войдут в число номинантов. Так что этот полезный для обеих сторон опыт мы будем продолжать. В феврале будут выпущены еще два совместных спектакля. Названия сейчас обсуждаются. Также готовится фестиваль выпускных оперных спектаклей консерваторий России. Для полноценного фестиваля нам нужно привлечь пять-шесть учебных заведений. Свое предварительное согласие уже дали екатеринбургская, московская, красноярская, новосибирская, нижегородская и казанская консерватории.
      — Театр оперы и балета продолжает закладывать еще одну традицию — концерты под открытым небом.
      — Да, мы развиваем самые разнообразные форматы. В том числе и музицирование на открытом воздухе. В этом году это совместный проект с мэрией, посвященный Дню города. В рамках такого концерта мы можем исполнить самые нетрадиционные программы. В этом году 21 июня горожане услышат «Американца в Париже» Гершвина и «Вестсайдскую историю» Бернстайна. Дирижер — Айнарс Рубикис. Open Air для нас — это интересный опыт, новый зритель, свежая музыка, живые декорации городской среды. Возможно, в дальнейшем мы освоим не только площадь перед театром, но и самые необычные для академической музыки места.
      — Каковы дальнейшие летние планы театра, и что ожидать от «Сибирского Колизея» в следующем сезоне?
      — В начале июля нас ждет премьера оперы «Фауст» Гуно и традиционный балетный репертуар. В середине июля театр отправляется на гастроли во Владивосток. Мы покажем балеты Михаила Фокина — «Шопениану», «Шехеразаду» и «Половецкие пляски», а также одноактные постановки «Шепот в темноте» Эдварда Льянга и «Кармен» Ролана Пети. Интерес к гастролям добавляет тот факт, что мы не были во Владивостоке двадцать три года. А ведь когда-то, в 1951 году, именно этот город стоял на первом гастрольном маршруте нашего театра. Из Владивостока мы перелетаем в Сеул, где запланировано пять показов спектакля «Лебединое озеро», и возвращаемся домой.
      Новый сезон откроется 8 сентября концертом на открытом воздухе. В программе прозвучат поэма «Колокола» Рахманинова и увертюра «1812 год» Чайковского. За дирижерский пульт встанет музыкальный руководитель театра Айнарс Рубикис. Большой зал встретит своего первого зрителя 19 сентября последней оперной премьерой нынешнего сезона, «Фаустом» Гуно. В октябре — премьера произведения, которое никто и никогда не исполнял в России, — «Месса» Бернстайна. Это будет необычное театральное действо на стыке спектакля и концерта, которое войдет в постоянный репертуар театра. Участие в «Мессе» примут джазовый и симфонический оркестры, реперы, а также оперные и джазовые исполнители. В ноябре на нашей сцене планируются гастроли Михайловского театра с балетами Начо Дуато. В феврале нас ждут новые совместные спектакли с Новосибирской консерваторией, а в марте — премьера балета Прокофьева «Ромео и Джульетта». В мае мы представим зрителю обновленного «Щелкунчика». А в июне-июле организуем фестиваль Бенджамина Бриттена, куда войдут сразу три проекта: концерт британского оркестра «Северная симфония», «Военный Реквием» и премьера оперы Бриттена «Питер Граймс». Еще будут выпущены одноактные балеты, и пройдет традиционный Сибирский фестиваль балета.
      — Планы внушительные. А возвращаясь назад, итоги завершающегося сезона лично вам кажутся утешительными?
      — Наблюдаются весьма позитивные сдвиги. Во-первых, мы решили главную стратегическую задачу — пригласили музыкального руководителя и главного дирижера. Для театра оперы и балета это — ключевая позиция, и я рад, что вакантное место занял Айнарс Рубикис — талантливый, активный и очень успешный молодой человек. Во-вторых, мы участвовали в финале «Золотой маски» и увеличили количество дипломов номинантов. В-третьих, мы провели успешные гастроли в Королевском театре Мадрида. В-четвертых, выпустили красивый и «долговечный» балет «Корсар», который пользуется в городе большой популярностью. Кроме того, в театре успешно прошла губернаторская елка, а также создано несколько интересных концертных программ. В частности, просто фантастически прозвучал «Реквием» Верди. Выпустили совместно с консерваторией две одноактные оперы — редкий опыт на территории России. Большой интерес вызвал Сибирский фестиваль балета, пять лет назад придуманный Игорем Зеленским. Готовится опера «Фауст» — мощнейшая и сложнейшая работа в истории театра, над которой работают молодой режиссер Игорь Селин, дирижер-постановщик Евгений Волынский, балетмейстер Кирилл Симонов и известные художники из Санкт-Петербурга Александр Орлов, Ирина Чередникова, Глеб Фильштинский. Сезон был насыщенным, интересным, эффективным. Но есть серьезная проблема. Это нехватка средств на новые постановки в том виде, в котором мы их себе представляем. Для того чтобы поддерживать интерес и в театре, и к театру, мы должны выпускать четыре полноформатных названия в сезон плюс делать концертные программы, фестивали, создавать небольшие одноактные оперы и балеты, организовывать гастроли и работать на выезде. Только при таком раскладе театр будет жить в полном объеме. Но средств на это не хватает. Мы пришли к выводу, что помочь театру осуществлять планы на данном этапе может попечительский совет, в который войдут заинтересованные люди, готовые финансово поддержать театр для создания новых постановок.
      Новосибирск всегда был городом, где происходили самые актуальные художественные события. Именно здесь состоялась первая в СССР выставка Павла Филонова, прошел единственный публичный концерт Александра Галича, фестиваль бардовской песни и так далее. Люди искусства должны формировать вкус и привлекать аудиторию. Мы обязаны предоставлять публике самый широкий диапазон возможностей как классического, так и современного искусства, чтобы формировалось уважительное отношение ко всему непривычному, но талантливо сделанному. Тогда зрители получат богатый опыт и привыкнут к самому разному искусству. И наш театр внесет в этот процесс свою лепту.
     

 
По теме
Открыть оригинальное изображение - Правительство Новосибирской области В ходе рабочей поездки в Сузунский район 21 августа глава Новосибирской области принял участие в торжественном открытии Музея сибирской народной иконы в филиале Новосибирского государственного краеведческого музея «Сузун-завод.
21.08.2018
14 сентября в сказочном балете «Золушка» главные партии исполнят первая солистка Мариинского театра Анастасия Матвиенко и премьер Мариинского театра Тимур Аскеров .
21.08.2018
 
 
 
Антон Ермоленко до и после оказания медпомощи. Лечение зуба обернулось для него клинической смертью - Бердск-Онлайн.Ru Автор:  Галина Жильцова, фото из архива Бердск-онлайн Мать 27-летнего Антона Ермоленко заявила иск к медицине на 15 млн рублей Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Новосибирской облас
22.08.2018 Бердск-Онлайн.Ru
В Новосибирске открылась выставка-продажа «Доброе дело», на которой представлены изделия, созданные людьми с инвалидностью.
21.08.2018 49 канал Новосибирск
Рок-музыка от артистов театра «Глобус», заключительная часть трилогии про Гоголя и другие события недели.
20.08.2018 Газета Ведомости
Театр «Красный факел» открыл билетные кассы «горьким» перфомансом. Открытие театральных касс «Красного факела» — это всегда событие-интрига, стимулирующее зрителей расхватать премьерные билеты, как горячие пирожки.
16.08.2018 Газета Ведомости
Олег ТАРАН Фото Аркадия УВАРОВА Новосибирск, претендующий на статус культурной столицы Сибири, рискует лишиться своего неповторимого облика Хорошо, что есть неравнодушные горожане.
15.08.2018 Советская Сибирь
Открыть оригинальное изображение - Департамент физкультуры и спорта Временно исполняющий обязанности губернатора Новосибирской области Андрей Травников приветствовал участников и гостей фестиваля боевых искусств «Время быть вместе», который открылся в Сузуне.
22.08.2018 Департамент физкультуры и спорта
Новосибирская область примет эстафету огня Всемирной зимней универсиады. Финиширует эстафета огня на площади возле ГПНТБ.
21.08.2018 Газета Ведомости
Мэр Новосибирска Анатолий Локоть поручил ускорить работы по ликвидации чрезвычайной ситуации, связанной с подтоплением Порт-Артурских переулков.
22.08.2018 Мэрия Новосибирска
Почти 800 мероприятий пройдет в Новосибирской области в честь Дня Государственного флага РФ - Сибирский репортер Во всех муниципальных районах и городских округах Новосибирской области пройдут мероприятия, приуроченные ко Дню Государственного флага Российской Федерации 22 августа.
22.08.2018 Сибирский репортер
Реализация пилотного проекта по эксплуатации автоматической системы управления дорожным движением входит в решающую стадию — в конце этой недели светофоры на ул.
21.08.2018 Мэрия Новосибирска