«Сибирь» в пролете

В 2014-2015 гг. среднегодовая частота сообщений на субсидируемых маршрутах в аэропорту «Толмачево» составляла 47-57 рейсов в неделю. С начала нынешнего года она сократилась до 16 рейсов

НА ОДНОМ из последних «правительственных часов» в Совете Федерации был рассмотрен вопрос «О развитии внутренних воздушных перевозок, аэропортовой инфраструктуры и повышении авиационной безопасности». На «час» был приглашен министр транспорта РФ Максим Соколов, и, как уже отметили СМИ, «первые слова Максима Юрьевича в докладе были похожи на отчет в честь очередного юбилея летающей отрасли».
      «Наша многолетняя работа по созданию условий для оказания доступных и качественных услуг населению на воздушном транспорте, по развитию современной инфраструктуры и обеспечению авиационной и транспортной безопасности позволяет сегодня с уверенностью говорить об уверенном поступательном развитии гражданской авиации. Авиаперевозки развивались более высокими темпами по сравнению с другими видами транспорта. Рост численности авиапассажиров превысил мировые темпы в три раза».
      Вот именно так: «…с уверенностью говорить об уверенном поступательном». Да, в прошлом году было небольшое падение пассажиропотока, но виноваты в этом не министерство и правительство, а «Трансаэро», Украина, Турция и Египет. То есть все объективно.
      С региональными и местными авиаперевозками также все о’кей. Усилия правительства по их развитию привели к тому, что на внутренних воздушных линиях за прошлый год было перевезено на 13,6 процента больше, чем годом ранее. Рост объема перевозок на местных воздушных линиях составил 6,5 процента. Количество обслуживаемых пассажиров российскими аэропортами с 2012 года увеличилось на 25 процентов.
      «Значительный рост внутренних воздушных перевозок, их доступность для населения были обеспечены в первую очередь реализацией программ субсидирования на социально значимых маршрутах. Это маршруты с Дальнего Востока и Сибири в центральную часть России, а также из Калининграда, региональные маршруты на территории Северо-Западного, Приволжского, Сибирского, Уральского и Дальневосточного федеральных округов. Всего в рамках пяти программ субсидируется порядка 300 маршрутов». Ну и т. д.
      Информируя коллег накануне о проведении мероприятия, спикер Валентина Матвиенко обратилась ко всем, чтобы при подготовке вопроса на «правительственный час» каждый запросил информацию (кого это интересует, волнует) по состоянию аэропортов, по состоянию воздушных перевозок, «чтобы вы активно участвовали в обсуждении, вносили предложения, чтобы у нас очень содержательно прошло рассмотрение этого вопроса!.. Коллеги, последние три года уже активно везде обсуждаем, а воз и ныне там. Кардинальных изменений не происходит. Давайте проведем с пользой для регионов этот «правительственный час».
      И вопросы у сенаторов нашлись. Только вот ответы министра транспорта вряд ли сенаторов удовлетворили, уж слишком эти ответы были обтекаемы. Например, был такой вопрос: почему ведущий национальный авиаперевозчик «Аэрофлот», квазимонополист, получая огромную помощь в виде государственных субсидий, тем не менее никак не может избавиться от серьезных убытков? Что ответил Соколов: «Мы постоянно следим за развитием ситуации».
      Да у нас и Министерство финансов за всем следит, и Минэкономика, хотя следить вроде бы не их работа, для этого есть специальные службы, работа министерств — работать.
      Тут, кстати, стоит вспомнить, что «Аэрофлот» еще получает роялти за пролет судов иностранных компаний над территорией России (т. н. «пролетные»). А это сотни миллионов долларов в год. Во время кризисов прочие авиакомпании просят «Аэрофлот» роялти поделиться. Безрезультатно. Его понять можно.
      УБЫТКИ компании по итогам 2015 года составили 18,9 млрд рублей. Без роялти они были бы раза в два больше. Конечно, в прошлом году «Аэрофлот» сильно подкосили обязательства по «Трансаэро». Ну и не надо было отдавать «Трансаэро» «Аэрофлоту», отдали бы лучше нашей «Сибири» (S7), которая тоже хотела. Кто бы что ни говорил, ну не может госкомпания по определению быть эффективной, ни одна российская госкомпания пока не доказала обратного.
      Нашлись вопросы к министру транспорта и у сенатора от Новосибирской области Надежды Болтенко. Она согласилась с тем, что действительно в 2014 и 2015 гг. за счет действия Постановления № 1242 удалось наладить стабильное и регулярное авиасообщение между узловыми аэропортами и удаленными населенными пунктами Сибирского федерального округа. В общей сложности в 2015 году для СФО субсидировалось 35 региональных маршрутов. На примере «Толмачево» среднегодовая частота сообщений на субсидируемых маршрутах в эти годы составляла 47-57 рейсов в неделю.
      Однако с 1 января этого года Росавиацией было принято решение об исключении из перечня субсидируемых маршрутов СФО ряда направлений, что привело к сокращению количества рейсов. Частота рейсов на большинстве маршрутов сократилась с трех-четырех раз в неделю до одного. Где-то авиасообщение было вообще прекращено. Если смотреть по тому же «Толмачево», средняя частота вылетов-прилетов по субсидируемым региональным маршрутам в январе-феврале нынешнего года сократилась до 16 рейсов в неделю.
      Надежда Болтенко привела и конкретные примеры. На линиях Новосибирск — Стрежевой, Новосибирск — Ханты-Мансийск из-за отмены субсидий частота авиасообщения в этом году снизилась с четырех рейсов в неделю до одного. Линии Новосибирск — Омск, Новосибирск — Томск закрыты вообще.
      По мнению новосибирского сенатора, отмена авиарейсов перечеркивает все прежние положительные результаты работы правительства. Надежда Николаевна предложила Минтрансу предусмотреть более гибкий подход к вопросу субсидирования региональных рейсов. В зависимости от сезона, платежеспособности населения и других факторов. Она считает, что сокращение размеров субсидирования маршрутов необходимо проводить поэтапно до тех пор, пока спрос не станет стабильным, и только после этого момента переводить маршруты на самоокупаемость.
      Есть и альтернативный вариант. Можно рассмотреть возможность создания в СФО программы субсидирования авиаперевозок аналогичной той, что действует в Приволжском федеральном округе. По этой программе предусматривается выделение отдельных средств из федерального бюджета. Понятно, только при условии софинансировании маршрутов со стороны регионов (60 процентов на 40). При этом устанавливается предельная величина тарифа эконом-класса при перелете в одном направлении (для ПФО она не должна превышать 3250 рублей на один час полета), а все субсидируемые маршруты должны находиться внутри одного округа.
      Надеждой Болтенко был задан вопрос министру и по поводу аэродромной инфраструктуры РФ. Сегодня основным механизмом ее финансирования является федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы России на 2010-2020 годы», в которой никак не предусмотрен механизм распределения финансирования в случае его дефицита. Поэтому на практике приоритет отдается столичным аэропортам (тем, кто ближе), аэропорты же регионального значения финансируются по остаточному принципу. Согласно федеральной целевой программе аэропорт «Толмачево» к концу прошлого года планировал завершить реконструкцию аэродрома. Однако из-за недофинансирования в 2015-м была готова только проектная документация. На текущий год финансирование вообще не предусмотрено, так что завершение проекта переносится на непонятное будущее. И это при том, что «Толмачево» является пассажирским и грузовым хабом всего Сибирского региона, шестым аэропортом РФ по пассажиропотоку. Он обслуживает технические посадки грузовых воздушных судов, следующих по маршрутам Юго-Восточная Азия — Европа.
      Шесть лет назад в статье «Ударим хабом по ухабам и бездорожью» («НС» № 45-46 от 26 ноября 2010) мы писали, что «с начала 90-х авиация развивалась у нас (если можно говорить о развитии) парадоксальным образом — большинство маршрутов было замкнуто на Москву. Для государства более-менее круглого со столицей в середине это, наверное, могло бы быть приемлемым. В России же все превратилось в скверный анекдот. Если человеку вдруг срочно приспичило долететь из Томска в Омск, он вынужден был делать это через Москву. В результате с 1990 года число аэродромов и аэропортов в стране уменьшилось в шесть раз (с 1200 до 210)». Еще в нулевых стало ясно, что Москва перегружена транзитными пассажирами и что кризис, в котором на тот момент находилось отечественное аэропортовое хозяйство, невозможно преодолеть без развития местных воздушных линий, небольших региональных аэропортов. За последние шесть лет дело вроде бы двинулось в правильном направлении, однако мы почему-то опять начали наступать на те же грабли, возвращаясь к финансированию в основном только столичных аэропортов.
      Серьезно подпортили «праздничное» настроение от доклада министра не только вопросы и выступления сенаторов, но и выступление представителя Счетной палаты РФ Олега Богомолова. Как считает Счетная палата, бюджетных средств на субсидирование и развитие инфраструктуры воздушных сообщений выделяется государством достаточно, но Росавиация их как не осваивала, так и не осваивает. А деньги это не такие уж малые, около 30 млрд рублей. Причем 9 млрд из них как раз идут на реализацию программы по субсидированию внутренних воздушных перевозок.
      Из-за того, что весьма существенная часть средств не используется, в 2015-м не был введен в эксплуатацию ни один из десяти запланированных объектов. Проектную документацию удалось утвердить только по четырем объектам строительства и реконструкции аэропортовых комплексов из запланированных восьми и т. д. В рамках государственного субсидирования региональных авиаперевозок не удалось обеспечить достаточного развития маршрутов в удаленные и труднодоступные места. В итоге из 759 млн рублей, запланированных на совершенствование перевозок на дальних маршрутах, не было использовано 22,5 процента средств.
      В чем Минтранс и сенаторы оказались солидарны? Как отметил в своем докладе Максим Соколов, «еще одной мерой по поддержке авиационной отрасли стало снижение по инициативе правительства ставки НДС на внутренние перевозки с 18 до 10 процентов. Эта мера показала свою эффективность. Средняя стоимость перевозки одного пассажира в прошлом году выросла примерно на 5,5 процента при том, что инфляция составила около 13. В целях дальнейшей поддержки отрасли и обеспечения доступности перевозок Минтранс России предлагает обнулить НДС на внутренние воздушные перевозки, что позволит обеспечить финансовую стабильность авиакомпаний при снижении платежеспособного спроса на авиаперевозки».
      О том же самом говорят ученые, говорят в комиссии по транспорту и транспортной инфраструктуре Российского союза промышленников и предпринимателей. А Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта даже написала по этому поводу письмо президенту. Вроде все логично: если государство само не может справиться с проблемой, оно должно переложить ее на предпринимателей и эксплуатантов. Однако правительство, а точнее Минфин, категорически против обнуления НДС. Минфину, видно, невдомек, что когда сокращаются маршруты и вылеты, в казну не попадает не только НДС, но и все остальные сопутствующие выплаты и налоги.
      Почему это произошло? Дело в том, что в соответствии с правилами предоставления субсидий в рамках Постановления № 1242 для СФО, если объем воздушных перевозок за предыдущий год превысил в обоих направлениях восемь тысяч пассажиров, то на следующий год субсидирование такого маршрута прекращается.
     

 
По теме
Новосибирские полицейские ищут мужчину, оплатившего покупки чужой картой Полина ШЕВЧЕНКО Новосибирские полицейские ищут мужчину, оплатившего покупки чужой картой.
Отцу ребенка сибирячка говорила, что занимается эскортом. Фото: freepik.com В Дзержинском районе Новосибирска сибирячка погасила почти миллионный долг по алиментов ради будущего водительского удостоверения.
В Новосибирской области отчима отправят в больницу за истязание девочки утюгом Никита МАНЬКО Психиатрическая экспертиза помогла отчиму избежать уголовной ответственности.
Легковушка выскочила на встречку и столкнулась с грузовиком Фото: МВД по Красноярскому краю Страшная авария случилась сегодня днем, 28 марта, в Красноярском крае на 684 км автодороги Р-255 «Сибирь».
В Алтайском крае предупредили о подъеме уровня воды в реках - 4S-Info.Ru Фото: ГУ МЧС по Алтайскому краю По данным Западно-Сибирского управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, в период с 27 по 30 марта ожидается вскрытие реки Алей в районе села Старо-Алейского,
4S-Info.Ru
Редкую патологию обнаружили у девочки из Новосибирска - более десяти лет потребовалось, чтобы установить диагноз Ребенок не может нормально питаться, твердая пища вызывает боль и кровотечения во рту.
ГТРК Новосибирск
С Сергеем Михалковым – весело! - ЦБС Баганского района Во второй день Недели детской книги в библиотеке состоялась встреча с воспитанниками детского сада «Колокольчик».
ЦБС Баганского района
Поезд, идущий в овраге - Газета Ведомости «Собаки» и «Гадкий утёнок» — какие сюрпризы приготовили детям новосибирские театры?
Газета Ведомости
С новым званием! - Краеведческий музей Поздравляем Риту Анатольевну Полянскую с присвоением звания «Почетный работник культуры» Новосибирской области!
Краеведческий музей