Шпаргалка для родителей-2

Татуировка, пирсинг и «кислотный» цвет волос — это не повод удалять школьника с урока. Куда обращаться, если такое всё же произошло?

Конфликты между педагогами и учениками, увы, не редкость. История пермской школьницы, удалённой с урока за розовый цвет волос, стала предметом оживлённого обсуждения, участники которого разошлись во мнениях. Вправе ли учитель вообще выгонять ученика из класса? Если да, то за что? За опоздание? За внешний вид? За неподобающее поведение? А если школьник пришёл на занятия нетрезвым? Если он нецензурно ругается? Кто же станет это терпеть? Вопросов много, и «Ведомости» продолжают тему, начатую в материале «Шпаргалка для родителей» в №37 от 13 сентября 2018 года.

Кодекс для педагога

Итак, может ли учитель удалить ученика с урока за неформальную внешность — необычный цвет волос, чересчур замысловатую причёску, тату, пирсинг и прочие проявления подросткового самоутверждения?

 

Как гласит официальный ответ, полученный из министерства образования Новосибирской области, существует письмо Минобрнауки России от 28 марта 2013 года «Об установлении требований к одежде обучающихся». Одним из пунктов документа предусмотрено, что «внешний вид и одежда обучающихся… должны соответствовать общепринятым в обществе нормам делового стиля и носить светский характер». За нарушение правил ношения формы или правил внутреннего распорядка школа «оставляет за собой право на применение различного рода взысканий — таких, как замечание, уведомление родителей и т. д.» При этом «недопущение к уроку или удаление с урока из-за внешнего вида недопустимо, так как в соответствии со статьей 43 Конституции РФ это является нарушением права на образование, гарантированного государством».

 

В департаменте образования мэрии Новосибирска напомнили, что школа несёт ответственность не только за качество образования, но и за жизнь и здоровье учеников. А за «нарушение или незаконное ограничение права на образование… образовательная организация и её должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях».

 

Проще говоря, учитель не имеет права не пускать на урок учащегося за опоздание, отсутствие сменной обуви, дневника, учебника, школьной формы, экстравагантную прическу, тату, пирсинг и прочие неформальности во внешности. В такой ситуации педагог может пригласить в школу родителей или поставить в известность директора для «принятия допустимых мер профилактического характера», но «ограничивать доступ к получению образования в качестве меры дисциплинарного воздействия учитель не вправе», поясняют в департаменте образования мэрии. Точно так же учитель не имеет права за всё перечисленное ставить «двойку» по своему предмету — он может оценивать только знания.

 

Если школьник мешает вести урок, учитель обязан отреагировать — он имеет право приостановить занятие и вызвать представителей школьной администрации или родителей, которые могут принять необходимые дисциплинарные меры воздействия.

 

Если допустить, что произошло ЧП — ученик пришёл на занятия нетрезвым, — педагог обязан известить руководство школы и отвести ребёнка к медицинскому работнику. Администрация должна незамедлительно поставить в известность родителей, полицию, вызвать бригаду скорой медицинской помощи.

 

Во всех остальных случаях действия педагога можно обжаловать, поясняют в департаменте образования. Если учитель прогнал ученика с урока, это может стать причиной дисциплинарного разбирательства, поскольку его действия нарушают права ребёнка на образование и противоречат федеральному закону «Об образовании в РФ».

 

В случае если школьник, покинувший класс во время занятий, получил травму или сам совершил правонарушение, к ответственности могут быть привлечены и образовательное учреждение, и сам педагог.

Мы спросили министра…

Вопрос «как должен реагировать учитель на странности во внешнем виде или поведении школьника» «Ведомости» задали врио министра образования региона Сергею Федорчуку. Он оценил ситуацию с точки зрения обычного учителя, директора школы и министра:

— Я считаю, что учитель не имеет права выгонять ученика с урока. Он может сделать замечание по поводу поведения, это нормально. А выгонять, чтобы ребёнок неизвестно куда пошёл, непедагогично и неправильно. Как директор школы я бы такого учителя наказал. Хотя как учитель я понимаю, что на самом деле бывают сложные ситуации. Могу привести массу примеров из своего педагогического опыта, когда я, честно говоря, не знал, что делать, как реагировать. В своё время я работал в классе коррекции, и одна из моих учениц на уроке, сидя на парте передо мной, достала слабоалкогольный напиток, открыла и  стала пить его. Я решил среагировать очень просто — не обратил на неё внимания. Она попила, убрала баночку в рюкзак и успокоилась. Но допускаю, что учитель мог среагировать и по-другому. Хотя считаю, что работать с ребёнком, когда он себя неправильно ведёт, нужно в другой обстановке, не выгоняя его с урока. Я не поддерживаю коллег, которые поступают таким образом. А как министр заявляю: запрещать ребёнку, если он хоть лысый, хоть фиолетовый, ходить в школу никто не имеет никакого права. Это неправильно, это нарушение всех канонов педагогики. Как министр я бы наказал руководителя.

…и психолога

С ледует ли из всего сказанного, что неформальный внешний вид может быть нормой? В школах к этому подходят по-разному — где-то строже, где-то более либерально.

— У нас в школе это решается просто, — говорит Анна Бердникова, педагог-психолог высшей категории, кандидат филологических наук, заведующая кафедрой педагогики и психологии образовательного центра «Горностай». — Есть управляющие советы с участием школьников, родителей, педагогов и представителей общественности. Конечно, обязать всех ходить в форме мы не можем, но на уровне этих советов принимается решение об определённом дресс-коде, и, опираясь на это, педагог составляет разговор с учеником. Например, объясняет, что малиновый цвет его волос мешает одноклассникам сосредоточиться на выполнении контрольной. В ходе таких маленьких ситуативных диалогов проблемы, как правило, решаются.

 

Сергей Федорчук считает, что стремление ученика как-то выделиться среди одноклассников может быть неосознаваемой даже самим ребёнком просьбой о помощи:

 

— На мой взгляд, если девочка красит волосы в фиолетовый цвет, это ненормально. Но это её право. Наверное, она таким образом пытается выразить себя. На месте учителя я бы посмотрел на эту ситуацию по-другому, задался вопросом, почему она это делает, разобрался бы и по возможности помог. Есть в жизни ситуации, когда ребёнок намеренно привлекает к себе внимание. И многие трагедии случаются из-за того, что ни родители, ни близкие, ни учителя не заметили каких-то изменений. Поэтому реагировать надо. Я бы как учитель взял на заметку такую девочку и, прежде всего, поработал бы с семьёй, чтобы разобраться, что случилось.

 

Анна Бердникова полагает, что лучше всего было бы направить стремление школьника к самовыражению в иное русло:

 

— Ребёнок, условно говоря, думает примерно так: кто-то получает награды на олимпиадах, у меня не получается, зато я пирсинг себе сделаю. Или, допустим, он причисляет себя к какой-то неформальной группе: «Я эмо, буду одеваться как эмо, и никто мне не указ». В случае если это не переходит границы дозволенного, можно сказать один раз, а потом проще махнуть рукой. Но высший пилотаж — это позволить ребёнку самому сделать вывод, что лучше самовыражаться другим способом. Действовать через апелляцию к его сильным сторонам. Если пытаться изменить его насильно, стойкого результата не будет. Но когда школьник задумывается и сам начинает искать такие способы самовыражения, в нём это закрепится прочно.

Путь по инстанциям

Как поступать школьникам и их родителям, если они не согласны с теми или иными действиями учителя? Первой инстанцией должна быть администрация школы, советует Сергей Федорчук:

 

— Я своих коллег, руководителей школ всегда призываю к тому, что с ситуацией нужно разбираться на месте. И не надо доводить её ни до муниципалитета, ни до министерства. Это местный вопрос, полномочия школы. Конечно, родители не должны молчать, но начинать нужно с директора школы.

 

Если понимания найти не удалось, следующая инстанция — районные отделы образования, в Новосибирске — департамент образования мэрии. Регулярно проводится приём граждан в министерстве образования области.

 

— Для того чтобы выйти в школу с проверкой, нам нужно разрешение прокуратуры, — поясняет Сергей Федорчук. — Если оно получено, я направляю комиссию регионального Рособрнадзора для проверки всей системы работы школы. Совместно с прокуратурой мы глубоко изучаем ситуацию. Если разрешения прокуратуры нет, мы направляем жалобу в муниципалитет и рассматриваем её совместно с ним. Но в любом случае обращаться нужно: если этого не делать, ситуация может зайти в тупик и решить вопрос будет гораздо сложнее.

 

Министерство образования Новосибирской области:
8 (383) 223-57-23, 8 (383) 238-74-66, 8-913-920-01-06 (для смс-сообщений).

Департамент образования мэрии Новосибирска:
8 (383) 227-45-00, 8(383) 227-45-07.

 

Татьяна МАЛКОВА |  Фото Валерия ПАНОВА

9
 
По теме
На прошлой неделе мы рассказывали, как в средней школе №111 в селе Плотниково Новосибирского района ученики, вместо занятий занимались уборкой помещений о том, что там к первому сентября не закончен ремонт, не хватает учителей,
Как записать ребенка в 1 класс? - Мошковский район С 1 апреля 2024 года начинается прием заявлений в 1 класс. Самый простой способ подать заявление – направить через портал Госуслуги.
Мошковский район
Разнообразие талантов - Газета Новосибирский район - территория развития В Доме детского творчества «Мастер» 22 марта состоялся предпоследний этап открытого конкурса «Ученик года».
Газета Новосибирский район - территория развития
Победу приносит дружба - Газета Новосибирский район - территория развития Управление образования Новосибирского района определило победителей акции «Будущее за нами!».
Газета Новосибирский район - территория развития
Житель города Бердска предстанет перед судом по обвинению в убийстве родственника - Следственный комитет фото СУ СК РФ по Новосибирской области Следственным отделом по городу Бердск следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Новосибирской области завершено расследование уголовного дела в отно
Следственный комитет
Делаем всё возможное - ГБУЗ НСО ГНОКБ За два года, в течение которых на базе Новосибирской областной больницы работает детское онкологическое отделение, 11 маленьких пациентов прошли процедуру заместительной почечной терапии - гемодиализ.
ГБУЗ НСО ГНОКБ
Что приносит почтальон - Черепановская ЦБС       28 марта в Городской библиотеке побывали ребята из детского сада «Колокольчик» на завершающем мероприятии "Недели детской книги".
Черепановская ЦБС
Искусство на все времена - Газета Ведомости Выставка Рубенса в художественном музее, спектакль «Три мушкетёра» в «Глобусе», фильм «Летучий голландец» в кинотеатрах города.
Газета Ведомости