1938. Парад на площади Ленина. Динамо.
Первый праздник Новониколаевского посёлка зафиксировала томская газета «Сибирский вестник». Май 1896 года. На базарной площади отмечали день коронации императора Николая II. Отдохнули хорошо — была разбита каталажка (тюремное помещение) и освобождены арестованные, разбиты два буфета и разграблена в них касса, разбит ренский (винный) погреб Олюнина, разграблено имущество на 5 000 рублей. Немногочисленная тогда полиция занимала «наблюдательное положение и забирала тех, кто под влиянием выпитой водки валился сам». Зачинщиков арестовали, при этом два человека были убиты и восемь ранено.
Традиционные народные гуляния (Рождество, Масленица, Пасха) праздновались как в храмах, так и на базарных площадях — устраивалась ярмарочная торговля, на деревянных подмостках разыгрывались театральные и цирковые представления. Конечно же, отмечался Новый год. Кстати, именно Николай II впервые законодательно объявил 1 января неприсутственным (выходным) днём. Праздник был значительно скромнее, чем сейчас, — в семейном кругу, но в начале XX века в городском училище начали ставить ёлку, а у городской электростанции заливался общественный каток (это двор за нынешней мэрией).
100-летие Бородинского сражения в 1912 году было отмечено циклом просветительских чтений, а 300-летие дома Романовых год спустя — официальными торжествами, присвоением имени дома Романовых Новониколаевскому мужскому училищу и закладкой на Николаевском проспекте часовни.
После февраля 1917-го стали появляться новые праздники, в том числе сибирские: 22 января — день 9 января 1905 года, 27 февраля — низвержение самодержавия, 18 марта — день Парижской коммуны, 27 марта — праздник Свободы, 26 мая — день освобождения Сибири, 7 ноября — день Пролетарской революции, а также «Комсомольского рождества», «Красной пасхи»…
С 1902 года небольшая группа революционеров начала проводить в Новониколаевске тайные первомайские маёвки — в лесу между Первой и Второй Ельцовкой, которые тоже завершались пикником и хоровым распеванием революционных песен. А через два года железнодорожные рабочие организовали первую, хотя и небольшую первомайскую демонстрацию.
Уже после установления Советской власти, первый Первомай в 1918 году был вялым. Он даже разделил рабочий класс на две части. «Рабочая аристократия» в лице печатников проигнорировала демонстрацию, а вот железнодорожники и разнорабочие, наоборот, пришли почти в полном составе. Сначала на базарной площади состоялся военный парад с красногвардейцами, сидящими в грузовиках, после чего прошла небольшая демонстрация рабочих. По мнению журналистов, мероприятие прошло «жалко, бледно и натянуто». В 1920 году первомайскую демонстрацию решили не повторять, были объявлены всеобщий субботник и праздничная амнистия осуждённых ревтрибуналами и дезертиров, а вот со следующего года на Красной площади (так называлась нынешняя пл. Ленина в 1920—1924 годах) колыхалась уже масса красных знамён. Здесь собрались все организации города, был устроен митинг-концерт с разъяснением значения Первомая, который закончился военным парадом.
Позже демонстрации были перенесены на площадь перед домом Ленина (Первомайскую), в 1930—1940-е на площадь перед облисполкомом, а после войны вновь к оперному театру.
В 1970-е Первомай был настоящим любимым праздником. В детсадах, школах, изготавливали веточки с бумажными листками, цветочками, зелёные прутики к празднику выращивали и дома на подоконниках. Потом дружными колоннами шли на демонстрацию. В магазин по дороге забегали больше на холодной, ноябрьской демонстрации, но бывало понемногу и весной. При подходе к площади начиналась скукота. Долго перестраивались, иногда бежали, иногда стояли, ждали очередь. И вот проходили по площади мимо руководителей с радостью, но скорее не от праздника, а от того, что наконец-то закончилось.
Потом осаждали транспорт, кому повезло — подавали от предприятия. А дома — стол, телевизор, по которому в Москве демонстрация ещё только начиналась. Праздник.
А вот день Победы был совсем другим. Это был день памяти. История празднования первого дня Победы 9 мая 1945 года известна широко. «Тысячи людей, повинуясь велению сердца, стремились в центр города, на площадь. Люди, одетые в праздничные костюмы, нескончаемым потоком шли по трамвайной линии. По дороге то здесь, то там вспыхивала песня, размыкался круг, и люди пускались в пляс. Все говорили в этот день только о Победе». И мощный гул четырёх десятков самолётов над центром города. Стихийный авиапарад. На улицах и площадях Новосибирска разливалось безбрежное море счастья. Действительно, казалось, что весь город вышел на улицы, кругом играли духовые оркестры, люди танцевали, целовали друг друга, смеялись и плакали, подбрасывали в воздух военных. Впервые за долгие годы на большинстве предприятий был объявлен выходной день, в кинотеатрах бесплатно показывали любимые фильмы, в клубах проходили стихийные концерты. После официальное празднование дня Победы возобновится только в 1965 году.
День рождения Новосибирска тоже долгое время не был отмечен широкими мероприятиями. Впервые мы вспомнили про годовщину города в 1904 году, в год официального преобразования посёлка в город. Дата была зафиксирована издателем Николаем Павловичем Литвиновым, который подготовил и выпустил первый фотографический «Альбом видов города Новониколаевска. 1-е десятилетие». К 20-летию им же был издан второй посвящённый городу фотоальбом «Виды города Новониколаевска. 1895—1913». А 50-летний юбилей города отмечали уже в годы Великой Отечественной войны. И в это тяжелейшее время, 13 декабря 1943 года, в здании театра оперы и балета прошло торжественное собрание, работала выставка фотографий, был организован конкурс музыки и текстов сибирских песен и другие мероприятия. А после, уже в 1978 году, 29 июля в честь 85-летия Новосибирска на набережной прошёл праздник «Здравствуй и славься, город родной» — предтеча Дня города, который был официально учреждён в апреле 1987 года и с тех пор празднуется ежегодно. В решении отмечалось, что праздник должен был «способствовать продолжению революционных, боевых и трудовых традиций города; пропагандировать экономические и социальные достижения трудовых коллективов; воспитывать у горожан патриотизм и любовь к родному городу». Перед праздником проводился общегородской субботник по уборке города. Тогда же были заложены и другие традиции нашего праздника, сохраняемые до сих пор. Это общегородская утренняя зарядка, пробеги-выставки ретроавтомобилей, большой концерт, салют. Уникальным штрихом стали экскурсии на самолётах. В День города с аэропорта «Северный» несколько раз поднимался самолёт с экскурсантами и облетал город.
Первые дальние экскурсии устраивались для горожан ещё до революции. Уже тогда Горный Алтай становится местом паломничества для всей России. В 1920-е годы также очень популярны были велосипедная экскурсия на Алтай или историческая в Томск. Те, кто не хотел уезжать из города, могли отлично отдохнуть на воднолыжной станции (ныне Михайловская набережная). Там прямо на воде был построен открытый бассейн, вышки для прыжков в воду. Работал буфет «под зонтиками».
Во второй половине XX века праздников было создано очень много. Бывало, на выходные приходилось по нескольку поводов — дни работников всех отраслей и групп промышленности и сельского хозяйства, дни всех родов войск. Кроме того, в городе широко и весело праздновали Марш молодости, праздник хоровой песни, День газеты «Молодость Сибири», Марш художников, самые различные спортивные парады. Сибирь основала новые праздничные традиции, ставшие уже всероссийскими, — шествие «Бессмертного полка» (Томск) и Монстрацию (Новосибирск).
Новосибирцы любят отдыхать. Былые традиции ««эх, драками да за бараками отметим, братья, Первомай!» остались в прошлом. Некогда. Короткое, сибирское лето стимулирует к активному отдыху, использованию каждого погожего дня. И условий для этого сегодня множество.
Фото Валерия ПАНОВА и Музея города Новосибирска.
8