Пьеса с открытым финалом

Новосибирцы попытались вывести общую формулу счастья.

Сегодня общество старается двигаться по позитивным рельсам, культивируя глянцевое счастье
Инстаграма — семейный поход в торговый центр, радость бытия в каждом «лучике солнца» и чашечка какао из рук любимого человека. Но эти «ценности» навязываются нам извне, потому что в тренде и отвечают общему запросу общества потребления. 

Эксперты Новосибирского открытого университета попытались найти ответы на самый животрепещущий вопрос человечества «что такое счастье?» и устроили публичную дискуссию «PRO СЧАСТЬЕ». В течение двух часов хэдлайнеры новосибирской глубинной психологии, антропологии и искусства говорили о том, что «счастье есть, его не может не быть», и в чём же оно заключается. Дискуссию мы перевели в двухактную пьесу с открытым финалом.

 

Действующие лица:

Роман ШАМОЛИН,
антрополог

 

 

 

 

Анна БУЛЫЧЁВА,
социальный
психолог

 

 

 

 

Олег ШЕЛУДЯКОВ,
художник

 

 

 

 

Александр ФЕДЧУК,
психоаналитик-
лакановец

 

 

 

 

Анна ПАВЛОВЕЦ,
юнгианский
психоаналитик

 

 

 

Акт первый

 

Роман Шамолин: Когда идея счастья попала в общество ХХ столетия, то мы получили общество потребления в чистом виде. На мой взгляд, когда счастье становится неким брендом, о котором мечтают и думают большое количество людей, то сама идея счастья искажается. Счастье, которое имеет в виду в обычный горожанин, заключается в цивилизованных форматах потребительского существования и в повышении уровня потребления — туда, кстати, входит и получение образования, посещение модных театральных премьер, путешествия по миру. Последнее всё чаще становится не способом познания мира, а демонстрацией своего уровня счастья. Мне кажется, что счастье всё-таки очень интимная категория. Поэтому вытаскивать его и показывать миру, а особенно провозглашать в качестве национальной политики, это просто угробить само понятие счастья. Лучше о счастье умолчать.

 

Анна Булычева: Каждый понимает счастье по-своему. Сегодня в обществе тенденция «осязаемого счастья» — то, что можно потрогать, положить в карман и иметь при себе. То есть сначала его нужно «достичь» и лишь потом оно у вас будет. Большинство смотрит на себя с позиции «или»: или я счастлив, или — нет. Для психоанализа ближе позиция «я счастлив и я не счастлив», здесь нет разделения на чёрное и белое, а есть некая целостная структура. Любой из нас может сказать, что в какой-то момент «я был абсолютно счастлив».

 

Олег Шелудяков: Сейчас счастье — это, безусловно, товар. Ещё сто лет назад это понятие не было наполнено такой важностью, такой глубиной и такой обязательностью для всех. Люди тогда не думали об этом и решали совсем другие жизненно важные вопросы. А сейчас это понятие общество потребления педалирует и извлекает из него огромные прибыли. Туризм — яркий пример того, как можно выжимать из человека деньги, погнав его за счастьем. Мы не можем просто так жить. Мы живём для того, чтобы быть счастливыми. И счастье — это морковка, за которой нужно постоянно бежать, тратя на неё огромные деньги. А ведь на самом деле счастье — это мифическая, фантомная категория. Счастье зависит от мировозренческого базиса человека. К примеру, счастье воцерковлённого человека будет отличаться от счастья закостенелого материалиста. Мне кажется, что к понятию счастья ближе всего понятие дхармы — реализации того, ради чего ты родился. Ты реализуешь этот божественный замысел, и ты счастлив.

 

Реплика из зала: А для меня счастье — это путешествия, ощущение дороги, пути. Я передвигаюсь по миру и автостопом, и на автобусах, и на поездах, и самолётами летаю, и всегда это счастье. Я в движении познаю мир.

 

Анна Павловец: Понятие счастье амбивалентно: с одной стороны, мы можем классифицировать счастье как сиюминутную радостную реакцию на какое-то событие, которое в человеке легко проявляется и также быстро уходит. А понятие счастья как более постоянной величины — это уже философия. Для меня эти два понятия совершенно разные. И нужно уметь различать их. В моём понимании, радость — это то, что приходит и быстро уходит. Вот, к примеру, когда я узнала, что есть в списке поступивших в институт, я в состоянии радостной эйфории летала по улицам и чувствовала себя счастливой. Однако уже к вечеру радость улеглась и меня охватило состояние тревоги.

 

Акт второй

 

Александр Федчук: Я занимаюсь починкой внутреннего аппарата, который встроен в каждого из нас и производит маленькие моментики счастья. Они дискретны, они не могут «играть» постоянно, поэтому, я считаю, что счастье есть, но не здесь. Мы должны понимать, что, когда мы пытаемся растянуть те моментики счастья на какой-то период и усилить их, то это, как в банке: взять деньги взаймы или по кредитной карте в ресторане рассчитаться. Счастье — очень краткосрочно, а когда мы пытаемся пролонгировать его, то за это удовольствие нужно платить.

 

Олег Шелудяков: Послушайте, вот классический пример с крысой, которой в мозг вживили датчик, возбуждающий сегмент, отвечающий за удовольствие. Чтобы его получить, крыса бегала в колесе до полного истощения, а потом сдохла. Скажите, она в это момент была счастлива? Нет, конечно, она получала удовольствие. Вот за удовольствие, я согласен, нужно платить, за счастье — нет. Счастье — это внутреннее состояние и это, повторюсь, реализация. И за это не наступает никакого похмелья и нет наказания, потому что это и есть реализация человеческой программы. А бесконечная гонка за удовольствиями — это, отнюдь, не реализация, мы в мир не для этого пришли.

 

Реплика из зала: Мы когда говорим о счастье, сразу же отделяемся от него и становимся несчастными. Я, к примеру, счастлив, когда не думаю об этом.

 

Александр Федчук: Булгаков ещё сказал, что счастье у каждого своё. Человек может быть богат, иметь все блага и быть несчастным. И психоанализ, кстати, появился тогда, когда человек получил эти блага и понял: нет, не работает, я несчастлив. Наша внутренняя машинка может напевать очень грустные мелодии, несмотря на внешнее благополучие. Счастье — это очень субъективная штука. Человек объективно может быть в засаде, но внутри у него будет играть мелодия радости.

 

Роман Шамолин: Есть такое утверждение, что мятущийся рефлексик, у которого сложная и насыщенная внутренняя жизнь, к счастью идёт дольше, чем человек простой. И во всей мировой литературе я навскидку не назову ни одного счастливого героя с таким психотипом. Может быть, это закономерность, что чем сложнее человек, тем он менее способен к счастью?

 

Олег Шелудяков: А это Экклезиаст забросил вредную мысль в виде изречения «Большие знания — большие печали» в европейскую культуру, где она и прижилась. Я считаю, что чем больше образован человек, чем шире у него кругозор, тем он более отрефлексирован, тем более счастлив. Это обязательное условие счастья — быть развитым, глубоким и наполненным. В такую человеческую форму счастье легче входит.

 

Реплика из зала: Наш мозг эволюционирует, мы становимся более восприимчивы к счастью, человек, который развивается и самообразовывается, вообще это счастье может сам генерировать. Меня, к примеру, в последнее время от всего прёт.

 

Александр Федчук: Перманентно счастливым быть проблематично. Особенно для высокоразвитого человека. Потому что невозможно быть счастливым, когда в мире столько разного нехорошего происходит.

 

Анна Павловец: Помните героя «Войны и мира» Пьера Безухова? Вот он как раз занимался поисками счастья. И в конце романа нашёл его — для себя лично, пройдя этот сложный путь. Наташа Ростова — в начале романа это совершенно счастливый, чудесный ребёнок. Но в конце романа, спустя годы, мы вновь видим счастливую Наташу, только в другом качестве. У каждого своё счастье, как и мнение по поводу его. Счастье — это ещё когда все ЧАСТИ человека становятся единым целым — СЧАСТЬЕ. В нём есть место всем сторонам личности человека, есть место и духовности, и материальному накопительству… Не стоит сбрасывать со счетов обладание материальными ценностями, не нужно здесь высокомерия, покупка какой-то дорогой и значимой для человека вещи даёт ему чувство идентичности, а это тоже «кирпичик» в составлении единого целого.

 

Роман Шамолин: Способность совмещать в себе и чёрную, и светлую стороны, и драму, и трагедию — это и есть высший пилотаж нашей экзистенции и нашего существования. Не нужно сваливаться в одну сторону, нужно сохранять баланс на этой тонкой проволоке.

 

Реплика из зала: А что всё-таки такое счастье?

 

Финал. Занавес

 

Наталия ДМИТРИЕВА |  Фото Валерия ПАНОВА

9 9
 
По теме
Отцу ребенка сибирячка говорила, что занимается эскортом. Фото: freepik.com В Дзержинском районе Новосибирска сибирячка погасила почти миллионный долг по алиментов ради будущего водительского удостоверения.
В Новосибирской области отчима отправят в больницу за истязание девочки утюгом Никита МАНЬКО Психиатрическая экспертиза помогла отчиму избежать уголовной ответственности.
Легковушка выскочила на встречку и столкнулась с грузовиком Фото: МВД по Красноярскому краю Страшная авария случилась сегодня днем, 28 марта, в Красноярском крае на 684 км автодороги Р-255 «Сибирь».
Опубликованы кадры песчаной бури, пришедшей в Амурскую область Фото: телеграм канал BAZA Как сообщает телеграм-канал BAZA, Амурскую область окутала песчаная буря, вызванная циклоном, который пронесся через Китай и Монголию.
В Алтайском крае предупредили о подъеме уровня воды в реках - 4S-Info.Ru Фото: ГУ МЧС по Алтайскому краю По данным Западно-Сибирского управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, в период с 27 по 30 марта ожидается вскрытие реки Алей в районе села Старо-Алейского,
4S-Info.Ru
Редкую патологию обнаружили у девочки из Новосибирска - более десяти лет потребовалось, чтобы установить диагноз Ребенок не может нормально питаться, твердая пища вызывает боль и кровотечения во рту.
ГТРК Новосибирск
С Сергеем Михалковым – весело! - ЦБС Баганского района Во второй день Недели детской книги в библиотеке состоялась встреча с воспитанниками детского сада «Колокольчик».
ЦБС Баганского района
Поезд, идущий в овраге - Газета Ведомости «Собаки» и «Гадкий утёнок» — какие сюрпризы приготовили детям новосибирские театры?
Газета Ведомости
С новым званием! - Краеведческий музей Поздравляем Риту Анатольевну Полянскую с присвоением звания «Почетный работник культуры» Новосибирской области!
Краеведческий музей