PANDЫ. Рапсодия для саксофона на тему любви и смерти

Невероятная премьера спектакля PANDЫ состоялась в КаФе «Красного факела»

На третьей, неформатной, сцене новосибирского драматического театра «Красный факел» режиссер Микаил Микаилов представил свою версию фантазии-ноктюрна Матвея Вишняка – «Историю медведей панда, рассказанную одним саксофонистом, у которого есть подружка во Франкфурте».

Итак, начинаем... Однажды утром саксофонист, явно перебравший накануне, обнаруживает в своей постели таинственную незнакомку... «Хм, такой завязкой может похвастаться самый банальный бытовой анекдот!» – воскликнет зритель и будет прав. Однако не всё так просто: загадочная, романтическая и в то же время мистическая пьеса Матея Вишнека развивается по иным, неуловимым, законам и таит в себе множество смыслов. Как и вариантов прочтения.

Девять ночей – и вся жизнь...

Есть истории, более интимные, чем личная переписка. И более интимные, чем дневники – ведь даже в них человек не всегда пишет именно то, что на самом деле чувствует, и так, как он это чувствует. Такие истории лучше всего рассказывать по ночам, в маленькой комнате, чтобы не видеть лица собеседника. Поэтому режиссер решил перенести зрителей на третью, неформатную, сцену театра – в знаменитое театральное «КаФе», где царит теплая дружеская атмосфера, замешанная на творчестве и таланте. На спектакле PANDы в «зале» зрители надежно спрятаны в тени – чтобы хрупкая атмосфера абсолютной откровенности не треснула и не рассыпалась стеклянной крошкой. Так, из теней в углах квартирки, чей хозяин явно не страдает аккуратностью, мы и наблюдаем... Жизнь? Смерть? Сон? ... главного героя.


«История медведей панда» куда сложнее банальной мелодрамы. Впрочем, в первых сценах спектакля всё выглядит как начало романа между саксофонистом-гулякой и загадочной дамой, которая не называет своего имени и открывает без ключа любые двери. Но с каждым следующим мгновеньем становится ясно, что эта сказка совсем не о любви, и вовсе она не забавная. Но окончательно расставляет всё по местам сцена с автоответчиком, который говорит Её голосом. Снова и снова Он включает запись, снова и снова мы слышим Её монолог, который завершается словами: «Я – твоя, с тобой, в этот самый момент». Наконец приходит понимание: таинственная красавица – это Смерть! Она приходит в гости со своим будильником, учит слушать тишину и не бояться перешагнуть порог. А девять ночей – всего лишь время, которое, согласно поверью, душа находится рядом с телом, то ли боясь оторваться от него, то ли, как наш герой, не понимая, что всё уже закончилось. Во всяком случае – здесь и сейчас.

Пластические, музыкальные, визуальные метафоры расцвечивают «рапсодию отношений» в исполнении Дарьи Емельяновой и Андрея Яковлева. «При чем же тут панды? – спросит зритель. Не всё сразу! Это вы выясните лишь в самом конце спектакля.


«Этот спектакль всегда будет идти по-разному»

После премьеры мы поговорили с исполнителем главной роли – актером Андреем Яковлевым. О театре, о мечтах, о жизни. 

– Основная эмоция после просмотра спектакля – это тихая грусть. А что вам хотелось извлечь из души зрителя?

– Грусть? Может быть (задумывается) . Гениальность этой пьесы и самого спектакля в том, что он всегда будет идти по-разному. Вчера был совершенно другой спектакль! Вчера не было ничего того, что было сегодня. Всё рождается на ходу – в зависимости от того, как ты слышишь партнера, в каком настроении и каком эмоциональном состоянии находишься.

– А какое у вас сегодня было настроение?

– Очень легкое, поэтому к достаточно серьезным вещам мы отнеслись немножко с иронией, легкостью, никого не хотели грузить проблемами. А в итоге почему-то вышло наоборот: зрители сидят, плачут, а нам неловко. Мы же только что вас смешили, как же такое происходит? И в дальнейшем, я уверен, один спектакль не будет похож на другой. Наверное, это хорошо...

– Нас, зрителей, очень радует такая дружба между нашими театрами. Актеры «Красного факела» играют в «Старом доме», актеры из труппы Сергея Афанасьева – в «Красном факеле». А как это происходит на деле?

– Очень просто. Александр Прокопьевич звонит Сергею Николаевичу и просит одолжить актера Андрея Яковлева. Ну, как-то так (смеется) . На самом деле, как любит говорить Сергей Николаевич, у нас свободная страна, где нет крепостного права. «Они же не мои рабы! Если их приглашают, то я не против». Ну, может, у кого-то  и есть некое ревностное отношение. Но дай Бог, чтобы оно прошло – у того, у кого оно есть. Это здорово: что мы любим друг друга, что у театров нет запредельной гордыни, что существует такое плодотворное сотрудничество.


– Это не первый ваш опыт работы на сцене «Красного факела»...

– Да, это уже третий спектакль. Первый – комедия «ART» режиссера Ясмины Реза, второй – «Борьба полов» по рассказам Аркадия Аверченко.

– Как вы чувствуете себя на столь необычной сцене – в очень интимном пространстве?

– Эта сцена учит, как бы поточнее выразиться: как суметь уделить внимание каждому зрителю. Чтобы с любой точки зала тебя было видно. Например, прошлый раз мы сделали ошибку: одну сцену провели статично – практически «пятой точкой» в зал. Сегодня эту ошибку мы постарались исправить. Такой формат сцены учит даже на большой сцене правильно себя вести. Чтобы зрители, которые сидят по бокам, не ощущали себя вне действия. Ты должен каким-то образом, вполне оправданно с точки зрения динамики действия, смотреть в их сторону – крайне правую и крайне левую. Чтобы они видели твое лицо, реакцию, эмоции – весь спектр переживаний героя.

– А что сложнее для вас: четыре с половиной часа отыграть в «Ревизоре» на большой сцене, либо два часа, но в ограниченном пространстве?


– Абсолютно одинаково! В обоих случаях энергия отдается в равных количествах (смеется) .

– У вас ведь режиссерский диплом?

– Нет, актерский. Просто в некоторых интервью я упоминал, что начинал учиться на режиссера. Только недоучился. Заканчивал новосибирский театральный уже по актерской специальности.

– И режиссура вас не манит... Потому что вы еще не наигрались?

– Как сказать... У меня был опыт в режиссуре. Поставил я маленько. Пять небольших спектаклей, не громких. Это было в Кемерово. В прошлой жизни...

– Не в восторге от работы режиссера?

– Не совсем так. В работе режиссера есть свой кайф, свое наслаждение. Но главное – это безумная ответственность. Я до сих пор помню, как меня всего трясло. Может быть, сейчас я бы по-другому отнесся к постановочному процессу – более спокойно, более мудро. Но тогда, несколько лет назад, это были какие-то дикие скачки. И сплошная нервотрепка.

– Вы трагик или комик? Какое у вас амплуа?

– Ни то, ни другое – я всё вместе (смеется) . Сегодня ни у кого амплуа нет. Ты либо актер, либо не актер.

– А куда же делось амплуа?

– Оно существовало раньше и служило актерам средством зарабатывания денег. Ты трагик? Тогда получаешь, скажем, 70 рублей. Комик? Тогда меньше. Существовали расценки по каждой роли. Я недавно наткнулся на такой лист – совершенно смешные названия! Герой-любовник – ну, это все знают, второй герой-любовник... Одним словом, от 200 рублей и ниже, ниже... Сегодня нет нужды в амплуа. Актер, прежде всего, должен быть гражданином, человеком.

– Когда я впервые увидела вас в «Ревизоре», подумала: ну как ему удалось сыграть человека бывалого, с большим жизненным опытом, отца семейства, ответственного за это самое семейство... Тяжело было вживаться в роль?


– Да... Эта роль далась мне далеко не сразу. Вот я говорю, а сам уже забыл о том, когда что-то не давалось. Сейчас кажется: сразу всё удалось. А не поддавалась роль тогда, когда слова не знал. Выучил текст – и сразу всё стало на свои места. Вообще, «Ревизор» создавался в огромнейшей любви. Режиссера – к актеру, актеров – к режиссеру. Безумно интересный был процесс, никогда этого не забуду.

– Видно, что вы любите своего городничего. А какие чувства он у вас вызывает?

– Жалость. Его жаль – за наивность, за его заблуждения. По сути, он неплохой человек. И знаете, мне кажется, он может исправиться, как раз после приезда лже-ревизора: покинет службу городничего, станет простым обывателем, купит именьице, будет заниматься натуральным хозяйством (смеется) .

– Недавно отмечали Международный день театра. Чего, на ваш взгляд, не хватает современному театру?

– Раньше это было для меня больной темой: я очень переживал, что уходит старая советская школа. Она уходит, уходит... И что дальше? Но когда я оградил себя от подобных негативных мыслей, то понял: в общем-то, не всё так безнадежно! Просто я не смотрю тот театр, в котором нет души, нет истины слова, который не проповедует правду жизни. Я не понимаю такой театр, не понимаю, для чего он нужен. Это театр самолюбования. И наоборот: есть театр пророческий, который чему-то учит зрителей, пусть через тяжелую драму. Но если туда душу вкладываешь, подходишь к материалу с точки зрения духовности, ты сам являешься в чем-то пророком. Ведь после такого спектакля человек очень меняется, уходит из театра обновленным.

– Последний вопрос: какую роль мечтаете сыграть?

– Поверьте: вовсе не Гамлета! (смеется). Я давно и очень сильно хотел сыграть Зилова – персонажа «Утиной охоты» Александра Вампилова. И буквально на днях буду его репетировать.

– Выходит, мечты сбываются?

– Благодаря Богу моя мечта осуществилась...


Зал, затаив дыхание, впитывает в себя энергетику истории PANDы. Одному происходящее на сцене кажется историей внезапно вспыхнувшей страсти, длиною в девять ночей. Другой видит в изящной черно-белой графике спектакля иллюстрацию к буддистскому представлению о смерти: Смерть – не как противоположность Жизни, а как некое духовное состояние, воплощенное в образе соблазнительной женщины. Третий заново переживает боль утраты близкого человека, принимая его уход как избавление от мук и страданий. И в этот момент, возможно, в его сердце вселяется надежда на встречу в следующей жизни, в условленном месте – ведь договариваются же герои о таком свидании во Франкфурте! Четвертый воспринимает спектакль как философскую притчу о том, что Жизнь всегда повита Смертью, что все разрушается, созидаясь... И только PAND ы смотрят на нас с экрана мудрым взглядом. Ведь в следующей жизни Он будет медведем панда во франкфуртском зоопарке. И Она когда-нибудь навестит его там...

Андрей Яковлев. Актер Новосибирского городского драматического театра п/р С. Афанасьева. Родился в Томске, в 2008 году окончил Новосибирский государственный театральный институт. Обладатель Приза за «Лучшую мужскую роль второго плана» конкурса «Парадиз 2009» за роль в спектакле Ж.-Б. Мольера «Дон Жуан» (режиссер П. Лярю, Франция). И приза за «Творческие достижения сезона» конкурса «Парадиз 2010» и путевка в летнюю школу Союза театральных деятелей в Москве. Победитель фестиваля-премии «Парадиз 2011» в номинации «Лучшая мужская роль в драматических театрах» за роль Горелова в спектакле «Спешите делать добро». Приза за лучшую мужскую роль второго плана в драматических театрах конкурса «Парадиз 2013» и специального приза жюри фестиваля «Волжские театральные сезоны 2014» а роль Червакова в спектакле  «Унтиловск». Лауреат премии имени Владлена Бирюкова для молодых артистов (201).

Лилия Вишневская. Фото автора

 
По теме
Ирина Керученко: «В этом произведении все сошли с ума. Буквально!» 25 Апреля 2018 На большой сцене театра «Глобус» состоялась премьера спектакля «Игрок» по роману русского писателя, философа и публициста Федора Достоевского.
25.04.2018
 
К юбилею Сергея Рахманинова НОВАТ представил камерную оперу «Франческа да Римини» Премьера одноактной оперы «Франческа да Римини» прошла 10 апреля в Зале имени Исидора Зака.
18.04.2018
22 апреля в Дом ученых приедет новосибирский театр «Заводной апельсин». В нем, помимо штатных актеров, работают еще и приглашенные – из «Глобуса», «Красного факела», «Старого дома»...
18.04.2018
Премьера «Первого театра» прошла с аншлагом  - НГС.Новости Премьера «Первого театра» прошла с аншлагом  Вечером 17 апреля «Первый театр» показал премьеру известной комедии «Тартюф» Жана-Батиста Мольера — в современной постановке актёры устроили fashion-шоу и читали рэп со сти
17.04.2018
 
 
Родить или не родить? - Газета Ведомости Свободен ли человек в своих желаниях и нужна ли ему свобода? Остросоциальную пьесу Андрея Платонова поставили на большой сцене «Красного факела».
12.04.2018
Пострадавшую женщину увезли врачи скорой помощи - НГС.Новости Пострадавшую женщину увезли врачи скорой помощи Днём 19 июля на улице Лунной в Бердске автомобиль «Нива» сбил женщину с коляской, которая переходила дорогу по пешеходному переходу.
19.07.2018 НГС.Новости
В прокуратуре области проанализированы
состояние и динамика преступности
в Новосибирской области
в 1 полугодии 2018 года - Прокуратура Новосибирской области За 6 месяцев 2018 в Новосибирской области поставлено на учёт 22 898 преступлений, что на 6,1% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года (21 583).
19.07.2018 Прокуратура Новосибирской области
В память о знаменитом новосибирском сказочнике Юрии Магалифе устроили выставку и объявили благотворительный марафон.
19.07.2018 Газета Ведомости
Окунуться в Раннее и Среднее Средневековье, эпоху Ренессанса и период освоения Сибири можно было в минувшие выходные в Заельцовском парке Новосибирска.
19.07.2018 Газета Ведомости
Уникальной туристической точкой, изюминкой Новосибирской области может стать Историко-архитектурный музей под открытым небом Института археологии и этнографии СО РАН.
19.07.2018 Газета Ведомости
JPG Файл - ГУ МВД Новосибирской области 19 и 20 июля в Новосибирске на базе НООО «Динамо» прошел турнир по мини-футболу среди подразделений и служб ГУ МВД России по Новосибирской области, посвященный 300-летию российской полиции.
21.07.2018 ГУ МВД Новосибирской области
В суд направлено уголовное дело в отношении 44-летнего жителя Новосибирска. - Прокуратура Новосибирской области Прокурором Кировского района г.Новосибирска Владимиром Большуновым утверждено обвинительное заключение в отношении игрока «WorldofTanks», который по неосторожности причинил смерть человеку.
19.07.2018 Прокуратура Новосибирской области
В Новосибирске впервые за долгие годы состоялись рейтинговые соревнования по стендовой стрельбе — открытый чемпионат Новосибирской области.
17.07.2018 Газета Ведомости
Как отпраздновали открытие первой в поселке Ложок детской площадки Многодетные семьи п. Ложок, воодушевленные проходившим в России чемпионатом мира по футболу, решили сыграть в футбол всем поселком.
18.07.2018 Газета Бумеранг
Открыть оригинальное изображение - Правительство Новосибирской области Глава министерства транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Анатолий Костылевский проконтролировал ход работ по комплексному ремонту одной из самых важных магистралей города Новосибирска – автодороги на ул.
20.07.2018 Правительство Новосибирской области