С днем города новосибирцев приехали поздравить участники международного ретро-ралли.
Макс, жми кнопку!
Эту легендарную фразу из не менее легендарного фильма «Большие гонки», снятого в 1965 году американским режиссером Блейком Эдвардсом, тогдашние девчонки и мальчишки с упоением и восторгом повторяли при любом подходящем случае. В этом фильме было всё: Великий Лесли и злодей-профессор Фейт, прекрасная журналистка-авантюристка и слуга-подхалим. А еще много искрометного юмора, красивых любовных сцен и… приключений! Дежавю! Сегодня Большие гонки прямо с экрана середины XX века въехали в век XXI. Тысячи километров и 115 экипажей – легендарное ралли встречает город Новосибирск!
Позади три года подготовки, полмира придется проехать участникам в автомобильном приключении по дороге из Пекина в Париж. Это всего лишь 6-й-тур легендарного автопробега за более чем вековую историю. Первые гонки прошли в 1907 году, следующие – лишь спустя 83 года. Далее ралли состоялись в 1997-м, 2005-м, 2007-м, 2013-м. Свидетелями шестых являемся мы с вами.
Начался автопробег с Великой китайской стены в пригороде Пекина в воскресенье, 12 июня, и должен закончиться в Париже. Чтобы пересечь финишную черту во Франции, въехав в Лувр в воскресенье, 17 июля, у команд есть 36 дней. За это время гонщики проедут более 13 тысяч километров по территории девяти стран. Как рассказали представители технической группы Новосибирского этапа, в этом году маршрут по сравнению с маршрутом прошлого ралли был изменен и увеличен: нынче участники ретро-автопробега побывают в самых авантюрных местах Монголии и, конечно же, в сказочной Сибири.
Эксклюзив не удался
29 стран, больше всего экипажей из Великобритании США. Имеется Континентальная Европа – Франция, Бельгия, Дания. Замечены команды из Австралии, Новой Зеландии Японии, Сингапура, даже Ливана. А вот экипажей стартового государства – Китайской Народной республики, к сожалению, нет.
Великие путешественники, заехавшие на стоянку возле Оперного со стороны Бердска, осматривали своих железных коней, пили пиво, общались между собой. Были слышны обрывки английских, французских, немецких фраз… «Люди, кто-нибудь говорит по-русски?!». Увы! Самое главное разочарование нашей публики (да и журналистов тоже) – в том, что российская команда в этом году не участвует в великой континентальной гонке.
Как рассказали в оргкомитете, ралли следует из Пекина, через Монголию. Первая стоянка была в Улан-Баторе, далее экипажи пересекли пустыню Гоби – 7 экстремальных дней только с остановками на ночлег. И вот теперь, в Новосибирске, их ждет два дня отдыха. Несколько экипажей отстали от основной группы из-за поломок и теперь чинятся в дороге. Чтобы присоединиться к ралли, у них есть два дня. Если успеют – продолжат маршрут, в противном случае сошедшие с дистанции снимаются с ралли.
Следующими, кто встретит Большие гонки, будут Омск, Екатеринбург. Затем – Волга... Пересечение России и Республики Беларусь пройдет при поддержке Российской автомобильной Федерации. Далее участников ожидает увлекательный маршрут по Европе, в том числе по горным дорогам через Альпы.
Всё начиналось с верблюдов
В первых гонках 1907 года не было абсолютно никаких правил, за исключением одного: экипаж первого автомобиля, который въедет в Париж, получит приз – бутылку шампанского фирмы «Mumm». Ралли проходило без какой-либо помощи со стороны властей, спонсоров и т.д., маршрут пролегал через сельскую местность, по бездорожью, у экипажей не было даже дорожных карт. Для обеспечения гонок топливом были задействованы верблюды, которые вышли из Пекина и по пути маршрута, пролегающего через территорию Китая, останавливались, дабы обеспечить машины топливом. Пресса и в то время не дремала – утренние газеты с завидной регулярностью давали репортажи о том, как проходит ралли. Откуда такая оперативность? Всё было просчитано до мелочей! В каждом автомобиле находился один журналист в качестве пассажира! Пятая власть успевала всегда и везде.
Ту гонку выиграл итальянский принц Сципиона Боргезе в сопровождении журналиста Луиджи Барзини на авто A7433 фирмы Itala. Экипаж был настолько уверен в себе, что даже принял решение остановиться отклониться от маршрута и заехал в Санкт-Петербург – там был дан званый обед в честь итальянских гонщиков. После чего экипаж проследовал в Москву, где вновь вернулся в гонку.
Музей на колесах
Это поистине музей на колесах! Потому что самый молодой автомобиль, который участвует в ралли, выпущен в 1974 году, а самый старый – в 1915-м! Вот в таком почетном возрасте чудо-машины не только являются поистине бесценными музейными экспонатами, но они еще и ездят! И проделывают такие огромные расстояния!
Итак, в преддверии Дня города участники ралли посетили Новосибирск. Стоянка автомобилей будет проходить два дня, на ретроавто можно полюбоваться возле Оперного театра. И 26 июня в 8.00 от НОВАТа экипажи проследуют по Красному проспекту – ул. Фрунзе – проезду Энергетиков – ул. Станционной и отправятся далее по маршруту своего турне.
Лилия Вишневская. Фото автора