Новосибирский судоходный шлюз расположен на правом берегу Оби, в 20 км выше Новосибирска, входит в состав комплексного гидроузла на реке Обь с водохранилищем, гидроэлектростанцией и плотиной. Гидроузел территориально расположен в Советском районе города Новосибирска.
С чего началась история
Первоначально схема использования реки Обь была выполнена в 1933-34 одах, в 1945-м в Ленинграде был составлен проект Новосибирской ГЭС. Сразу же начались изыскания в Нижних Чёмах – на месте сооружения Новосибирского гидроузла. В 1952 году был утвержден технический проект, однако двумя годами ранее правительство СССР уже приняло решение о строительстве Новосибирской ГЭС...
Строительство проходного канала началось в 1952 году. Его предполагали выработать в отвал шагающим экскаватором. Однако дело скоро не пошло: просчеты допустили проектировщики. Дело в том, что грунт, предназначенный для выработки, оказался сильно насыщенным грунтовыми водами, и был, в основном, песчаный. Выработка то и дело вновь заполнялась водно-песчаной смесью. Пришлось эту проблему обстоятельно обсудить. В результате было принято решение: вокруг гидроузла вырыть пять глубинных водопонижающих скважин, откуда с помощью насосных станций откачивать воду. Решение оправдало себя.
На всем же протяжении канала – до впадения Ельцовки в Обь – работали пять шагающих экскаваторов, было много другой техники – до 20 скреперов, больше десятка бульдозеров. В то время на стройке трудилось более тысячи человек. Для возведения шлюза была создана целая строительная структура: мастерские, арматурный цех, завод ЖБИ, котельная, растворный узел. Силосные банки для цемента до сих пор возвышаются на территории сегодняшнего ЗЖБИ-1.
Основание шлюза бетонировалось блоками до 500 куб. м и 3 м толщиной. Каждая такая подушка должна была укладываться не более суток, и при этом – обогреваться снизу и сверху. Для этого сооружались целые конструкции, которые удерживали тепло. Бетон в них подавался через люк.
Совершенно очевидно, что такая сверхважная кампания должна была сопровождаться высокой организацией и слаженностью всех служб, обеспечивающих бетонирование. Фактов срывов процесса бетонирования, брака или чего-то другого, не позволившего выполнить намеченный план работ в срок, не припоминают. Отношение людей к работе, порученному участку, как это ни покажется сейчас странным, было на высочайшем уровне. И к 1957 году, к началу навигации, как и планировалось, первые суда пошли вверх и вниз по Оби. Шлюз вошел в строй. Комплекс Новосибирской гидроэлектростанции заработал полностью.
Шлюз сегодня
Развивать систему внутренних водных путей, в частности, грузоперевозки, решили власти Новосибирской области – об этом полпред президента в Сибирском федеральном округе Сергей Меняйло и губернатор региона Владимир Городецкий заявили на открытии 60-го сезона навигации Новосибирского судоходного шлюза. По словам губернатора, правительство региона видит перспективу возрождения водных транспортных путей, которые соединяют регионы Западной Сибири (Алтайский край, Новосибирскую, Кемеровскую, Томскую области) с регионами севера и Северным морским путем. Hабочая группа уже изучает производителей рудных материалов, железобетонных конструкций, которым были бы интересны такие перевозки.
Государство потратит на реконструкцию новосибирского шлюза свыше 1 млрд рублей. Сейчас продолжается второй этап реконструкции. В этом году заменят металлоконструкции четырех ворот шлюза, гидроприводы ворот, установят автоматизированную систему управления процессом судопропуска.
Подготовлено по материалам: livejournal.com, sibnet.ru, www-sbras.nsc.ru/HBC/1998/n15/f5c.html