Какие типы сюжетов существуют в русской прозе? Каково место Сибири в литературе и каким будет роман будущего? На эти и другие вопросы ответил известный писатель, публицист Дмитрий Быков.
В субботу 16-го сентября в Новосибирском государственном университете состоялась встреча с Дмитрием Быковым . Писатель отметил, что с Академгородком его связывает очень много воспоминаний. Университет стал местом, где можно разговаривать на действительно важные темы. Что касается научных интересов, то последние годы он занимается исследованием проблемы метасюжета. Публицист рассказал о русском и в особенности о сибирском романах XIX–XXI веков. Итак, в литературе XIX века преобладают пять основных сюжетных типов:
- Повествование начинается в салоне, а заканчивается на войне или на каторге. Позже действие романа разворачивается в усадьбе, а не в салоне. Почему же так? Ответ прост: количество локаций русской жизни невелико.
- Главный фабульный механизм – борьба сверхчеловека с лишним человеком. В «Евгении Онегине» это дуэль гения Ленского с ничтожным Онегиным. В «Герое нашего времени» нереализовавшийся Печорин стреляется с посредственным Грушницким, который ни в чем не виноват, а просто встал у него на пути. У Федора Достоевского все гораздо интереснее: здесь сверхчеловек одновременно наделен и чертами лишнего человека. Вспомните, например, Свидригайлова из «Преступления и наказания».
- Пародия – это необходимость, ведь без этого великий текст не войдет в читательское сознание. Так, «Герой нашего времени» – это «Страдания юного Вертера» Гете, а «Новый завет» подражает «Ветхому завету». Важно, что пародия не всегда сводится к юмору.
- Роман-путешествие. Главной задачей русского мира в этот момент становится осознание собственных масштабов, описание той ситуации, задание тех координат, в которых будет развиваться русская культура.
- Сдвиг на Восток. Это значит, что действие начинается на Западе, а заканчивается на Востоке географически и ментально: от революции герои приходят к принятию своей участи. Символично и то, что Александр Пушкин задумывает первые произведения в Петербурге, а последние в Оренбурге; Иван Тургенев начинает с «Рудина», а заканчивает «Новью». Происходит осознание того, что Россия – это специфическая среда и не всякие изменения пойдут ей на благо. «Осушив болото, Вы, безусловно, спасетесь от этих топей, но погубите всю его флору и фауну, может быть, среда этого болота окажется не восстановима» , – завершил Дмитрий Быков.
Так вот, теперь о сибирском романе XX века. Из трех разновидностей подробно рассмотрели семейный роман (или роман семейного упадка). В названии таких произведений обязательно содержится фамилия семейства, жанровое обозначение или обозначение краха. И Сибирь – место, где наиболее наглядно реализовался этот сюжет. В чем суть: роман семейного упадка – история о том, как одна семья убивает себя «зерном», уже содержащимся в ней, а смерть и упадок лежат в условиях ее процветания. «Сибирь – и есть такой топос, который содержит в себе зерно своего разрушения» , – заявил писатель.
С одной стороны, это зона имперской экспансии, а также бегство от центра. Русские – такой народ, который будет бежать от руки централизованной власти так далеко, пока не упрется в какой-нибудь предел, например, в океан. Взгляните на карту России, и вы поймете, что это так. С другой стороны, это место ссылки неугодных правительству людей. И получается, что формируя тип хозяина вместе с освоением земель, империя подрывает свои корни, ссылая в Сибирь всех непримиримых смутьян. Отсюда и сюжет семейного романа: роковая красавица (Россия) выбирает между ссыльным (бунтарем) и крепким хозяином (властью). И получается, что Сибирь – место интеллектуальной свободы. Почему? Потому что дальше не сошлют.
В целом, Дмитрий Быков возлагает большие надежды на литературный прорыв Сибири в XXI веке. Уже определены три главных сюжета. Первый – непрерывная война всех со всеми за утрачивающиеся ресурсы. Второй – одичание. Осталось несколько городов миллионников, а между ними пустое поле. Бунтующая против обитателей Земля – один из главных героев произведения. Третий – бегство: Сибирь становится убежищем для последних интеллектуалов, скрывающихся от клерикального государства. По мнению публициста, это неплохой сюжет, который реализуется в полной мере в дальнейшей литературе.
Текст: Анна Патрушева
Фото: Ильдар Низаметдинов