Под звуки рока и Шопена

На сцене Новосибирского оперного прошли премьеры одноактных балетов Эдварда Клюга

13 и 14 июня известный румынский хореограф Эдвард Клюг впервые представил в НОВАТе свои одноактные балеты « Ssss ...» («Шепот») на музыку Фридриха Шопена и « Radio & Juliet » («Радио и Джульетта») на музыку Radiohead .

Эдвард Клюг представляет!

Две такие разные работы! В балете «Ssss…» («Шепот») современная пластика сплетена с романтической музыкой  ноктюрнов Шопена. На сцене – пианист, исполняющий ноктюрны, и три пары танцовщиков. В спектакле царит ночь, но совсем не как время сна и покоя, скорее как время размышлений и самопознания. Танцовщики то взаимодействуют, то танцуют соло, которые выглядят мучительным поиском. Но поиском чего? Самого себя? Своего пути в жизни? На этот вопрос каждый зритель этого философски-углубленного спектакля Эдварда Клюга находит свой ответ.

В балете «Radio&Juliet» хореограф переплетает бессмертный шекспировский сюжет с альтернативной рок-музыкой группы Radiohead, предлагая свою историю трагически завершившейся юношеской любви.


«Я решил именно так назвать постановку – «Radio&Juliet» – в качестве прямой отсылки к трагедии Шекспира и музыке Radiohead, которая была основным источником вдохновения. В процессе создания постановки я начал по-другому слышать музыку и тексты особенно. Пластика и хореография создавались параллельно, пока я подбирал нужные треки, которые поддерживали бы атмосферу и были бы саундтреком состояния сознания в определенных сценах, которые мы уже придумали, – рассказывает Эдвард Клюг. – Я бы описал «Radio&Juliet» как ретроспективу несбывшейся любви. В оригинальной истории Шекспира есть один момент, зацепивший мое внимание – сцена в часовне, когда Джульетта просыпается рядом с телом Ромео. Что если бы она не решила расстаться с жизнью в тот момент? Я считаю «Radio&Juliet» развитием этой вероятности. Непростое путешествие женщины к точке невозврата».

Код Джульетты

Это второй визит Эдварда Клюга в Новосибирск. Год назад на сцене НОВАТа он представил свой балет «Пер Гюнт», который спустя месяц после премьеры был отмечен театральной премией Новосибирского отделения СТД «Парадиз» в номинации «Лучший спектакль в музыкальном театре». О чем мы ему и сообщили. «Да? А, я не знал! – воскликнул удивленно наш гость. – За работой мы не успеваем узнавать о себе ничего интересного!».

Я счастлив вернуться в ваш город. Это очень волнующий момент. Я рад снова встретиться с труппой, и актеры тоже рады видеть меня...

Погрузиться в воспоминания шекспировской героини и услышать шепот души помог журналистам Эдвар Клюг в беседе перед премьерными показами.


– Идея «Пер Гюнта» очень прозрачная, ясная. А здесь такое ощущение, что вы работаете с кодом: зрителю приходится угадывать, догадываться, предполагать...

– Мы все знаем, кто такие Ромео и Джульетта. Много хороших хореографов ставили балеты на прекрасную музыку Сергея Прокофьева. Поэтому я позволил себе немного отойти от того, что люди уже знают, отойти от их ожиданий. Наша постановка интересная, загадочная. Даже название немного отличается от шекспировского. Это позволяет вовлечь зрителя во внутренний диалог, где они по-другому взглянут на историю двух влюбленных – через призму восприятия хореографа. И атмосфера здесь особая – она накладывает особый отпечаток на действие. Всё это объясняет, почему выбрана музыка Radiohead. Она позволяет увидеть и раскрыть одиночество того мира, в котором живут герои. В нашем балете преобладают меланхолические нотки и предвкушение ожидания трагедии.

– Но ведь ваша Джульетта осталась жива. Она не умерла...

– Она не умерла, потому что… Она уже мертва, понимаете? В этом-то вся идея – чтобы вызвать ее дух. Не ее саму, а лишь ее дух. И переместить в наше время. Этот спектакль мы расцениваем как историю-воспоминание, как ретроспективу. Она вернулась, но в другое время и другие обстоятельства.

То есть, Ромео отводится сопутствующая роль?

– У нас Ромео не классический герой. Это не драматическая роль, скорее – вакуумная, как некая концепция мужчины.

– Все эти расшифровки «кода» в буклетах к спектаклю предусмотрены, или зрителям самим предстоит разгадывать ваш замысел?


– Мы решили ограничиться всего лишь несколькими общими фразами. Потому что все прекрасно знают концепцию истории Вильяма Шекспира. И мне кажется, зрителю будет интересно посмотреть эту новую интерпретацию.

– И то, что история словно рваная, рассказанная отрывками – это тоже тоже ваша задумка?

– Если отойти от концепции Ибсена практически невозможно, и постановка «Пер Гюнта» более привязана к оригиналу, то здесь открывается простор для фантазии. В этом принципиальное различие двух моих работ. Современная история Джульетты намеренно сделана с обрывами. Они словно вспышки памяти Джульетты, путешествующей по мирам во времени. Воспоминание, которое обрывается, сменяясь следующим и следующим. Идея – показать, что ее перебрасывает в разные периоды прошлого. Если вы заметили, в спектакле нет утонченной красоты, присущей балетам Рахманинова, здесь больше резких, энергичных, дерганных движения. Но я решил, что именно они будут основными в этой постановке. За 13 лет жизни «Radio&Juliet» произошли некоторые изменения в структуре спектакля. Балет живет и развивается. И я надеюсь, что это не последняя стадия развития.

– Столько времени прошло, а мы нет-нет да и возвращаемся к сюжету вечной любви...

– На протяжении всех времен любовь – история универсальная. Из-за нее вершились великие дела, возникали великие конфликты, из-за нее шли на смерть. К сожалению, в наше время люди перестают верить в идеальную любовь. И хорошо, что у нас есть Шекспир, который напоминает нам об этом.


«Я думаю, Radio and Juliet займет веху в истории постановок Шекспировской истории. Я даже в этом уверен. Потому что это очень честное представление, с правдой внутри».

Хореограф Эдвард Клюг

Абсолютная гармония «Шепота»

Все постановки Эдварда Клюга отличаются друг от друга. «Шепот» был создан после «Radio&Juliet». Однако их стили, что касается движений, очень похожи. Только в «Ssss...» энергичные движения смягчаются восхитительно плавной музыкой Шопена. Премьера балета «Шепот» состоялась в 2012 году в Штутгартской опере. Но и несколько лет она остается весьма популярным в репертуаре этого театра и делит первое-второе места с «Танцами на вечеринке» Джерома Роббинса, поставленными также на музыку Шопена.

– Сама музыка абсолютно закончена, она полная, целостная, и мне нет нужды что-либо добавлять от себя. В 2012 году я начал работать с современными хореографами. Работа длилась несколько месяцев. Летом Денис Матвиенко приехал в Марибор – в это время для проекта «Короли танца» я создавал соло. Теперь это соло, написанное специально для Дениса, является частью «Шепота», – рассказывает хореограф.


«В балете «Шепот» нем нет четкого сюжета, хореография ближе к классической. Артисты танцуют и на пуантах, и в мягкой обуви – это смешение классики и современной пластики, это модерн. Хореография Эдварда, как всегда, очень музыкальна и отлично сочетается с шопеновскими ноктюрнами. И конечно, как и во всех балетах Клюга, в «Шепоте» абсолютная гармония музыки, хореографии, света и сценического оформления».
Руководитель балетной труппы НОВАТа Денис Матвиенко
...Увидеть два совершенно разных одноактных балета за один вечер – огромная удача. Повезло все-таки нам, зрителям. Имя Эдварда Клюга влечет в Новосибирский оперный не только молодежь, но и людей всех возрастов. И вот наступает торжественный момент: мы входим в величественный зал НОВАТа, дожидаемся третьего звонка. Пять минут до начала... И мир, окружающий нас до сих пор, перестает существовать...


Лилия Вишневская. Фото автора

– Эдвард, а у вас не возникает желания однажды поставить спектакль именно для Новосибирска?

– Мы уже обсуждаем такой вариант. Просто сейчас ждем подходящий момент. И подходящую тему.

– Обещаете поставить какой-то красивый балет в нашем театре?!

– Обещаю, и непременно красивый! (смеется) . Возможно, он будет предназначен не столько для визуального наслаждения, хотя эстетика в наше время крайне важна и необходима. Но движения исходят не столько от прочтения спектакля, сколько от ситуации, которая складывается в данный момент на сцене. А она напрямую зависит от эмоционального состояния и настроения танцоров. Поэтому один спектакль никогда не похож на другой.

«Я планировал поставить в Цюрихе «Мастера и Маргариту». Посетила меня такая безумная идея. Но, когда мы в прошлом году встретились с руководством театра, чтобы обсудить постановку, выяснилось, что роман Булгакова не так уж и популярен в Швейцарии. Мне сказали: «Если уж тебе так нравится «советский Фауст», то делай у нас просто «Фауста». И я подумал: «Ну что ж, мне же будет немного легче». К каждому произведению нужно подходить осторожно. Любой материал требует большой подготовки. И я наверняка когда-нибудь еще поставлю «Мастера и Маргариту», но если это и произойдет, то должно быть в России».

Хореограф Эдвард Клюг

– А что у вас в ближайших планах?

– Балет «Петрушка» Игоря Стравинского. В нем, в отличие от этих работ, есть немножко хэппи-энда (смеется).

Эдвард Клюг. Хореограф-постановщик. Окончил Национальную балетную школу в Клюй-Напока (Румыния) в 1991. В том же году был принят в труппу Slovenian National Ballet (SNG) в Мариборе в качестве премьера, где исполнял партии классического и современного репертуара. Параллельно выступал в Zagreb Ballet как приглашенный артист. Первая полноценная постановка – «Танго», была показана на сцене SNG в 1998. А в 2003 он уже возглавил труппу, в которой начинал свою творческую карьеру. С этого момента компания, получившая мировую известность как Maribor Ballet, стала быстро обретать статус одной из наиболее интересных и нестандартных в мировой хореографии.

Хореография Клюга носит во многом абстрактный, минималистский характер, демонстрируя поиски в области языка танца. Он нередко использует классические сюжеты для совершенно нестандартных интерпретаций, в том числе с помощью неожиданного выбора музыки (в знаменитой постановке «Radio & Juliet» – под треки группы Radiohead). Но часто создает и абсолютно оригинальные постановки, среди которых «Pret-a-porter», «Architecture of Silence», «Pocket Concerto», «Quatro»  на музыку Милко Лазара.

Лауреат многих национальных и международных наград. Среди них – высочайшая словенская награда Prešeren Award, Приз за лучшую современную хореографию на XVIII международном балетном конкурсе в Варне, бронзовая медаль на IV международном балетном и хореографическом конкурсе в Москве, Специальный приз за лучшую Хореографию на международном балетном конкурсе в Ногойе, Бронзовая медаль на XVII международном хореографическом конкурсе в Ганновере (Германия) и многие другие.

 
По теме
73-й театральный сезон подходит к финалу. Ещё раз увидеть на большой сцене НОВАТа любимые спектакли и знаковые премьеры сезона 2017-2018 года зрители НОВАТа смогут в июле.
До – одна жизнь. После – другая.
На клеточном уровне - Газета Ведомости Уникальные разработки для борьбы с раком, не имеющие аналогов в мире, создают в молодёжной лаборатории,
Газета Ведомости
18 марта День воссоединения Крыма с Россией - ЦБС Баганского района Во Владимировской сельской библиотеке библиотекарь совместно с заведующим клубом  провели час истории «Крым и Россия «Мы вместе!» День воссоединения Крыма с Россией.
ЦБС Баганского района
Очарование русского романса - Газета Новосибирский район - территория развития В Центральной районной библиотеке прошло интересное мероприятие для молодежи.
Газета Новосибирский район - территория развития
Мой президент, моя страна, мой выбор! - ЦБС Баганского района Пятнадцатого марта библиотекарем Теренгульской сельской библиотеки проведена уличная акция-призыв с раздачей информационных буклетов «Мой президент, моя страна,
ЦБС Баганского района